Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица указывает, что ее семья является многодетной, однако в постановке на учет отказано, так как супруг заявительницы имеет место жительства на территории Московской области менее пяти лет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Сакаль Е.С.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Брыкова И.И.,
при секретаре Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 апреля 2015 года апелляционную жалобу Л.О.
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 25 декабря 2014 года по делу по заявлениям Л.О. об оспаривании действий (бездействий) администрации городского округа Власиха Московской области,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения Л.Э. в интересах Л.О. и в собственных интересах, представителя администрации городского округа Власиха Московской области Р.П.,
установила:
Л.О., она же законный представитель несовершеннолетних Л.А. <данные изъяты> года рождения, Л.Г. <данные изъяты> года рождения, Л.Л. <данные изъяты> года рождения (далее - заявительница) обратилась с заявлением об оспаривании действий Администрации городского округа Власиха, связанных с отказом в постановке на очередь для предоставления земельного участка.
В обоснование указала, что семья является многодетной и постоянно проживает в г/о Власиха. При обращении в администрацию г/о Власиха по вопросу постановки на учет, с целью бесплатного предоставления земельного участка, в постановке на учет было отказано, так как супруг заявительницы имеет место жительства на территории Московской области менее пяти лет. Просила признать незаконным отказ администрации г/о Власиха от <данные изъяты> в постановке на учет, с целью бесплатного предоставления земельного участка, возложить обязанность на администрацию г/о Власиха Московской области поставить на учет многодетную семью заявительницы в целях предоставления земельного участка в соответствии с Законом Московской области от 01.06.2011 г. N 73/2011-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области".
В судебном заседании заинтересованное лицо Л.Э., действуя также как представитель заявителя, поддержал заявление.
Представитель администрации г/о Власиха Московской области с заявлением не согласилась. Пояснила, что в соответствии с представленными документами супруг заявительницы Л.Э. прибыл в Московскую область в 2011 году из г. Назрань республики Ингушетия, то есть на дату подачи заявления - <данные изъяты> г. - отсутствуют необходимые пять лет проживания на территории Московской области.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 25 декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Л.О. просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ (ред. от 14.11.2013) "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона:
1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;
3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;
4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;
6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Исходя из положений ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Усматривается, что Л.Э. и Л.О. состоят в зарегистрированном браке, имеют троих детей Л.А. <данные изъяты> года рождения, Л.Г. <данные изъяты> года рождения, Л.Л. <данные изъяты> года рождения.
Л.Э. в период с 09.03.2004 по 28.10.2010 г. проживал на территории п. Власиха Московской области, с 29.10.2010 г. по 15.03.2011 г. зарегистрирован в г. Назрань республики Ингушетия, с 15.03.2011 по настоящее время зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>.
12.08.2014 г. Л.О. обратилась в администрацию с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка многодетной семье под индивидуальное жилищное строительство.
26.08.2014 г. администрация сообщила заявителю своим письмом N <данные изъяты> об отказе в постановке на учет, многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельного участка, в связи с несоответствием условиям, установленным Законом Московской области от 01.06.2011 года N 73/2011-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", а именно в связи с не подтверждением факта проживания супруга заявительницы Л.Э. не менее пяти лет на территории Московской области.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что Л.Э. прибыл в Московскую область в 2011 году из г. Назрань республики Ингушетия, в связи с чем решение администрации об отказе заявительнице в постановке на учет для предоставления земельного участка, является законным, требованиям Закона N 73/2011-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" семья Л.Э. и Л.О. не отвечает.
Суд отверг доводы Л.Э. о том, что он постоянно проживал на территории Московской области, в спорный период времени, указав, что справка о работе Л.Э. с 01.07.2009 г. по 30.04.2011 г. в должности ученика частного охранника не является безусловным доказательством подтверждения проживания на территории городского округа Власиха; представленные в материалы дела квитанции об оплате коммунальных платежей по адресу: <данные изъяты> не подтверждают проживание Л.Э. в указанной квартире, а свидетельствуют лишь об исполнении обязанностей по содержанию жилого помещения; квитанция об оплате Л.Э. содержания детей в детском учреждении правового значения для рассмотрения данного дела не имеет.
Судебная коллегия согласиться с выводами суда не может.
