Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2013 ПО ДЕЛУ N А55-4247/2013

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2013 г. по делу N А55-4247/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Валуйских А.Г., доверенность от 28.08.2013 г.,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 октября 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.06.2013 г. по делу N А55-4247/2013 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лекс-Консалт", г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лекс-Консалт" (далее - заявитель, ООО "Лекс-Консалт", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от 27.11.2012 г. N 24/534 в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:18, площадью 39178,03 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5; об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лекс-Консалт" путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:18, площадью 39178,03 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5, и направления в адрес ООО "Лекс-Консалт" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2013 г. требования Общества удовлетворены. Признаны незаконными действия ответчика, выразившиеся в выдаче отказа от 27.11.2012 г. N 24/534 в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:18, площадью 39178,03 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5. Суд обязал ТУ Росимущества в Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лекс-Консалт" путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "Лекс-Консалт" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:18, площадью 39178,03 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5, и направления в адрес ООО "Лекс-Консалт" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:18, площадью 39178,03 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в представленном кадастровом паспорте от 12.11.2012 г. указано, что на земельном участке расположены 16 объектов недвижимого имущества. Вместе с тем согласно представленному заявителем сообщению о зданиях, сооружениях, находящихся на земельном участке, на земельном участке расположены пять объектов недвижимости.
Таким образом, согласно представленному кадастровому паспорту на земельном участке расположены здания, строения, сооружения, не являющиеся собственностью заявителя. Указанный факт также установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 05.07.2012 г. по делу N А55-10922/2012 и признан как законное основание для отказа в приватизации участка.
Следовательно, невозможно определить исключительное право заявителя на предоставление в собственность земельного участка.
Указывает также, что площадь испрашиваемого земельного участка составляет 39178,03 кв. м, при этом площадь расположенных на нем объектов недвижимости - 7978,9 кв. м. Предоставление на льготных условиях земельного участка большей площадью, чем фактически требуется для эксплуатации сооружения, не основано на законе и нарушает права возможных претендентов на его получение, поскольку для этого действующим земельным законодательством предусмотрены другие процедуры. Пунктом 2 ст. 35, п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении прав на землю по упрощенной процедуре, предусмотренной ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо установить размер у участка, фактически используемого при эксплуатации сооружения, поскольку только на него распространяется предоставленное законом преимущество. Размера земельного участка, необходимого для использования здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем объекта.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи с ООО "Ринго-С" от 16.11.2011 г. ООО "Лекс-Консалт" является собственником расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, д. 5 следующих объектов недвижимости:
- - нежилое помещение, общая площадь 2540,3 кв. м, этаж 1, номера по поэтажном плане 1 этаж: комнаты N N 1 - 9, 20 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.11.2011 г. серии 63-АЖ N 422627);
- - нежилое здание (склад заполнителей), общая площадь 2553,5 кв. м, лит. УУ1Яг1г2гЗг4 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.11.2011 г. серии 63-АЖ N 422629);
- - нежилое здание (склад цемента), общая площадь 412,4 кв. м, лит. П (свидетельство о государственной регистрации права серии 63-АЖ N 422630);
- - сооружение - железнодорожные пути N 1, N 2 (путь N 1 от стрелочного перевода ст. N 112 до ст. N 112-1; путь N 2 от стрелочного перевода N 110 через ст. N 112 до упора N 2) - шпалы деревянные - 1214 шт., балластный слой щебеночный - 2022,4 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 28.11.2011 г. серии 63-АЖ N 422631 (т. 1 л.д. 20 - 23).
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0927002:18 площадью 39178 кв. м, который был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:11 и поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный 30.05.2005 г., с разрешенным использованием: под завод, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 12.11.2012 г. N 63-00-102/12-434782 (т. 1 л.д. 34 - 56).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.08.2012 г. N 01/026/2012-1141 указанный земельный участков находится в собственности Российской Федерации (т. 1 л.д. 11).
29.06.2012 г. ООО "Лекс-Консалт" обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о приватизации земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 63:01:0927002:18, площадью 39178,03 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости (т. 1 л.д. 17).
