Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Витер Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.,
судей Морозковой Е.Е., Астапенко С.А.,
с участием прокурора Алферьевой М.В.
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе П.А. апелляционному представлению Всеволожского городского прокурора Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 февраля 2014 года, которым было отказано в удовлетворении заявления П.А. о признании пунктов 4.6, 4.7 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 недействующими со дня его принятия.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения представителей П.А. - Ю., Г., заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
установила:
17 июня 2010 года решением совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области N 44 утверждено Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области. Решениями совета депутатов названного муниципального образования от 16.12.2010 N 79, от 20.10.2011 N 64, от 21.03.2013 N 19 изменена редакция названного муниципального нормативного правового акта.
Решение совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 с последующими изменениями и дополнениями опубликованы в официальном издании муниципального образования - газете "Всеволожские вести" и является действующим.
В пункте 4.6 названного Положения (в редакции решения совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 16.12.2010 N 79) предусмотрено, что заявления граждан рассматриваются на заседаниях комиссии по мере формирования перечня земельных участков.
Согласно пункту 4.7 данного Положения первоочередным приоритетом пользуются заявители в соответствии с подпунктом 3) пункта 2.5 настоящего Положения.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются все члены многодетной семьи, имеющие право на получение земельного участка в соответствии с настоящим областным законом. Земельный участок предоставляется в общую собственность всех членов многодетной семьи.
Предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, указанным в подпункте 3) пункта 2.5 Положения, для индивидуального жилищного строительства составляют:
- минимальный размер - 0,10 га;
- максимальный размер - 0,25 га.
При решении вопроса о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, указанных в подпункте 3) пункта 2.5 настоящего Положения, не учитываются дети, в отношении которых данные граждане были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.
Право гражданина, указанного в подпункте 3) пункта 2.5 настоящего Положения, на бесплатное предоставление в собственность земельного участка прекращается в случае лишения его родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, а также в случае совершения им в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления.
Граждане, ставшие собственниками земельного участка в составе многодетной семьи по основаниям, предусмотренным в подпункте 3) пункта 2.5 настоящего Положения, считаются реализовавшими право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка и не имеют права на бесплатное получение земельного участка по иным основаниям, предусмотренным настоящим Положением, за исключением несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.
Несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, реализовавшие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в составе многодетной семьи, приобретают самостоятельное право на бесплатное получение в собственность земельного участка после достижения ими 18-летнего возраста при наличии оснований, предусмотренных настоящим Положением.
П.А. обратилась с заявлением в суд о признании пунктов 4.6, 4.7 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 недействующими со дня его принятия. Заявитель полагала, что положения оспариваемого муниципального нормативного правового акта противоречат пунктам 4, 9, 10 Положения, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37, имеющего большую юридическую силу. По позиции заявителя пункт 4.6 Положения устанавливает дополнительные обязательные меры по организации предоставления земельных участков, а именно: органами местного самоуправления Всеволожского муниципального района предоставление земельных участков поставлено в прямую зависимость от исполнения ими обязанностей по формированию земельных участков. Отсутствие же сроков рассмотрения заявлений граждан в данной норме вносит неопределенность в саму процедуру принятия решения по заявлениям граждан о предоставлении земельного участка.
В судебное заседание П.А. не явилась.
Представитель П.А. - Ю., извещенная о слушании дела телефонограммой, также в судебное заседание не явилась.
Представитель совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области П.Ю. в судебном заседании требования заявителя не признала, указав, что представительным органом было исполнено представление прокурора, внесенное в 2011 году.
В заключении участвующий в деле прокурор в удовлетворении требований заявителя просил отказать, ссылаясь на то, что представление прокурора исполнено.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 февраля 2014 года П.А. в удовлетворении требований о признании пунктов 4.6, 4.7 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 недействующими со дня его принятия, было отказано.
В апелляционном представлении городской прокурор просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, ссылаясь на часть 4 статьи 330 ГПК Российской Федерации, а именно на то, что в материалах дела не имеется сведений о надлежащем извещении П.А. о слушании дела. Извещение же представителя заявителя не исключает необходимость извещения заявителя о времени и месте рассмотрения дела.