Исходя из содержания положений ст. 20 ГК РФ, ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", вытекает, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Суд не учел, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П о том, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие "регистрация по месту жительства" не тождественно понятию "место жительства" и отсутствие таковой не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Суд не принял во внимание, что в период регистрации Л.Э. в г. Назрань Республики Ингушетия им лично на территории отделения банка в Московской области производилась оплата за содержание детей в детском учреждении (л.д. 12).
В указанный период времени Л.Э. оставался нанимателем квартиры по адресу: <данные изъяты>, за пользование которой производил оплату, что подтверждается представленными квитанциями (л.д. 10, 11).
Кроме того, согласно справки <данные изъяты> в период с 01.07.2009 г. по 30.04.2011 г. Л.Э. работал по трудовому договору в данном охранном предприятии по адресу: <данные изъяты>, в должности ученика частного охранника (л.д. 15).
По мнению судебной коллегии, совокупностью представленных заявителем доказательств подтверждается, что Л.Э. в спорный период времени фактически проживал в Московской области.
Судебная коллегия принимает также во внимание, что вступившим в законную силу решением Одинцовского городского суда от 10 марта 2015 года установлен факт проживания Л.Э. по адресу: <...>, в период с 29.10.2010 по 15.03.2011 года.
Следовательно, оснований считать законным обжалуемый отказ в постановке многодетной семьи Л-ных на учет в целях предоставления бесплатного земельного участка не имеется.
Поскольку выводы суда противоречат обстоятельствам дела, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Л.О., признав обжалуемое решение незаконным и возложив на администрацию городского округа Власиха Московской области обязанность поставить многодетную семью Л-ных на учет в целях предоставления бесплатного земельного участка с даты вынесенного отказа.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 25 декабря 2014 года отменить. Принять по делу новое решение. Признать незаконным отказ администрации городского округа Власиха Московской области от 26.08.2014 г. <данные изъяты> в постановке семьи Л-ных на учет в целях предоставления бесплатного земельного участка. Возложить на администрацию городского округа Власиха Московской области обязанность поставить многодетную семью Л-ных на учет в целях предоставления бесплатного земельного участка с 26.08.2014 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8706/2015
Требование: Об оспаривании отказа в постановке на очередь для предоставления земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица указывает, что ее семья является многодетной, однако в постановке на учет отказано, так как супруг заявительницы имеет место жительства на территории Московской области менее пяти лет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2015 г. по делу N 33-8706/2015
Судья: Сакаль Е.С.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Брыкова И.И.,
при секретаре Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 апреля 2015 года апелляционную жалобу Л.О.
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 25 декабря 2014 года по делу по заявлениям Л.О. об оспаривании действий (бездействий) администрации городского округа Власиха Московской области,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения Л.Э. в интересах Л.О. и в собственных интересах, представителя администрации городского округа Власиха Московской области Р.П.,
установила:
Л.О., она же законный представитель несовершеннолетних Л.А. <данные изъяты> года рождения, Л.Г. <данные изъяты> года рождения, Л.Л. <данные изъяты> года рождения (далее - заявительница) обратилась с заявлением об оспаривании действий Администрации городского округа Власиха, связанных с отказом в постановке на очередь для предоставления земельного участка.
В обоснование указала, что семья является многодетной и постоянно проживает в г/о Власиха. При обращении в администрацию г/о Власиха по вопросу постановки на учет, с целью бесплатного предоставления земельного участка, в постановке на учет было отказано, так как супруг заявительницы имеет место жительства на территории Московской области менее пяти лет. Просила признать незаконным отказ администрации г/о Власиха от <данные изъяты> в постановке на учет, с целью бесплатного предоставления земельного участка, возложить обязанность на администрацию г/о Власиха Московской области поставить на учет многодетную семью заявительницы в целях предоставления земельного участка в соответствии с Законом Московской области от 01.06.2011 г. N 73/2011-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области".
В судебном заседании заинтересованное лицо Л.Э., действуя также как представитель заявителя, поддержал заявление.
Представитель администрации г/о Власиха Московской области с заявлением не согласилась. Пояснила, что в соответствии с представленными документами супруг заявительницы Л.Э. прибыл в Московскую область в 2011 году из г. Назрань республики Ингушетия, то есть на дату подачи заявления - <данные изъяты> г. - отсутствуют необходимые пять лет проживания на территории Московской области.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 25 декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Л.О. просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ (ред. от 14.11.2013) "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона:
1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;
3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;
4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;
6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Исходя из положений ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Усматривается, что Л.Э. и Л.О. состоят в зарегистрированном браке, имеют троих детей Л.А. <данные изъяты> года рождения, Л.Г. <данные изъяты> года рождения, Л.Л. <данные изъяты> года рождения.