27.11.2012 г. ТУ Росимущества в Самарской области отказало в предоставлении в собственность ООО "Лекс-Консалт" испрашиваемого земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что в разделе В.3 представленного кадастрового паспорта земельного участка от 12.11.2012 г. N 63-00-102/12-434782 указано, что на участке расположены 16 объектов недвижимости, следовательно, на участке расположены здания, строения, сооружения, не являющиеся собственностью заявителя. Указанный факт установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 05.07.2012 г. по делу N А55-10922/2012.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475.
Пунктом 4 названного Перечня документов установлено, что при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке заявитель должен предоставить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (п. 4.1 Перечня), а также копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (п. 4.2).
В соответствии с п. 8 Перечня, в качестве документа, необходимого для приобретения прав на земельный участок, представляется сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Как следует из материалов дела, Обществом вместе с заявлением был представлен кадастрового паспорта земельного участка от 12.11.2012 г. N 63-00-102/12-434782, согласно которому в разделе В.3 указано, что на участке расположены 16 объектов недвижимости.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что заявление о приватизации земельного участка от 29.06.2012 г. N 21 содержало известные заявителю сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке, согласно п. 8 Перечня. Иными сведениями об объектах недвижимого имущества Общество не располагала ввиду отсутствия этих объектов в натуре, таких образом, заявителем в адрес ТУ Росимущества в Самарской области представлены все необходимые документы. Кроме того, заявителем в материалы дела представлены заключения Самарского отделения Самарского филиала ГУП "САРТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ", согласно которым в результате обследования 24.05.2013 г. установлено, что учетный номер части земельного участка 18 фактически занят под железнодорожные пути, включенные в учетный номер части земельного участка 3; металлическое строение (пристрой), металлическое нежилое строение (котельная) не являются объектами капитального строительства и не подлежат кадастровому учету; а также акты обследования от 24.05.2013 г., содержащие заключения кадастрового инженера ГУП "САРТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ", согласно которым установлено прекращение существования объектов с учетными номерами частей N N 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.
Обязывая ТУ Росимущества в Самарской области принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:18, площадью 39178,03 кв. м, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый участок именно в той же самой конфигурации и площади был объектом арендных отношений между ТУ Росимущества в Самарской области и предыдущими собственниками объектов недвижимости; объекты недвижимости, которые находятся в собственности ООО "Лекс-Консалт", расположены на испрашиваемом земельном участке таким образом, что уменьшение площади и изменение конфигурации участка невозможны; данный земельный участок прошел все землеустроительные процедуры, предшествующие его постановке на кадастровый учет, он имеет ограждение, с трех сторон окружен другими земельными участками, и не менял назначение своего использования - под завод.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка.
При этом в п. 2 ст. 35 ЗК РФ указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Противоположное толкование ведет к тому что, ссылаясь на положения ст. 36 ЗК РФ, заявитель приобретет право на земельный участок, размер которого многократно превышает площадь недвижимости и площадь, необходимую для ее эксплуатации.
Общество имеет исключительное право на приобретение земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ, занятого принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости и необходимого для использования этих объектов.
Исключительное право на приобретение участка, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ, должно распространяться на экономически обоснованный размер участка в соответствии с нормами ст. 33 ЗК РФ Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общая площадь испрашиваемого земельного участка составляет 39178,03 кв. м, тогда как общая площадь объектов недвижимости, приобретенных в собственность, согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации прав во много раз меньше.
Доказательств того, что площадь испрашиваемого в собственность земельного участка определена в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, Обществом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка не является основанием для предоставления земельного участка Обществу в заявленном им размере.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 г. N 13535/10, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2013 г. по делу N А55-33446/2012.
Таким образом, суд первой инстанции удовлетворил требование Общества о продаже в собственность земельного участка площадью 39178,03 кв. м в нарушение требований ст. 33 ЗК РФ при отсутствии доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции на основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ следует отменить, в удовлетворении заявления ООО "Лекс-Консалт" - отказать.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 05.06.2013 г. по делу N А55-4247/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Лекс-Консалт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)