В апелляционной жалобе П.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы отмечает, что рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания является безусловным основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке. Ссылаясь на противоречие оспариваемых норм Положению, утвержденному постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37, обращает внимание на то, что с момента принятия областного закона от 14.10.2008 N 105-оз по Токсовскому городскому поселению предоставлено всего 16 земельных участков, не поставленных на кадастровый учет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель П.А. - Г. доводы апелляционной инстанции поддерживает, представив уточненное заявление П.А. в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, в котором заявитель просит признать недействующим пункт 4.6 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 недействующим со дня его принятия. В обоснование требования указано, что оспариваемое Положение не соответствует имеющему большую юридическую силу Положению о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области, утвержденному постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37. Пункт 4.6 Положения устанавливает дополнительные обязательные меры по организации предоставления земельных участков, а именно: органами местного самоуправления Всеволожского муниципального района предоставление земельных участков поставлено в прямую зависимость от исполнения ими обязанностей по формированию земельных участков. Отсутствие же сроков рассмотрения заявлений граждан в данной норме вносит неопределенность в саму процедуру принятия решения по заявлениям граждан о предоставлении земельного участка.
Представитель П.А. - Ю. доводы апелляционной жалобы и представленного заявления поддерживает.
Участвующий в деле прокурор Алферьева М.В. апелляционное представление поддерживает, считает что в связи допущенными процессуальными нарушениями решение суда подлежит отмене, в удовлетворении уточненного требования П.А. надлежит отказать.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, заслушав явившихся лиц, а также заключение участвующего в деле прокурора, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему. В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции при установлении в судебном заседании предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции на основании ч. 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выносит мотивированное определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении П.А. о времени и месте судебного заседания признан судебной коллегией обоснованным, поскольку в деле отсутствуют доказательства надлежащего извещения П.А. о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с чем в соответствии с положениями п. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно приведенной норме, учитывая рассмотрение судом первой инстанции дела в отсутствие заявителя, не извещенного надлежаще о слушании дела, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение Всеволожского городского суда от 25 февраля 2014 года.
Статьей 253 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе: вопросы владения, пользования и распоряжения землей.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 78 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса (пункт 1). Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На основании пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации принят областной закон Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области". Настоящим областным законом установлены случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления индивидуального жилищного строительства.
Статьей 4 названного областного закона Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз определено, что Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности Ленинградской области, определяется Правительством Ленинградской области (часть 1). В соответствии с законодательством Российской Федерации порядок бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органами местного самоуправления Ленинградской области (часть 2).
В соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37 утверждено Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области.
В пункте 2.2 постановления правительства Ленинградской области указано, что утвержденное данным постановлением Положение надлежит использовать при бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности Ленинградской области.
В преамбуле Положения, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44, пункт 4.6 которого оспаривается, отражено, что Положение распространяет свое действие на случаи предоставления гражданам земельных участков, расположенных на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области, из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления индивидуального жилищного строительства в аренду с последующим бесплатным предоставлением данных земельным участков в собственность граждан, установленные настоящим Положением в соответствии с требованиями областного закона от 14 октября 2008 года N 105-оз.
Таким образом, оспариваемое заявителем Положение регулирует порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Названное Положение утверждено решением представительного органа муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, частью 2 статьи 4 областного закона Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз.
Каких-либо оснований полагать, что данное Положение (в оспариваемой части) не соответствует требованиям федеральных или областных законов, имеющих большую юридическую силу, по делу не имеется и заявителем не представлено.
Суждение заявителя о том, что Положение, утвержденное решением совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 (в оспариваемой части), противоречит Положению, утвержденному постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37, судебной коллегией не может быть признано правильным по следующим основаниям.
Оспариваемым Положением урегулирован порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а Положением, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37 определен порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области.
По существу, названными нормативными правовыми актами урегулированы различные правоотношения в сфере распоряжения земельными участками.
Не может быть признан обоснованным и довод заявителя о неопределенности оспариваемой правовой нормы, так как оспариваемая норма не вызывает неоднозначного толкования ее содержания. В этой связи необходимо повторно отметить, что право установления порядка предоставления земельных участков (включая сроки, процедуру рассмотрения заявлений граждан), находящихся в муниципальной собственности (или государственная собственность на которые не разграничена) для индивидуального жилищного строительства в силу вышеприведенных федеральных и областных законов предоставлено исключительно соответствующим органам местного самоуправления.
С учетом изложенного в совокупности, судебная коллегия полагает, что оспариваемая правовая норма не нарушает права и законные интересы заявителя.
Поэтому, правовых оснований для удовлетворения заявленных П.А. по делу не имеется, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 февраля 2014 года отменить.
В удовлетворении заявления П.А. о признании пункта 4.6 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 17 июня 2010 г. N 44 недействующим со дня его принятия, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.09.2014 N 33-4274/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. N 33-4274/2014
Судья Витер Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.,
судей Морозковой Е.Е., Астапенко С.А.,
с участием прокурора Алферьевой М.В.
