Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N А41-25457/14

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N А41-25457/14


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "Трейд М": Молодавченков Д.Б., по доверенности от 28.04.2014; от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Трейд М" на решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2014 года, приятное судьей Уваровым А.О., по делу N А41-25457/14 по заявлению ООО "Трейд М" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,

установил:

ООО "Трейд М" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского района Московской области, в котором просит:
1. Признать незаконным бездействие Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО "Трейд-М" в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 1944 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041901:555 с местоположением в с. Жаворонки, ул. 3-я Советская Одинцовского муниципального района Московской области.
2. Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района принять решение о предоставлении ООО "Трейд-М" в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 1944 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041901:555 с местоположением в с. Жаворонки, ул. 3-я Советская Одинцовского муниципального района Московской области.
3. Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района направить ООО "Трейд-М" проект договора аренды сроком на 3 года земельного участка площадью 1944 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041901:555 с местоположением в с. Жаворонки, ул. 3-я Советская Одинцовского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Трейд М" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Трейд М" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 24.07.2014 по делу N А41-25457/14 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, ООО "Трейд-М" обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 944 кв. м с предварительным согласованием места размещения объекта (том 1 л.д. 40).
Комиссия по координации земельных отношений и инвестиций на территории Одинцовского муниципального района приняла решение о предоставлении земельного участка площадью 1944 кв. м в аренду заявителю на 3 года, что следует из Протокола заседания указанной Комиссии от 24.11.2011 (том 1 л.д. 44).
Распоряжением Администрации от 30.12.2011 N 580-р обществу осуществлен выбор земельного участка площадью 1944 кв. м для строительства многофункционального торгового комплекса с местоположением в с.Жаворонки, ул. 3-я Советская (том 1 л.д. 45).
Постановлением Администрации от 27.11.2012 N 3837 утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка, предварительно согласовано место размещения многофункционального торгового комплекса (том 1 л.д. 52).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:20:0041901:555 (том 1 л.д. 55 - 56).
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 27.03.2014 о предоставлении ему в аренду сроком на три года земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041901:555.
Указанное обращение общества оставлено Администрацией без ответа.
Не согласившись с указанным бездействием Администрации, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции исходил из того, что после публикации Администрацией сообщения о намерении предоставить обществу спорный земельный участок, в орган местного самоуправления поступили обращения от третьих лиц с сообщениями о намерении также приобрести спорный земельный участок в аренду. Исходя из наличия нескольких кандидатов на предоставление спорного земельного участка в аренду, суд первой инстанции указал на необходимость предоставления указанного земельного участка по итогам проведения торгов.
Между тем, вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно положениям статей 28, 29 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка принимается на основании заявления, поданного в письменном виде в орган местного самоуправления.
Статьей 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (которое осуществляется исключительно на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть посредством выбора земельного участка и принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, земельное законодательство допускает возможность предоставления свободных земельных участков без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае предоставления земельных участков по процедуре: с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом пунктами 2 - 4 статьи 30 ЗК РФ проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов, что к рассматриваемому случаю не относится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как указывалось выше, заявителем проведены кадастровые работы, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041901:555 поставлен на кадастровый учет. Сведения о правах отсутствуют. Постановлением Администрации от 27.11.2012 обществу согласовано место размещения объекта.
Таким образом, процедура выбора земельного участка была завершена 27.11.2012 и у заявителя возникло право, действующее в течение трех лет на получение земельного участка в аренду.
До истечения трех лет, 27.03.2014 общество обратилось в Администрацию с заявлением о принятии решения о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка.
Апелляционный суд полагает, что проведение торгов не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ лишь в том случае, если несколько заявок на один земельный участок получены до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, тогда как в рассматриваемом случае иные претенденты обратились с заявлениями уже после утверждения Администрацией акта выбора земельного участка для заявителя.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд полагает, что Администрация не обоснованно отказала обществу в предоставлении спорного земельного участка в аренду.
При этом в силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Признав недействительными (незаконными) ненормативный акт, решение, действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, суд в силу приведенных норм должен принять решение об обязании ответчика восстановить нарушенное право заявителя путем совершения определенных действий.
В рассматриваемом случае апелляционный суд в качестве способа устранения нарушенного права заявителя полагает необходимым обязать Администрацию Одинцовского муниципального района принять решение о предоставлении ООО "Трейд-М" спорного земельного участка в аренду и направить ООО "Трейд-М" проект договора аренды.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2014 года по делу N А41-25457/14 отменить.
Заявление ООО Трейд-М" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО "Трейд-М" в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 1944 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041901:555 с местоположением в с. Жаворонки, ул. 3-я Советская Одинцовского муниципального района Московской области.
Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района принять решение о предоставлении ООО "Трейд-М" в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 1944 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041901:555 с местоположением в с. Жаворонки, ул. 3-я Советская Одинцовского муниципального района Московской области.
Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района направить ООО "Трейд-М" проект договора аренды сроком на 3 года земельного участка площадью 1944 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041901:555 с местоположением в с. Жаворонки, ул. 3-я Советская Одинцовского муниципального района Московской области.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)