Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2015 N 18АП-4887/2015 ПО ДЕЛУ N А07-22102/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. N 18АП-4887/2015

Дело N А07-22102/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КоттеджСтрой" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.03.2015 по делу N А07-22102/2014 (судья Кузнецов Д.П.).

Общество с ограниченной ответственностью "КоттеджСтрой" (далее - заявитель, общество, ООО "КоттеджСтрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Республики Башкортостан по предоставлению заявителю земельного участка с кадастровым номером 02:55:0460610:3366, расположенного в жилом районе Нагаево в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для строительства лыжной спортивной базы и обязании предоставить земельный участок с кадастровым номером 02:55:0460610:3366 в аренду.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление градостроительства и архитектуры Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.03.2015 (резолютивная часть оглашена 04.03.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "КоттеджСтрой" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие требованиям части 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказа суда первой инстанции в привлечении к участию в деле в качестве соответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которая была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, без вынесения определения об отказе в удовлетворения соответствующего ходатайства заявителя. По мнению апеллянта, в нарушение требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело по первоначально заявленным требованиям, без учета их уточнения в ходе рассмотрения дела и отражения в решении ходатайств общества.
Возражая относительно вывода суда первой инстанции об аннулировании испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:0460610:3366, указывает, что спорный земельный участок в настоящее время имеет кадастровый номер 02:55:0460610:4062.
Правительство Республики Башкортостан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых указали, что с доводами апелляционной жалобы не согласны, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
В ходе ее рассмотрения судебной коллегией был рассмотрен вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, представленных обществом в числе приложений к апелляционной жалобе - кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:55:0460610:4062.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
В отсутствие таких причин оснований для удовлетворения заявленного ходатайства не имеется, вне зависимости от относимости и допустимости доказательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.09.2010 на основании обращения ООО "КоттеджСтрой" Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был подготовлен и выдан Акт выбора земельного участка для строительства лыжной спортивной базы в жилом районе Нагаево в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан за N А- 119/ОПО (л.д. 18-27).
Указанный акт рекомендован к утверждению для последующего предоставления земельного участка и подготовки документации на разработку проекта размещения объекта, учитывая результаты публикации информационного сообщения протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.05.2011 (л.д. 17).
В газете "Вечерняя Уфа" от 31.03.2011 N 60 было опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства лыжной базы в жилом районе Нагаево в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республике Башкортостан с предварительным согласованием места размещения объекта, а также приеме заявок лиц, заинтересованных в использовании данного земельного участка (л.д. 31).
Из отчета специализированного муниципального учреждения "Центр недвижимости" следует, что по истечении указанного в публикации срока, заявок от других физических и юридических лиц не поступало (л.д. 30).
20.10.2010 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:0460610:3366, расположенном в жилом районе Нагаево в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, разрешенным использованием которого является для размещения объектов общего пользования (л.д. 80).
По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 24.01.2015 сведения о зарегистрированных правах на вышеназванный земельный участок отсутствуют (л.д. 86).
Впоследствии Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан было сообщено о расположении земельного участка в территориальной зоне рекреационного назначения, в силу чего и на основании статьи 25.1 Закона о регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан, полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан.
21.07.2014 ООО "КоттеджСтрой" письменно обратилось в Правительство Республики Башкортостан о предоставлении земельного участка для строительства лыжной спортивной базы в жилом районе Нагаево в Октябрьском районе города Уфы, что подтверждено почтовым уведомлением и содержанием отзыва Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (л.д. 16, 82).
Письмом от 05.08.2014 обществу Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан было сообщено о передаче полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе отнесенными к рекреационной зоне Администрации городского округа город Уфа с рекомендацией обращения в орган местного самоуправления (л.д. 85).
Считая, что бездействие Правительства Республики Башкортостан по рассмотрению названного заявления, не соответствует закону и нарушает права и законы в сфере предпринимательской деятельности ООО "КоттеджСтрой" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 02:55:040610:3366 находится в территориальной зоне рекреационного назначения. Согласно статье 25.1 Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Закон о регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан), в редакции, действовавшей до 10.05.2014, полномочия по распоряжению земельными участками, отнесенными к территориальным зонам рекреационного и историко-культурного назначения в городе Уфе, осуществляло Правительство Республики Башкортостан. Поскольку обращение общества в Правительство Республики Башкортостан о предоставлении земельного участка в аренду было произведено 18.07.2014, когда оно не имело полномочий по распоряжению земельным участком государственная собственность на который не разграничена, о чем заявителю было сообщено Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, доводы заявителя о незаконности бездействия Правительства Республики Башкортостан были отклонены. Кроме того, судом учтено обстоятельство снятия с кадастрового учета и аннулирование 06.09.2011 сведений о земельном участке.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент существования спорных правоотношений) установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура включает в числе прочего работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод, что ООО "КоттеджСтрой" была инициирована процедура выбора земельного участка для строительства лыжной базы с предварительным согласованием места размещения объекта.
Вместе с тем, такая процедура не была завершена принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка, которое принимается органом местного самоуправления в силу пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и является основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства (пункт 8 названной нормы).
Настоящие требования о признании незаконным бездействия Правительства Республики Башкортостан по предоставлению ООО "КоттеджСтрой" земельного участка в аренду для целей строительства правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В силу статей 1, 11 Закона Республики Башкортостан от 14.03.2003 N 474-з (ред. от 03.02.2014) "О Правительстве Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, осуществляющим общие вопросы руководства работой министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан и других органов исполнительной власти Республики Башкортостан и контроль их деятельности.