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе П.А. апелляционному представлению Всеволожского городского прокурора Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 февраля 2014 года, которым было отказано в удовлетворении заявления П.А. о признании пунктов 4.6, 4.7 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 недействующими со дня его принятия.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения представителей П.А. - Ю., Г., заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
установила:
17 июня 2010 года решением совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области N 44 утверждено Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области. Решениями совета депутатов названного муниципального образования от 16.12.2010 N 79, от 20.10.2011 N 64, от 21.03.2013 N 19 изменена редакция названного муниципального нормативного правового акта.
Решение совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 с последующими изменениями и дополнениями опубликованы в официальном издании муниципального образования - газете "Всеволожские вести" и является действующим.
В пункте 4.6 названного Положения (в редакции решения совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 16.12.2010 N 79) предусмотрено, что заявления граждан рассматриваются на заседаниях комиссии по мере формирования перечня земельных участков.
Согласно пункту 4.7 данного Положения первоочередным приоритетом пользуются заявители в соответствии с подпунктом 3) пункта 2.5 настоящего Положения.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются все члены многодетной семьи, имеющие право на получение земельного участка в соответствии с настоящим областным законом. Земельный участок предоставляется в общую собственность всех членов многодетной семьи.
Предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, указанным в подпункте 3) пункта 2.5 Положения, для индивидуального жилищного строительства составляют:
- минимальный размер - 0,10 га;
- максимальный размер - 0,25 га.
При решении вопроса о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, указанных в подпункте 3) пункта 2.5 настоящего Положения, не учитываются дети, в отношении которых данные граждане были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.
Право гражданина, указанного в подпункте 3) пункта 2.5 настоящего Положения, на бесплатное предоставление в собственность земельного участка прекращается в случае лишения его родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, а также в случае совершения им в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления.
Граждане, ставшие собственниками земельного участка в составе многодетной семьи по основаниям, предусмотренным в подпункте 3) пункта 2.5 настоящего Положения, считаются реализовавшими право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка и не имеют права на бесплатное получение земельного участка по иным основаниям, предусмотренным настоящим Положением, за исключением несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.
Несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, реализовавшие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в составе многодетной семьи, приобретают самостоятельное право на бесплатное получение в собственность земельного участка после достижения ими 18-летнего возраста при наличии оснований, предусмотренных настоящим Положением.
П.А. обратилась с заявлением в суд о признании пунктов 4.6, 4.7 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 недействующими со дня его принятия. Заявитель полагала, что положения оспариваемого муниципального нормативного правового акта противоречат пунктам 4, 9, 10 Положения, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37, имеющего большую юридическую силу. По позиции заявителя пункт 4.6 Положения устанавливает дополнительные обязательные меры по организации предоставления земельных участков, а именно: органами местного самоуправления Всеволожского муниципального района предоставление земельных участков поставлено в прямую зависимость от исполнения ими обязанностей по формированию земельных участков. Отсутствие же сроков рассмотрения заявлений граждан в данной норме вносит неопределенность в саму процедуру принятия решения по заявлениям граждан о предоставлении земельного участка.
В судебное заседание П.А. не явилась.
Представитель П.А. - Ю., извещенная о слушании дела телефонограммой, также в судебное заседание не явилась.
Представитель совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области П.Ю. в судебном заседании требования заявителя не признала, указав, что представительным органом было исполнено представление прокурора, внесенное в 2011 году.
В заключении участвующий в деле прокурор в удовлетворении требований заявителя просил отказать, ссылаясь на то, что представление прокурора исполнено.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 февраля 2014 года П.А. в удовлетворении требований о признании пунктов 4.6, 4.7 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 недействующими со дня его принятия, было отказано.
В апелляционном представлении городской прокурор просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, ссылаясь на часть 4 статьи 330 ГПК Российской Федерации, а именно на то, что в материалах дела не имеется сведений о надлежащем извещении П.А. о слушании дела. Извещение же представителя заявителя не исключает необходимость извещения заявителя о времени и месте рассмотрения дела.
