Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 30.04.2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 года


Судья **

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Бады-Сагаана А.В., Дамдын Л.Д.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дамдын Л.Д. гражданское дело по заявлению К. о признании отказа в согласовании границ земельного участка незаконным и возложении обязанности по согласованию межевого плана земельного участка по апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 января 2014 года,

установила:

К. обратилась в суд к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о признании отказа в согласовании границ земельного участка незаконным и возложении обязанности согласовать межевой план земельного участка, ссылаясь на то, что она обращалась с заявлением 03 октября 2013 года в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее по тексту - Министерство) о согласовании межевого плана в связи с уточнением местоположения земельного участка Республики Тыва с кадастровым номером N, расположенного по адресу: **. 08 ноября 2013 года ей было отказано в согласовании границ земельного участка ввиду отсутствия ее данных в решении Кызылского горисполкома N 472 от 09 октября 1990 года. Считает отказ необоснованным, т. к. в 1990 году Тувинскому областному совету профсоюзов на основании решения Кызылского городского совета народных депутатов N 472 от 09 октября 1990 года предоставлен земельный участок общей площадью 6 га под организацию огородного хозяйства ** в бессрочное пользование. 30 марта 1993 года главой администрации г. Кызыла и председателем горкомзема выдано свидетельство на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования землей N 5345, из которого следует, что ей представлен земельный участок для огородничества общей площадью ** кв. м на основании решения Кызылского городского совета народных депутатов. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости в марте 1993 года, имеется кадастровый паспорт земельного участка, который также подтверждает получение К. земельного участка. 28 августа 2013 года на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения бессрочного (постоянного) пользования землей N 5345 от 30 марта 1993 года зарегистрировано право собственности на земельный участок. Для установления границы земельного участка ею подано заявление, однако Министерством отказано в согласовании границ со ссылкой на то, что в решении об отводе земли ее данных не имеется. Просила признать отказ Министерства о согласовании границ земельного участка с разрешенным использованием для огородничества общей площадью ** кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ** незаконным, обязать согласовать межевой план указанного земельного участка.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 января 2014 года заявление К. о признании отказа в согласовании границ земельного участка незаконным и возложении обязанности по согласованию межевого плана земельного участка удовлетворено частично. Признан незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 08.11.2013 г. N СК-8189 на обращение К. о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером N. На Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина путем принятия решения по обращению К. о согласовании границ земельного участка с разрешенным использованием для огородничества, общей площадью ** кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: **. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва О. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва О., действующая по доверенности, поддержала доводы жалобы.
Заявитель К. и ее представитель возражали против жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав К., представителей сторон и обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г. "О землеустройстве", Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, К. передан в пожизненное наследуемое владение земельный участок, находящийся по адресу: **, что подтверждается свидетельством на право пожизненного наследуемого владения землей N 5345 от 30 марта 1993 года. Право собственности заявителя на данный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28 августа 2013 года N 14-17-04/061/2013-089.
Земельный участок, принадлежащий на праве собственности К., входит в земельный участок, предоставленный под организацию огородного хозяйства в районе ** в бессрочное пользование в 1990 году Тувинскому областному совету профсоюзов, межевой план земельного участка оформлен, он согласован с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности.
При таких обстоятельствах возложение судом обязанности согласования местоположения границы земельного участка на Министерство является не- законным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
- Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
- пожизненного наследуемого владения;
- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
На основании ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Федеральным законом от 25.11.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В Положении о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 г. N 591 указано, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность, на которые не разграничена.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Таким образом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обязано согласовывать границы земельных участков в г. Кызыле Республики Тыва, если смежный с участком заявителя земельный участок относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.
Как видно из материалов дела, земельный участок К. учтен государственным кадастром, ему присвоен кадастровый номер, регистрация права собственности истца на указанный земельный участок произведена 28 августа 2013 года, в акте согласования границ земельного участка со смежными землепользователями местоположение границ земельного участка согласовано с лицами, обладающими смежными земельными участками, что подтверждается копиями правоустанавливающих документов. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласованное местоположение заинтересованными лицами не оспорено. Спора с заинтересованными лицами по поводу границ земельных участков не было (л.д. 81-97).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части обязания Министерства согласовать границы земельного участка нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 и ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 января 2014 года отменить в части признания незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 08.11.2013 г. N СК-8189 на обращение К. о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером N и возложения обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина путем принятия решения по обращению К. о согласовании границ земельного участка с разрешенным использованием для огородничества, общей площадью ** кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ** отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 мая 2014 года.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)