Судом первой инстанции установлено, что поступившее от заявителя обращение по вопросу предоставления земельного участка в аренду было направлено Правительством Республики Башкортостан в уполномоченный орган - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, которым, в свою очередь, в адрес заявителя направлен ответ о необходимости обращения в Администрацию городского округа город Уфа (л.д. 85).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по общему правилу осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со статьей 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 29.04.2014 года N 90-з, вступившего в силу 10.05.2014) органы местного самоуправления городского округа город Уфа, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфа. Той же редакции закона признана утратившей силу статья 25.1. Закона Республики Башкортостан о регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан (в редакции Закона Республики Башкортостан от 06.02.2008 года N 525-з), согласно которой Правительство Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается земельными участками государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе отнесенными к территориальным зонам рекреационного и историко-культурного назначения.
Учитывая, что обращение ООО "КоттеджСтрой" в Правительство Республики Башкортостан произведено после 10.05.2014, приведенные выше обстоятельства исключают наличие в действиях Правительства Республики Башкортостан неправомерного бездействия по рассмотрению заявления общества.
Защита прав заявителя, которые он полагает нарушенными, подлежит осуществлению путем рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка, направленного в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан 04.12.2014 (л.д. 112).
Ссылки заявителя на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Вопреки доводам апеллянта, вопросы об отказе в привлечении к участию в деле Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и принятии уточненного заявления о признании незаконным бездействия администрации по подготовке и принятию постановления о представительном согласовании места размещения объекта (л.д. 110) решены судом первой инстанции в определении от 04.03.2015, вынесенным в виде отдельного судебного акта (л.д. 119-125). Указанное определение ООО "КоттеджСтрой" в установленные сроки не обжаловано. После оглашения определения в судебном заседании 04.03.2015 ходатайств об отложении судебного разбирательства по существу (в том числе в целях обжалования определения) заявлено не было, что следует из протокола судебного заседания (л.д. 118).
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом ходатайств, суд первой инстанции правомерно счел уточнение требований фактическим и одновременным изменение их предмета и основания, что противоречит статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обстоятельств невозможности рассмотрения изначально заявленных требований о признании неправомерным бездействия Правительства Республики Башкортостан без участия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (пункт 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судом не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.03.2015 по делу N А07-22102/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КоттеджСтрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА

Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
М.И.КАРПАЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)