Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 26.06.2014 ПО ДЕЛУ N 3-42/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. по делу N 3-42/2014


Верховный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению автостояночного потребительского кооператива "Песочная" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,
установил:

Автостояночный потребительский кооператив "Песочная" (далее по тексту - АПК "Песочная", Кооператив, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановления Правительства УР от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР N 211, оспариваемое постановление).
Свои требования заявитель мотивировал тем, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:010065:38, площадью 1 802 кв. м, расположенного по адресу г. Ижевск, ул. Песочная, 40 в Октябрьском районе. Расчет размера арендной платы за земельный участок производится им в соответствии с постановлением Правительства УР от 06 ноября 2007 года N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее по тексту - постановление Правительства УР N 172) как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы. Приложением N 1 к постановлению Правительства УР от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР N 275) была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010065:38 в размере 1 106 085,62. Исходя из указанной величины кадастровой стоимости заявитель полностью внес арендную плату за период с 2009 года по 2012 год. Однако, в результате изменения постановления Правительства УР N 275 оспариваемым постановлением Правительства УР N 211 - вышеназванная кадастровая стоимость земельного участка увеличилась до 2 859 774,0, что повлекло установление Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска задолженности АПК "Песочная" перед бюджетом города в размере 122 495,36 руб. Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно ничем не обосновано, принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечет незаконное изъятие его денежных средств. В связи с чем, заявитель просит суд признать постановление Правительства УР N 211 недействующим с момента принятия в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифры "1 106 085,62" на цифру "2 859 774,00" в пункте 1474 раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства УР N 275 (л.д. 3 - 6).
Представитель АПК "Песочная" З.С.Ю. (доверенность N 59 от 08 мая 2014 года сроком на один год - л.д. 7) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по УР - главный специалист-эксперт Ш.С.А. (доверенность N 38 от 25 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2014 года - л.д. 65), в судебном заседании требования заявителя полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства УР N 211 принято уполномоченным органом и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. При этом пояснила, что необходимость внесения изменений в постановление Правительства УР N 275 была обусловлена ошибками в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики. В связи с чем, в июле 2010 года Исполнитель Отчета - Пермский филиал ФГУП "ФКЦ Земля" в порядке информационного взаимодействия представил исправленный Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка 18:26:010065:38 была увеличена с 1 106 085,62 до 2 859 777,0 (л.д. 64, 65).
Представители Правительства УР и Администрации муниципального образования "Город Ижевск" были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела (л.д. 48, 53), но в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не известили. Представитель Правительства УР ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия (л.д. 54). При таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие представителей Правительства УР и Администрации МО "Город Ижевск".
Представитель Правительства УР, чье решение обжалуется - начальник юридического отдела Министерства имущественных отношений УР К.С.В. (доверенность N 7-195/27 от 25 декабря 2013 года сроком по 25 декабря 2014 года - л.д. 49) представил в суд письменные возражения, в которых ссылался на то, что постановление Правительства УР N 211 принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия постановления Правительства УР N 211 явилось наличие в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков кадастровой ошибки, которая была воспроизведена в постановлении Правительства УР N 275, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путем издания оспариваемого постановления, что не требует составления соответствующего протокола и решения о ее устранении (л.д. 55 - 57).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявление АПК "Песочная" подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила N 316), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N 316).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил N 316).
Согласно пункту 8 Правил N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N 316).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил N 316).
Такие Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Исходя из вышеизложенного, орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительство УР, утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля", Исполнитель).
По результатам проведенных работ Исполнителем был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет), который впоследствии был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внесшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N 275.
Указанное постановление прошло судебную проверку. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР N 275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики не нашел нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ N 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847 федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР N 211, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством УР в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Постановление Правительства УР N 211 носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта РФ, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства УР N 211 принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики и опубликовано на официальном сайте Президента УР и Правительства УР, а также в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 31 июля 2012 года N 41 (II).
Подпунктом 10 пункта 1 постановления Правительства УР N 211 в разделе "Город Ижевск" изменена используемая при расчете арендных платежей кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010065:38 по состоянию на 01 января 2007 года с "1 106 085,62" на "2 859 774,00" (пункт 1474 таблицы 26 приложения N 1 к постановлению Правительства УР N 275) (л.д. 24).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, в соответствии с Договором аренды земельного участка N 1601 от 07 сентября 1999 года (далее по тексту - Договор аренды N 1601 от 07 сентября 1999 года), заключенным на основании постановления Первого заместителя Главы Администрации - вице-мэра г. Ижевска от 13 января 1999 года N 11/1, Администрация г. Ижевска в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Ижевска (Арендодатель) предоставила автостояночному кооперативу "Песочная" (Арендатор) земельный участок 18:26:010065:03 площадью 1802 кв. м, расположенный по ул. Песочная в Октябрьском районе (далее по тексту - земельный участок). Земельный участок предоставлен Арендатору для эксплуатации автостоянки "Песочная" на три года по 13 января 2002 года. Данный Договор аренды зарегистрирован Учреждением юстиции "Регистрационная палата УР по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 20 января 2000 года N регистрации 1801.26-28.1999-285 (л.д. 25 - 33).
Соглашением N 1601/2 от 03 декабря 2002 года, заключенным между Администрацией г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска (Арендодатель) и АПК "Песочная" (Арендатор), срок по Договору аренды земельного участка с адресным ориентиром г. Ижевск, Октябрьский район, ул. Песочная, 40, продлен сроком на пять лет - до 10 ноября 2007 года. Данное соглашение зарегистрировано Учреждением юстиции "Регистрационная палата УР по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 13 января 2003 года N регистрации 18-01/26-51/2002-184 (л.д. 34).