В апелляционной жалобе П.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы отмечает, что рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания является безусловным основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке. Ссылаясь на противоречие оспариваемых норм Положению, утвержденному постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37, обращает внимание на то, что с момента принятия областного закона от 14.10.2008 N 105-оз по Токсовскому городскому поселению предоставлено всего 16 земельных участков, не поставленных на кадастровый учет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель П.А. - Г. доводы апелляционной инстанции поддерживает, представив уточненное заявление П.А. в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, в котором заявитель просит признать недействующим пункт 4.6 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 недействующим со дня его принятия. В обоснование требования указано, что оспариваемое Положение не соответствует имеющему большую юридическую силу Положению о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области, утвержденному постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37. Пункт 4.6 Положения устанавливает дополнительные обязательные меры по организации предоставления земельных участков, а именно: органами местного самоуправления Всеволожского муниципального района предоставление земельных участков поставлено в прямую зависимость от исполнения ими обязанностей по формированию земельных участков. Отсутствие же сроков рассмотрения заявлений граждан в данной норме вносит неопределенность в саму процедуру принятия решения по заявлениям граждан о предоставлении земельного участка.
Представитель П.А. - Ю. доводы апелляционной жалобы и представленного заявления поддерживает.
Участвующий в деле прокурор Алферьева М.В. апелляционное представление поддерживает, считает что в связи допущенными процессуальными нарушениями решение суда подлежит отмене, в удовлетворении уточненного требования П.А. надлежит отказать.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, заслушав явившихся лиц, а также заключение участвующего в деле прокурора, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему. В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции при установлении в судебном заседании предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции на основании ч. 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выносит мотивированное определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении П.А. о времени и месте судебного заседания признан судебной коллегией обоснованным, поскольку в деле отсутствуют доказательства надлежащего извещения П.А. о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с чем в соответствии с положениями п. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно приведенной норме, учитывая рассмотрение судом первой инстанции дела в отсутствие заявителя, не извещенного надлежаще о слушании дела, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение Всеволожского городского суда от 25 февраля 2014 года.
Статьей 253 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе: вопросы владения, пользования и распоряжения землей.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 78 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса (пункт 1). Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На основании пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации принят областной закон Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области". Настоящим областным законом установлены случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления индивидуального жилищного строительства.
Статьей 4 названного областного закона Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз определено, что Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности Ленинградской области, определяется Правительством Ленинградской области (часть 1). В соответствии с законодательством Российской Федерации порядок бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органами местного самоуправления Ленинградской области (часть 2).
В соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37 утверждено Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области.
В пункте 2.2 постановления правительства Ленинградской области указано, что утвержденное данным постановлением Положение надлежит использовать при бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности Ленинградской области.
В преамбуле Положения, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44, пункт 4.6 которого оспаривается, отражено, что Положение распространяет свое действие на случаи предоставления гражданам земельных участков, расположенных на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области, из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления индивидуального жилищного строительства в аренду с последующим бесплатным предоставлением данных земельным участков в собственность граждан, установленные настоящим Положением в соответствии с требованиями областного закона от 14 октября 2008 года N 105-оз.
Таким образом, оспариваемое заявителем Положение регулирует порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Названное Положение утверждено решением представительного органа муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, частью 2 статьи 4 областного закона Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз.
Каких-либо оснований полагать, что данное Положение (в оспариваемой части) не соответствует требованиям федеральных или областных законов, имеющих большую юридическую силу, по делу не имеется и заявителем не представлено.
Суждение заявителя о том, что Положение, утвержденное решением совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 17.06.2010 N 44 (в оспариваемой части), противоречит Положению, утвержденному постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37, судебной коллегией не может быть признано правильным по следующим основаниям.
Оспариваемым Положением урегулирован порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а Положением, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37 определен порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области.
По существу, названными нормативными правовыми актами урегулированы различные правоотношения в сфере распоряжения земельными участками.
Не может быть признан обоснованным и довод заявителя о неопределенности оспариваемой правовой нормы, так как оспариваемая норма не вызывает неоднозначного толкования ее содержания. В этой связи необходимо повторно отметить, что право установления порядка предоставления земельных участков (включая сроки, процедуру рассмотрения заявлений граждан), находящихся в муниципальной собственности (или государственная собственность на которые не разграничена) для индивидуального жилищного строительства в силу вышеприведенных федеральных и областных законов предоставлено исключительно соответствующим органам местного самоуправления.
С учетом изложенного в совокупности, судебная коллегия полагает, что оспариваемая правовая норма не нарушает права и законные интересы заявителя.
Поэтому, правовых оснований для удовлетворения заявленных П.А. по делу не имеется, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 февраля 2014 года отменить.
В удовлетворении заявления П.А. о признании пункта 4.6 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 17 июня 2010 г. N 44 недействующим со дня его принятия, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)