Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью финансово-строительной компании "Гарант" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2014 по делу N А63-5852/2014 (судья Капункин Ю.Б.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью финансово-строительной компании "Гарант" (ОГРН 1032600956981, ИНН 2634058822)
к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601931901, ИНН 2636019748)
о признании незаконными действий,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства сельского хозяйства Ставропольского края,
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края,
индивидуального предпринимателя главы КФХ Акаева Касбулата Бекмурзаевича,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью финансово-строительной компании "Гарант" Аксельрод М.Г. (доверенность от 13.01.2014), Роман С.В. (доверенность N 9 от 17.04.2014), представителя индивидуального предпринимателя главы КФХ Акаева Касбулата Бекмурзаевича Кравцовой О.В. (доверенность от 07.04.2015),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью финансово-строительной компания "Гарант" (далее - заявитель, общество, ООО ФСК "Гарант") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - заинтересованное лицо, министерство имущественных отношений) о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений в предоставлении в аренду земельного участка приблизительной площадью 76 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, для проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения валунно-песчано-гравийной смеси; обязании министерства имущественных отношений образовать два земельных участка (количество контуров - 2) общей площадью 906 242 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: земли Балахоновского психоневрологического интерната, расположенные на территории МПК-к "Нива", почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, р-н Кочубеевский, с. Балахоновское; об обязании министерства имущественных отношений передать образованный земельный участок площадью 906 242 кв. м категории "земли сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственного производства с последующим переводом их в земли промышленности, энергетики, связи, телевидения, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для геологического изучения и добычи валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края на праве аренды ООО ФСК "Гарант" сроком на 10 лет (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство сельского хозяйства), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство природных ресурсов) и индивидуальный предприниматель глава КФХ Акаев Касбулат Бекмурзаевич (далее - предприниматель).
Решением суда от 18.12.2014 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что перевод спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности должен предшествовать принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду. Суд также указал, что без раздела земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, перевода истребуемого земельного участка в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и предоставления проекта рекультивации, постановка вопроса об обязании министерства имущественных отношений предоставить земельный участок в аренду в рассматриваемом случае является преждевременной.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ФСК "Гарант" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению апеллянта, недропользователю для разработки проекта рекультивации, перевода земельного участка в соответствующую категорию необходимо обладать земельным участком на каком-либо вещном праве (в частности на праве аренды), границы которого должны быть сформированы в соответствии с действующим законодательством о кадастре.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель предпринимателя поддержал доводы отзыва, просил оставить решение суда без изменения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав, представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2014 по делу N А63-5852/2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 16.09.2004 ООО ФСК "Гарант" выдана лицензия СТВ 000731 ТЭ на проведение геологоразведочных работ и разработки валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края, в 1 км северо-восточнее с. Балахоновского, сроком действия до 01.08.2024.
Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ставропольскому краю 11.09.2008 обществу выдан горноотводный акт N 182. Границы предоставленного заявителю участка недр приведены на плане горного отвода, приложенном к горноотводному акту.
По заказу общества кадастровым инженером Трофимовым Д.А. по результатам комплекса кадастровых работ по определению на местности границ земельных участков подготовлен акт, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 26:15:050803:1 и 26:15:050803:2, общей площадью 906 247 кв. м, входящие в единое землепользование с кадастровым номером 26:16:000000:106, входят в территорию горного отвода.
24.02.2014 общество обратилось в министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка примерной площадью 76 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, для проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения валунно-песчано-гравийной смеси.
В письме от 24.02.2014 министерство имущественных отношений сообщило обществу о невозможности рассмотрения его заявления по существу до рассмотрения Арбитражным судом Ставропольского края дела N А63-1519/2014 по заявлению предпринимателя, в рамках которого последним оспаривается отказ министерства имущественных отношений в предоставлении в аренду для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106.
Полагая, что отказ министерства имущественных отношений противоречит действующему законодательству и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (части 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ООО ФСК "Гарант" в обоснование заявления указало, что отказ заинтересованного лица в предоставлении ему в аренду части земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку заявитель лишен возможности осуществлять недропользование на земельном участке, попадающем в данной части под проекцию горного отвода.
На основании части 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах, специальные федеральные законы; к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Порядок лицензирования пользования недрами установлен в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Таким образом, пользование недрами может осуществляться лишь такими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых посредством лицензирования осуществлена проверка возможности осуществления недропользования с соблюдением обязательных требований и условий для данного вида деятельности.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Поскольку недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона о недрах), пользование недрами невозможно без пользования земельным участком, в границах которого расположен горный отвод.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (пункт 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию от 16.09.2004 СТВ 000731 ТЭ на проведение геологоразведочных работ и разработки валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края, в 1 км северо-восточнее с. Балахоновского, сроком действия до 01.08.2024. Лицензия зарегистрирована в установленном порядке в Территориальном агентстве по недропользованию по Ставропольскому краю.
Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Поскольку у общества имеется лицензия на право проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения валунно-песчано-гравийной смеси, оно имеет исключительное право на пользование недрами в границах горного отвода, а также на предоставление ему земельного участка в границах оформленного горного отвода.
В то же время данного обстоятельства недостаточно для удовлетворения заявления общества. С учетом предмета заявленных требований восстановление нарушенного права общество связывает с обязанием министерства имущественных отношений образовать два земельных участка (2 контура) общей площадью 906 242 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 и передать образованный земельный участок общей площадью 90,6 га категории "земли сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственного производства ему на праве аренды с последующим переводом его в земли промышленности.
Из материалов дела видно, что земельный участок в проекции горного отвода общества размером 906 242 кв. м является частью земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 указанной статьи.
С заявлением о разделе земельного участка в министерство имущественных отношений с приложением документов, подтверждающих возможность такого раздела, общество не обращалось. Доказательств обратного заявителем не представлено, как и не представлено доказательств препятствия заинтересованного лица в формировании земельного участка, в том числе путем отказа в согласовании раздела земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. В силу пункта 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В материалы дела обществом представлено заключение НП "Центр независимых судебных экспертиз, криминалистики и права" от 30.10.2014 N 210-Э/2014, установившего в рамках назначенной по делу N А63-1519/2014 судебной экспертизы, что горный отвод, предназначенный для разработки Балахоновского-1 месторождения валунно-песчано-гравийной смеси (местоположение: Ставропольский край, Кочубеевский район), границы которого обозначены на прилагаемой к горноотводному акту (лицензия СТВ от 16.09.2004 N 00731 ТЭ), копии топографического плана и представленных координат поворотных точек частично находится в границах единого землепользования с кадастровым номером 26:15:000000:106. Единое землепользование с кадастровым номером 26:15:000000:106 состоит из трех участков, два из которых находятся в границах горного отвода. Земельные участки с кадастровыми номерами 26:15:050803:1, 26:15:050803:2, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 26:15:000000:106, находятся в границах горного отвода, границы которого обозначены на прилагаемой к горноотводному акту (лицензия СТВ от 16.09.2004 N 00731 ТЭ), копии топографического плана.
В силу разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 13 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции обществом в качестве доказательства проведенного межевания земельного участка в материалы дела представлен межевой план от 08.10.2014.
Однако указанный межевой план обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку содержит сведения только о земельном участке общей площадью 90,6 га, который испрашивается заявителем.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с пунктом 20 требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков, межевой план подготавливается в виде одного документа в случае если, в частности, в результате раздела одного исходного (измененного) земельного участка образуются один или одновременно несколько земельных участков.
Особенности раздела ранее учтенного единого землепользования установлены пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 04.02.2010 N 42. В соответствии с указанным пунктом в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.
В рассматриваемом случае межевой план не содержит в себе данных обо всех участках, образованных в результате преобразования (раздела) земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, представленный обществом межевой план по содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством и не может быть положен в основу для осуществления кадастрового учета образуемых при разделе земельных участков.
Судом первой инстанции также правомерно отклонен довод общества о возможной разработке проекта рекультивации только при наличии у недропользователя вещного права на земельный участок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в числе прочих сведений, порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Статья 25.1 Закона о недрах и статья 88 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются только после оформления горного отвода (выдачи лицензии и определения границ горного отвода), утверждения проекта рекультивации земель.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель общества пояснил, что при подаче заявления о предоставлении в аренду спорного земельного участка проект рекультивации земель не предоставлялся и не разрабатывался. В материалы дела названный проект заявителем также не представлен.
При рассмотрении требования общества об обязании министерства имущественных отношений передать образованный земельный участок общей площадью 90,6 га категории "земли сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственного производства ему на праве аренды с последующим переводом его в земли промышленности судом также учтено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для разработки карьера без предварительного изменения категории земель.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
При этом перевод спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности должен предшествовать принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Таким образом, без раздела земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, перевода истребуемого земельного участка в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и предоставления проекта рекультивации, постановка вопроса об обязании министерства имущественных отношений предоставить земельный участок в аренду в рассматриваемом случае является преждевременной.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела, доводам истца и ответчика дана надлежащая правовая оценка, в результате чего принят законный и обоснованный судебный акт.
