Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-20779/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум", г. Самара (ОГРН 1076319023230) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, при участии третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения от 28.08.2013 об отказе в предоставлении земельных участков, об обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов путем принятия решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СК Премиум" (далее - общество, ООО "СК Премиум") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным решения от 28.08.2013 об отказе в предоставлении земельных участков, площадью 685 кв. м и 751 кв. м, расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, в районе дома N 108 и 110, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения, обязании Министерства по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов общества путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта - клуба многоцелевого и специализированного назначения, утверждающее акты о выборе указанных земельных участков,
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечен Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что наличие утвержденных Департаментом схем расположения испрашиваемых земельных участков, а также подготовленных актов о выборе, является достаточным основанием для принятия решения о предварительном согласовании обществом места размещения объекта, кроме того, постановление Правительства от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - постановление Правительства от 09.11.2012 N 639) вступило в силу только с 24.11.2012, то есть после обращения общества в Министерство с заявлениями, утверждения схемы и актов, следовательно, правила о проведении торгов не применяются к данным правоотношениям.
В кассационной жалобе Министерства строительства Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что, поскольку процедура выбора земельного участка заканчивается только в момент принятия уполномоченным органом решения об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, то на момент принятия Министерством решения по заявлению общества уже действовало постановление Правительства от 09.11.2012 N 639, предусматривающие обязательность проведения торгов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "СК Премиум" возражает против отмены судебных актов ссылаясь на то, что доводы Министерства противоречат действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "СК Премиум" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлениями от 22.01.2008 N 2176/об, 2177/об о выборе земельных участков с предполагаемой площадью 990 кв. м и 1300 кв. м в аренду и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, между домами N 108 и 110.
Для обеспечения выбора земельных участков указанные заявления были направлены в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 27.02.2008 были подготовлены и направлены в Министерство заключения от 22.02.2008 N СП-9/162-0-1 и от 27.02.2008 N СП-9/163-0-1 "О невозможности осуществления работ по формированию земельного участка", так как испрашиваемые земельные участки являются двором жилых домов N 108, 110, то есть территорией общего пользования, предназначенной для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в адрес ООО "СК Премиум" был направлен ответ от 13.03.2008 N Д-21/232 о невозможности осуществления работ по выбору испрашиваемых земельных участков для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2009 по делу N А55-8543/2008 и по делу N А55-8544/2008 признаны незаконными действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельных участков для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения, на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары была возложена обязанность обеспечить выбор земельных участков по заявлениям ООО "СК Премиум" от 22.01.2008 N 2176/об, 2177/об.
Во исполнение указанных судебных актов на основании распоряжения от 23.11.2012 N РД-819, РД-818 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара утверждены схемы расположения земельных участков площадью 751 кв. м и 685 кв. м и подготовлены Акты о выборе земельного участка.
В результате уменьшения площади испрашиваемых земельных участков до 685 кв. м и 751 кв. м, общая площадь смежных участков составляет 1436 кв. м, в Министерство были поданы уточненные заявления относительно площади участков от 04.08.2010 N 2177/об-Доп., 2176/об-Доп.
Указанные схемы и Акты о выборе от 23.11.2012 были направлены Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в адрес Министерства строительства, которые поступили в адрес последнего 13.12.2012.
По результатам рассмотрения указанных заявлений ООО "СК Премиум", письмом от 28.08.2013 N 3/8256 Министерство строительства Самарской области отказало заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для строительства исключительно на торгах" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения возможно исключительно на торгах.
Общество считая, что отказ Министерства не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 30.10.2001.
При этом нормами пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ);
- информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ);
- оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ);
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ);
- в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Указанными нормами детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица обеспечивает выбор земельного участка.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2013 N 10318/13.
Таким образом, административная процедура предоставления испрашиваемого земельного участка начинается с момента подачи заявления о выборе земельного и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ) и завершается принятием решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт статьи 31 ЗК РФ).