Л.Э. в период с 09.03.2004 по 28.10.2010 г. проживал на территории п. Власиха Московской области, с 29.10.2010 г. по 15.03.2011 г. зарегистрирован в г. Назрань республики Ингушетия, с 15.03.2011 по настоящее время зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>.
12.08.2014 г. Л.О. обратилась в администрацию с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка многодетной семье под индивидуальное жилищное строительство.
26.08.2014 г. администрация сообщила заявителю своим письмом N <данные изъяты> об отказе в постановке на учет, многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельного участка, в связи с несоответствием условиям, установленным Законом Московской области от 01.06.2011 года N 73/2011-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", а именно в связи с не подтверждением факта проживания супруга заявительницы Л.Э. не менее пяти лет на территории Московской области.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что Л.Э. прибыл в Московскую область в 2011 году из г. Назрань республики Ингушетия, в связи с чем решение администрации об отказе заявительнице в постановке на учет для предоставления земельного участка, является законным, требованиям Закона N 73/2011-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" семья Л.Э. и Л.О. не отвечает.
Суд отверг доводы Л.Э. о том, что он постоянно проживал на территории Московской области, в спорный период времени, указав, что справка о работе Л.Э. с 01.07.2009 г. по 30.04.2011 г. в должности ученика частного охранника не является безусловным доказательством подтверждения проживания на территории городского округа Власиха; представленные в материалы дела квитанции об оплате коммунальных платежей по адресу: <данные изъяты> не подтверждают проживание Л.Э. в указанной квартире, а свидетельствуют лишь об исполнении обязанностей по содержанию жилого помещения; квитанция об оплате Л.Э. содержания детей в детском учреждении правового значения для рассмотрения данного дела не имеет.
Судебная коллегия согласиться с выводами суда не может.
Исходя из содержания положений ст. 20 ГК РФ, ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", вытекает, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Суд не учел, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П о том, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие "регистрация по месту жительства" не тождественно понятию "место жительства" и отсутствие таковой не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Суд не принял во внимание, что в период регистрации Л.Э. в г. Назрань Республики Ингушетия им лично на территории отделения банка в Московской области производилась оплата за содержание детей в детском учреждении (л.д. 12).
В указанный период времени Л.Э. оставался нанимателем квартиры по адресу: <данные изъяты>, за пользование которой производил оплату, что подтверждается представленными квитанциями (л.д. 10, 11).
Кроме того, согласно справки <данные изъяты> в период с 01.07.2009 г. по 30.04.2011 г. Л.Э. работал по трудовому договору в данном охранном предприятии по адресу: <данные изъяты>, в должности ученика частного охранника (л.д. 15).
По мнению судебной коллегии, совокупностью представленных заявителем доказательств подтверждается, что Л.Э. в спорный период времени фактически проживал в Московской области.
Судебная коллегия принимает также во внимание, что вступившим в законную силу решением Одинцовского городского суда от 10 марта 2015 года установлен факт проживания Л.Э. по адресу: <...>, в период с 29.10.2010 по 15.03.2011 года.
Следовательно, оснований считать законным обжалуемый отказ в постановке многодетной семьи Л-ных на учет в целях предоставления бесплатного земельного участка не имеется.
Поскольку выводы суда противоречат обстоятельствам дела, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Л.О., признав обжалуемое решение незаконным и возложив на администрацию городского округа Власиха Московской области обязанность поставить многодетную семью Л-ных на учет в целях предоставления бесплатного земельного участка с даты вынесенного отказа.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 25 декабря 2014 года отменить. Принять по делу новое решение. Признать незаконным отказ администрации городского округа Власиха Московской области от 26.08.2014 г. <данные изъяты> в постановке семьи Л-ных на учет в целях предоставления бесплатного земельного участка. Возложить на администрацию городского округа Власиха Московской области обязанность поставить многодетную семью Л-ных на учет в целях предоставления бесплатного земельного участка с 26.08.2014 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)