Довод апелляционной жалобы о том, что недропользователю для разработки проекта рекультивации, перевода земельного участка в соответствующую категорию необходимо обладать земельным участком на каком-либо вещном праве (в частности на праве аренды), границы которого должны быть сформированы в соответствии с действующим законодательством о кадастре, основан на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежит отклонению апелляционным судом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2014 по делу N А63-5852/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2015 N 16АП-386/2015 ПО ДЕЛУ N А63-5852/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2015 г. по делу N А63-5852/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью финансово-строительной компании "Гарант" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2014 по делу N А63-5852/2014 (судья Капункин Ю.Б.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью финансово-строительной компании "Гарант" (ОГРН 1032600956981, ИНН 2634058822)
к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601931901, ИНН 2636019748)
о признании незаконными действий,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства сельского хозяйства Ставропольского края,
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края,
индивидуального предпринимателя главы КФХ Акаева Касбулата Бекмурзаевича,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью финансово-строительной компании "Гарант" Аксельрод М.Г. (доверенность от 13.01.2014), Роман С.В. (доверенность N 9 от 17.04.2014), представителя индивидуального предпринимателя главы КФХ Акаева Касбулата Бекмурзаевича Кравцовой О.В. (доверенность от 07.04.2015),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью финансово-строительной компания "Гарант" (далее - заявитель, общество, ООО ФСК "Гарант") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - заинтересованное лицо, министерство имущественных отношений) о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений в предоставлении в аренду земельного участка приблизительной площадью 76 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, для проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения валунно-песчано-гравийной смеси; обязании министерства имущественных отношений образовать два земельных участка (количество контуров - 2) общей площадью 906 242 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: земли Балахоновского психоневрологического интерната, расположенные на территории МПК-к "Нива", почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, р-н Кочубеевский, с. Балахоновское; об обязании министерства имущественных отношений передать образованный земельный участок площадью 906 242 кв. м категории "земли сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственного производства с последующим переводом их в земли промышленности, энергетики, связи, телевидения, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для геологического изучения и добычи валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края на праве аренды ООО ФСК "Гарант" сроком на 10 лет (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство сельского хозяйства), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство природных ресурсов) и индивидуальный предприниматель глава КФХ Акаев Касбулат Бекмурзаевич (далее - предприниматель).
Решением суда от 18.12.2014 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что перевод спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности должен предшествовать принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду. Суд также указал, что без раздела земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, перевода истребуемого земельного участка в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и предоставления проекта рекультивации, постановка вопроса об обязании министерства имущественных отношений предоставить земельный участок в аренду в рассматриваемом случае является преждевременной.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ФСК "Гарант" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению апеллянта, недропользователю для разработки проекта рекультивации, перевода земельного участка в соответствующую категорию необходимо обладать земельным участком на каком-либо вещном праве (в частности на праве аренды), границы которого должны быть сформированы в соответствии с действующим законодательством о кадастре.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель предпринимателя поддержал доводы отзыва, просил оставить решение суда без изменения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав, представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2014 по делу N А63-5852/2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 16.09.2004 ООО ФСК "Гарант" выдана лицензия СТВ 000731 ТЭ на проведение геологоразведочных работ и разработки валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края, в 1 км северо-восточнее с. Балахоновского, сроком действия до 01.08.2024.
Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ставропольскому краю 11.09.2008 обществу выдан горноотводный акт N 182. Границы предоставленного заявителю участка недр приведены на плане горного отвода, приложенном к горноотводному акту.
По заказу общества кадастровым инженером Трофимовым Д.А. по результатам комплекса кадастровых работ по определению на местности границ земельных участков подготовлен акт, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 26:15:050803:1 и 26:15:050803:2, общей площадью 906 247 кв. м, входящие в единое землепользование с кадастровым номером 26:16:000000:106, входят в территорию горного отвода.
24.02.2014 общество обратилось в министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка примерной площадью 76 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, для проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения валунно-песчано-гравийной смеси.
В письме от 24.02.2014 министерство имущественных отношений сообщило обществу о невозможности рассмотрения его заявления по существу до рассмотрения Арбитражным судом Ставропольского края дела N А63-1519/2014 по заявлению предпринимателя, в рамках которого последним оспаривается отказ министерства имущественных отношений в предоставлении в аренду для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106.
Полагая, что отказ министерства имущественных отношений противоречит действующему законодательству и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (части 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ООО ФСК "Гарант" в обоснование заявления указало, что отказ заинтересованного лица в предоставлении ему в аренду части земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку заявитель лишен возможности осуществлять недропользование на земельном участке, попадающем в данной части под проекцию горного отвода.
На основании части 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах, специальные федеральные законы; к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Порядок лицензирования пользования недрами установлен в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Таким образом, пользование недрами может осуществляться лишь такими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых посредством лицензирования осуществлена проверка возможности осуществления недропользования с соблюдением обязательных требований и условий для данного вида деятельности.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Поскольку недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона о недрах), пользование недрами невозможно без пользования земельным участком, в границах которого расположен горный отвод.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (пункт 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию от 16.09.2004 СТВ 000731 ТЭ на проведение геологоразведочных работ и разработки валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края, в 1 км северо-восточнее с. Балахоновского, сроком действия до 01.08.2024. Лицензия зарегистрирована в установленном порядке в Территориальном агентстве по недропользованию по Ставропольскому краю.
Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Поскольку у общества имеется лицензия на право проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения валунно-песчано-гравийной смеси, оно имеет исключительное право на пользование недрами в границах горного отвода, а также на предоставление ему земельного участка в границах оформленного горного отвода.
В то же время данного обстоятельства недостаточно для удовлетворения заявления общества. С учетом предмета заявленных требований восстановление нарушенного права общество связывает с обязанием министерства имущественных отношений образовать два земельных участка (2 контура) общей площадью 906 242 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 и передать образованный земельный участок общей площадью 90,6 га категории "земли сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственного производства ему на праве аренды с последующим переводом его в земли промышленности.
Из материалов дела видно, что земельный участок в проекции горного отвода общества размером 906 242 кв. м является частью земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 указанной статьи.
С заявлением о разделе земельного участка в министерство имущественных отношений с приложением документов, подтверждающих возможность такого раздела, общество не обращалось. Доказательств обратного заявителем не представлено, как и не представлено доказательств препятствия заинтересованного лица в формировании земельного участка, в том числе путем отказа в согласовании раздела земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. В силу пункта 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В материалы дела обществом представлено заключение НП "Центр независимых судебных экспертиз, криминалистики и права" от 30.10.2014 N 210-Э/2014, установившего в рамках назначенной по делу N А63-1519/2014 судебной экспертизы, что горный отвод, предназначенный для разработки Балахоновского-1 месторождения валунно-песчано-гравийной смеси (местоположение: Ставропольский край, Кочубеевский район), границы которого обозначены на прилагаемой к горноотводному акту (лицензия СТВ от 16.09.2004 N 00731 ТЭ), копии топографического плана и представленных координат поворотных точек частично находится в границах единого землепользования с кадастровым номером 26:15:000000:106. Единое землепользование с кадастровым номером 26:15:000000:106 состоит из трех участков, два из которых находятся в границах горного отвода. Земельные участки с кадастровыми номерами 26:15:050803:1, 26:15:050803:2, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 26:15:000000:106, находятся в границах горного отвода, границы которого обозначены на прилагаемой к горноотводному акту (лицензия СТВ от 16.09.2004 N 00731 ТЭ), копии топографического плана.
В силу разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 13 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции обществом в качестве доказательства проведенного межевания земельного участка в материалы дела представлен межевой план от 08.10.2014.
Однако указанный межевой план обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку содержит сведения только о земельном участке общей площадью 90,6 га, который испрашивается заявителем.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с пунктом 20 требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков, межевой план подготавливается в виде одного документа в случае если, в частности, в результате раздела одного исходного (измененного) земельного участка образуются один или одновременно несколько земельных участков.
Особенности раздела ранее учтенного единого землепользования установлены пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 04.02.2010 N 42. В соответствии с указанным пунктом в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.
В рассматриваемом случае межевой план не содержит в себе данных обо всех участках, образованных в результате преобразования (раздела) земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, представленный обществом межевой план по содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством и не может быть положен в основу для осуществления кадастрового учета образуемых при разделе земельных участков.
Судом первой инстанции также правомерно отклонен довод общества о возможной разработке проекта рекультивации только при наличии у недропользователя вещного права на земельный участок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в числе прочих сведений, порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Статья 25.1 Закона о недрах и статья 88 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются только после оформления горного отвода (выдачи лицензии и определения границ горного отвода), утверждения проекта рекультивации земель.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель общества пояснил, что при подаче заявления о предоставлении в аренду спорного земельного участка проект рекультивации земель не предоставлялся и не разрабатывался. В материалы дела названный проект заявителем также не представлен.
При рассмотрении требования общества об обязании министерства имущественных отношений передать образованный земельный участок общей площадью 90,6 га категории "земли сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственного производства ему на праве аренды с последующим переводом его в земли промышленности судом также учтено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для разработки карьера без предварительного изменения категории земель.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
При этом перевод спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности должен предшествовать принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Таким образом, без раздела земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, перевода истребуемого земельного участка в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и предоставления проекта рекультивации, постановка вопроса об обязании министерства имущественных отношений предоставить земельный участок в аренду в рассматриваемом случае является преждевременной.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела, доводам истца и ответчика дана надлежащая правовая оценка, в результате чего принят законный и обоснованный судебный акт.
Довод апелляционной жалобы о том, что недропользователю для разработки проекта рекультивации, перевода земельного участка в соответствующую категорию необходимо обладать земельным участком на каком-либо вещном праве (в частности на праве аренды), границы которого должны быть сформированы в соответствии с действующим законодательством о кадастре, основан на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежит отклонению апелляционным судом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2014 по делу N А63-5852/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)