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-8543/2008, А55-8544/2008 установлено, что ООО "СК Премиум" обратилось в уполномоченный орган с заявлениями от от 22.01.2008 N 2176/об, 2177/об о предоставлении земельных участков для строительства; заключения Департамента о невозможности осуществления работ по формированию земельных участков противоречат пункту 4 статьи 28, статьи 31 ЗК РФ, поскольку испрашиваемые участки находятся в зоне Ж-3, в связи с чем суды обязали Департамент обеспечить выбор земельных участков.
Таким образом, обстоятельства обращения общества с заявлениями и незаконность действий Департамента, предоставившего заключение о невозможности формирования земельных участков, преюдициально установлены и не подлежат повторной оценке.
Правила пункта 1.1 статьи 30 ЗК РФ предусматривают компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Применительно к спорному случаю в силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" с 01.07.2006 распоряжения земельными участками в целях их предоставления для строительства осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В данном конкретном случае в рамках компетенции, предусмотренной статьей 30 ЗК РФ, Перечень земельных участков, предоставления которых осуществляется исключительно на торгах, установлен только постановлением Правительства Самарской области с 24.11.2012.
В связи с чем на дату подачи заявления общества от 22.01.2008 о предоставлении земельных участков в аренду и утверждения схемы их размещения названный нормативный акт не действовал.
В данном случае земельные участки должны предоставляться обществу из неразграниченных публичных земель в городе Самаре для целей строительства клуба по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом в силу пункта 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке.
Положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
При таких обстоятельствах выводы судов о недопустимости применения нормативного акта к отношениям, возникшим до его введения в действие, следует признать правильными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что уполномоченный орган должен руководствоваться законодательством, действующим на момент принятия решения о предоставлении земельного участка (статья 32 ЗК РФ), не могут быть приняты во внимание.
При обращении с заявлением о выборе земельного участка инициируется административная процедура его предоставления, которая регулируется нормами, действующими на момент проведения процедуры согласования.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 30 - 32 ЗК РФ, установив, что отказ в предоставлении земельных участков противоречит требованиям земельного законодательства, удовлетворили требования заявителя.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А55-20779/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
В.А.КАРПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.09.2014 ПО ДЕЛУ N А55-20779/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу N А55-20779/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-20779/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум", г. Самара (ОГРН 1076319023230) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, при участии третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения от 28.08.2013 об отказе в предоставлении земельных участков, об обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов путем принятия решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СК Премиум" (далее - общество, ООО "СК Премиум") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным решения от 28.08.2013 об отказе в предоставлении земельных участков, площадью 685 кв. м и 751 кв. м, расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, в районе дома N 108 и 110, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения, обязании Министерства по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов общества путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта - клуба многоцелевого и специализированного назначения, утверждающее акты о выборе указанных земельных участков,
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечен Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что наличие утвержденных Департаментом схем расположения испрашиваемых земельных участков, а также подготовленных актов о выборе, является достаточным основанием для принятия решения о предварительном согласовании обществом места размещения объекта, кроме того, постановление Правительства от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - постановление Правительства от 09.11.2012 N 639) вступило в силу только с 24.11.2012, то есть после обращения общества в Министерство с заявлениями, утверждения схемы и актов, следовательно, правила о проведении торгов не применяются к данным правоотношениям.
В кассационной жалобе Министерства строительства Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что, поскольку процедура выбора земельного участка заканчивается только в момент принятия уполномоченным органом решения об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, то на момент принятия Министерством решения по заявлению общества уже действовало постановление Правительства от 09.11.2012 N 639, предусматривающие обязательность проведения торгов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "СК Премиум" возражает против отмены судебных актов ссылаясь на то, что доводы Министерства противоречат действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "СК Премиум" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлениями от 22.01.2008 N 2176/об, 2177/об о выборе земельных участков с предполагаемой площадью 990 кв. м и 1300 кв. м в аренду и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, между домами N 108 и 110.