Соглашениями: N 1601/3 от 25 октября 2007 года, зарегистрированным Управлением Федеральной регистрационной службы по УР 21 ноября 2007 года, N регистрации 18-18-01/092/2007-336; N 1601/4 от 28 октября 2010 года; N 1601/5 от 18 ноября 2011 года, заключенными между Арендодателем и Арендатором, действие Договора аренды N 1601 от 07 сентября 1999 года продлевалось, соответственно, - до 10 ноября 2010 года, до 10 октября 2011 года и до 10 сентября 2012 года (л.д. 35 - 39).
Соглашением N 1601/6 от 23 октября 2012 года, заключенным между теми же сторонами, и зарегистрированным Управлением Росреестра по УР 02 ноября 2012 года, N регистрации 18-18-01/129/2012-920, пункт 1.1 Договора аренды изложен в новой редакции: "Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номеров 18:26:010065:38, площадью 1802 кв. м, частично входит в Зону "Охранная зона ЛЭП 110 кВ Ижевск - Машзавод (1 и 2 цепь)", с адресом (адресным ориентиром) г. Ижевск, ул. Песочная, 40 в Октябрьском районе. Кроме того, пунктом 2 Соглашения действие Договора аренды N 1601 от 07 сентября 1999 года продлено до 07 сентября 2014 года (л.д. 40).
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что размер арендной платы за использование земельного участка определяется в соответствии с постановлением Правительства УР N 172.
Пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства УР N 172, установлено, что годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы.
Согласно справке по начислению и оплате арендной платы, выданной Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, принятие оспариваемого заявителем постановления Правительства УР N 211 в части изменения размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010065:38 с "1 106 085,62" на "2 859 774,00" явилось основанием для соответствующего перерасчета и начисления задолженности арендной платы по Договору аренды N 1601 от 07 сентября 1999 года, с 2009 года по 2013 год. Всего на 16 января 2014 года недоимка по основному платежу составила 122 495,36 руб. и недоимка по пени - 8 492,83 руб. (л.д. 44).
Учитывая изложенное, суд констатирует, что на день рассмотрения настоящего гражданского дела в суде АПК "Песочная" является Арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:010065:38, на котором размещена стоянка для автотранспорта "Песочная".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР N 211 в части изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010065:38, арендуемого заявителем с 1999 года и по настоящее время, повлекло значительное увеличение расходов Кооператива на его содержание, что, безусловно, затрагивает его права и законные интересы.
Согласно статьям 251 и 253 ГПК РФ, а также разъяснению, изложенному в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о соответствии постановления Правительства УР N 211 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре), то есть в связи с необходимостью исправления кадастровой ошибки.
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, в том числе кадастровая ошибка в сведениях, т.е. воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого в него вносились соответствующие сведения.
Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции от 22 июля 2008 года) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости ее устранения, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки.
Суд признает, что данная правовая норма не содержит какого-либо особого порядка устранения кадастровой ошибки, обнаруженной в порядке информационного взаимодействия.
В связи с чем, ссылка представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР на то, что исправление кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия не предполагает принятия соответствующего решения о необходимости ее устранения, подлежит отклонению как не основанная на нормах действующего законодательства.
Согласно письму заместителя руководителя Управления Росреестра по УР от 16 мая 2014 года за N 12-27/2427, направленному в адрес заявителя, орган кадастрового учета, ссылаясь на большое количество земельных участков, кадастровая стоимость которых подлежала пересчету, не принимал соответствующего решения о необходимости устранения кадастровой ошибки с ее описанием и обоснованием, и, соответственно, не направлял данное решение заинтересованным лицам (л.д. 46).
Ссылки представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР на пояснительную записку к проекту постановления Правительства УР и письмо Пермского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" от 26 июля 2010 года за N 01-10/2/712, которым сопровожден Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов Удмуртской Республики с учетом изменений на 12 июля 2010 года (л.д. 58 - 60), не могут быть приняты в качестве доказательств исправления выявленной кадастровой ошибки путем информационного взаимодействия в установленном законом порядке, поскольку в деле отсутствуют доказательства непосредственного выявления кадастровой ошибки, ее обоснование, в том числе обоснование необходимости исправления.
Ссылка представителя Правительства УР на приказ Росреестра от 11 марта 2010 года N П/93 о наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не изменяет (отменяет) установленный законом порядок исправления кадастровой ошибки.
Согласно пункту 11 Правил N 316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре Решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий и образует правоприменительную практику. Причем пункт 4 оспариваемого постановления Правительства УР N 211 о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, свидетельствует о применении Правительством УР его отдельных положений, в частности пункта 3.
Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ N 35 от 20 февраля 2008 года, а также концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах N 316.
Таким образом, суд признает, что постановлением Правительства УР N 211 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в постановление Правительства УР N 275 в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010065:38, используемым под размещение автостоянки земель населенных пунктов г. Ижевска УР, в отношении которого Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которого принято решение о соответствии Методическим указаниям, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного заявителю на праве аренды, изменена произвольно, без соблюдения установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки. Притом, что орган исполнительной власти субъекта РФ не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению, без соблюдения установленной законодательством процедуры определять кадастровую оценку земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела подтверждено принятие постановления Правительства УР N 211 с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных АПК "Песочная", то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ N 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР N 211 к таковым не относится.
Пунктом 4 постановления Правительства УР N 211 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, что явилось основанием для перерасчета за указанный период арендной платы и установлению задолженности заявителя перед бюджетом города в общей сумме 130 988,19 руб. Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда повлечет нарушение прав заявителя, т.к. приведет к уплате арендной платы в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:

Заявление автостояночного потребительского кооператива "Песочная" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифры "1 106 085,62" на цифру "2 859 774,00" в пункте 1474 в разделе "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 01 июля 2014 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)