Для обеспечения выбора земельных участков указанные заявления были направлены в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 27.02.2008 были подготовлены и направлены в Министерство заключения от 22.02.2008 N СП-9/162-0-1 и от 27.02.2008 N СП-9/163-0-1 "О невозможности осуществления работ по формированию земельного участка", так как испрашиваемые земельные участки являются двором жилых домов N 108, 110, то есть территорией общего пользования, предназначенной для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в адрес ООО "СК Премиум" был направлен ответ от 13.03.2008 N Д-21/232 о невозможности осуществления работ по выбору испрашиваемых земельных участков для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2009 по делу N А55-8543/2008 и по делу N А55-8544/2008 признаны незаконными действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельных участков для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения, на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары была возложена обязанность обеспечить выбор земельных участков по заявлениям ООО "СК Премиум" от 22.01.2008 N 2176/об, 2177/об.
Во исполнение указанных судебных актов на основании распоряжения от 23.11.2012 N РД-819, РД-818 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара утверждены схемы расположения земельных участков площадью 751 кв. м и 685 кв. м и подготовлены Акты о выборе земельного участка.
В результате уменьшения площади испрашиваемых земельных участков до 685 кв. м и 751 кв. м, общая площадь смежных участков составляет 1436 кв. м, в Министерство были поданы уточненные заявления относительно площади участков от 04.08.2010 N 2177/об-Доп., 2176/об-Доп.
Указанные схемы и Акты о выборе от 23.11.2012 были направлены Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в адрес Министерства строительства, которые поступили в адрес последнего 13.12.2012.
По результатам рассмотрения указанных заявлений ООО "СК Премиум", письмом от 28.08.2013 N 3/8256 Министерство строительства Самарской области отказало заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для строительства исключительно на торгах" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения возможно исключительно на торгах.
Общество считая, что отказ Министерства не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 30.10.2001.
При этом нормами пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ);
- информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ);
- оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ);
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ);
- в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Указанными нормами детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица обеспечивает выбор земельного участка.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2013 N 10318/13.
Таким образом, административная процедура предоставления испрашиваемого земельного участка начинается с момента подачи заявления о выборе земельного и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ) и завершается принятием решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт статьи 31 ЗК РФ).
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-8543/2008, А55-8544/2008 установлено, что ООО "СК Премиум" обратилось в уполномоченный орган с заявлениями от от 22.01.2008 N 2176/об, 2177/об о предоставлении земельных участков для строительства; заключения Департамента о невозможности осуществления работ по формированию земельных участков противоречат пункту 4 статьи 28, статьи 31 ЗК РФ, поскольку испрашиваемые участки находятся в зоне Ж-3, в связи с чем суды обязали Департамент обеспечить выбор земельных участков.
Таким образом, обстоятельства обращения общества с заявлениями и незаконность действий Департамента, предоставившего заключение о невозможности формирования земельных участков, преюдициально установлены и не подлежат повторной оценке.
Правила пункта 1.1 статьи 30 ЗК РФ предусматривают компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Применительно к спорному случаю в силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" с 01.07.2006 распоряжения земельными участками в целях их предоставления для строительства осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В данном конкретном случае в рамках компетенции, предусмотренной статьей 30 ЗК РФ, Перечень земельных участков, предоставления которых осуществляется исключительно на торгах, установлен только постановлением Правительства Самарской области с 24.11.2012.
В связи с чем на дату подачи заявления общества от 22.01.2008 о предоставлении земельных участков в аренду и утверждения схемы их размещения названный нормативный акт не действовал.
В данном случае земельные участки должны предоставляться обществу из неразграниченных публичных земель в городе Самаре для целей строительства клуба по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом в силу пункта 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке.
Положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
При таких обстоятельствах выводы судов о недопустимости применения нормативного акта к отношениям, возникшим до его введения в действие, следует признать правильными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что уполномоченный орган должен руководствоваться законодательством, действующим на момент принятия решения о предоставлении земельного участка (статья 32 ЗК РФ), не могут быть приняты во внимание.
При обращении с заявлением о выборе земельного участка инициируется административная процедура его предоставления, которая регулируется нормами, действующими на момент проведения процедуры согласования.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 30 - 32 ЗК РФ, установив, что отказ в предоставлении земельных участков противоречит требованиям земельного законодательства, удовлетворили требования заявителя.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А55-20779/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
В.А.КАРПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)