Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2014 ПО ДЕЛУ N А56-1109/2014

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. по делу N А56-1109/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при участии:
при ведении протокола судебного заседания: Халиковой К.Н.
при участии:
- от заявителя: Швора В.В. по доверенности от 14.11.2012;
- от заинтересованного лица: Давлятшиновой Г.П. по доверенности от 27.11.2013 N 42-Д;
- от третьего лица: не явились - извещены (уведомление N 20857);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14706/2014) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2014 по делу N А56-1109/2014 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
3-е лицо: Администрация муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области
об оспаривании постановления

установил:

ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад" (188686, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, дер. Разметелево, д. 12, ОГРН 1114703005273, далее - ЗАО "ЛСР-Базовые", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (198095, Санкт-Петербург, ул. Швецова, д. 12, далее - Управление Россельхознадзора) от 15.11.2013 N ОЗН-01/13-334 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда первой инстанции заявленные ЗАО "ЛСР-Базовые" требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Управления Россельхознадзора от 15.11.2013 N ОЗН-01/13-334 в связи с повторным привлечением общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и признания малозначительным совершенного обществом правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Управление Россельхознадзора направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что вывод суда о повторном привлечении общества к административной ответственности по одной и той же статье ошибочен, поскольку при вынесении решения о привлечении к административной ответственности должностным лицом Управления общество привлечено в рамках постановления от 15.11.2013 N ОЗН-01/13-334 за бездействие, а именно, невыполнение мероприятий по защите земель, а при вынесении постановления от 15.11.2013 N ОЗН-01/13-333 - за действия, допущенные обществом в результате проведения работ, выразившихся в снятии и перемещении плодородного слоя почвы. Управление не согласилось с выводом суда о возможности, в рассматриваемом случае, оценить совершенное правонарушение как малозначительное, поскольку правонарушение совершенное в отношении сельскохозяйственных земель влияет на продовольственную безопасность России.
Представители общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложили в отзыве.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 21.08.2013 Управление Россельхознадзора в отношении ЗАО "ЛСР-Базовые" возбудило дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Основанием для возбуждения дела послужила информация, поступившая 08.07.2013 (исх. N 12360) от гр. Филиппова Д.В. по вопросу разработки карьера на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих обществу.
В ходе административного расследования Управлением Россельхознадзора установлено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 47:07:1047005:329, 47:07:1047005:330, 47:07:1047005:145 принадлежат с декабря 2012 года на праве собственности ЗАО "ЛСР-Базовые" (свидетельства о государственной регистрации права от 17.12.2012 N 47 АБ 619043, от 17.12.2012 N 47 АБ 619044, от 17.12.2012 N 47 АБ 619046). Разрешенное использование земельных участков - для сельскохозяйственного использования. Основные площади земельных участков относятся к сельскохозяйственным угодьям - пашням с мелкими вкраплениями пастбищ и сенокосов.
22.08.2013 Управлением Россельхознадзора проведен осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 47:07:1047005:329, 47:07:1047005:330, 47:07:1047005:145, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, в районе п. Манушкино, по результатам которого составлен протокол осмотра от 22.08.2013, произведен схематический чертеж земельного участка и изготовлены, фотоматериалы.
В протоколе осмотра от 22.08.2013 зафиксировано, что в весенне-летний период полевых работ 2013 года мероприятия по охране земель, сохранению почв и их плодородия, обязательные агротехнические мероприятия, такие как вспашка, обработка почвы и посев сельскохозяйственных культур, агрохимические и фитосанитарные мероприятия, направленные на защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, ЗАО "ЛСР-Базовые" не проведены. Так, земельный участок с кадастровым номером 47:07:1047005:329 общей площадью 34,40 га, расположенный вблизи п. Манушкино, зарос многолетней сорной растительностью на всей площади; земельный участок с кадастровым номером 47:07:1047005:330 общей площадью 34,39 га, расположенный вблизи п. Манушкино, зарос многолетней сорной растительностью на площади 27,3 га; земельный участок с кадастровым номером 47:07:1047005:0145 (уч. Ексолово) общей площадью 36,36 га зарос многолетней сорной растительностью на площади 35,8 га. Механическая обработка почвы с целью сохранения плодородия почв и предотвращения деградации земель, сенокошение на данных земельных участках сельскохозяйственного назначения обществом не проведены.
17.10.2013 должностным лицом Управления Россельхознадзора составлен протокол N ОЗН-01/13-334 об административном правонарушении, согласно которому действия ЗАО "ЛСР-Базовые" квалифицированы по части 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением Управления Россельхознадзора от 15.11.2013 N ОЗН-01/13-334 ЗАО "ЛСР-Базовые" привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей, за нарушение пунктов 1, 3 части 1 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Общество с указанным постановлением не согласилось, по тем основаниям, что не нарушало действующее земельное законодательство, а несоответствие назначения земельных участков разрешенному виду использования, указанным в кадастровых паспортах этих земельных участков, связано с несвоевременной подачей Администрацией Разметелевского сельского поселения необходимых заявлений в орган кадастрового учета и отсутствием у общества правовых возможностей для их подачи. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое постановление незаконным, объективно оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации.
Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит доказыванию как факт бездействия лица, привлекаемого к ответственности, заключающегося в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, так и факт наступления вредных последствий, выраженных в ухудшении качественного состояния земель.
- В соответствии с частью 1 статьи 1 ЗК РФ к основным принципам земельного законодательства Российской Федерации относятся, в том числе: - учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (пункт 1);
- - приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (пункт 2);
- - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 16.07.1998 собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
- осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
- соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
- представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
- содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
- информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.
Пунктом 1.2 ГОСТа 17.4.3.04-85 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения" предусмотрено, что охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов.
Как видно из оспариваемого постановления ЗАО "ЛСР-Базовые" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с тем, что на принадлежащих обществу земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 47:07:1047005:329, 47:07:1047005:330, 47:07:1047005:145 им не проведены мероприятия по охране земель, сохранению почв и их плодородия, обязательные агротехнические мероприятия, агрохимические и фитосанитарные мероприятия, вследствие чего земельные участки заросли многолетней сорной растительностью. Обстоятельства нарушений подтверждаются протоколом осмотра от 22.08.2014, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 17.10.2013 N ОЗН-01/13-334, отражены в оспариваемом постановлении и обществом, по сути, не отрицаются.
Апелляционный суд считает, что привлечение общества по данному эпизоду правомерно, поскольку указанные нарушения образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указание в резолютивной части постановления от 15.11.2013 N ОЗН-01/13-333 помимо статьи 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве меры ответственности на часть 2 статьи 8.7 названного Кодекса, без описания объективной части правонарушения, предусмотренной данной статьей и подкрепления доказательственной базой не может рассматриваться как повторное привлечение к административной ответственности за одни и те же действия. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 47:07:1047005:329, не являлся предметом рассмотрения в ходе рассмотрения административного дела и вынесения постановления N ОЗН-01/13-333.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о необоснованности квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного, апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из Определений Конституционного Суда Российской Федерации N 349-О от 05.11.2003 и N 116-О от 09.04.2003, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оценка возможности применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотрев представленные в материалы дела доказательства и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обоснованно принял во внимание, что на момент проверки, начал осуществляться перевод земельных участков общества из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и дальнейшее использование спорных участков под сельхозугодья не планируется.
Так согласно решению Совета депутатов муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 11.07.2013 N 29 "Об утверждении генерального плана МО Разметелевское СП" и выкопировке из схемы планируемого использования территорий принадлежащие ЗАО "ЛСР-Базовые" земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1047005:329, 47:07:1047005:330, 47:07:1047005:145 планируется перевести в земли населенных пунктов. Решение о переводе земель в другую категорию принято Разметелевским сельским поселением Всеволожского муниципального района Ленинградской области, которое на основании Закона Ленинградской области от 06.06.2013 N 32-оз объединено с Колтушским сельским поселением Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Как следует из отзыва Администрации Разметелевского сельского поселения, в настоящее время готовятся документы по разработке карт (планов), однако новые муниципальные контракты (муниципальный контракт N 24/13 от 09.08.2013, заключенный ранее с ООО "Терра" был расторгнут) на выполнение работ по разработке карт (планов) объектов землеустройства еще не заключены ввиду формирования вновь созданного органа местного самоуправления и его бюджетной основы.
Проанализировав данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно указал, что в действиях общества не усматривается пренебрежительного отношения к выполнению возложенной на него публичной обязанности, совершенное обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, в силу чего, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, признал совершенное правонарушение малозначительным.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в обоснование этих доводов не представлено каких-либо доказательств существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области правомерно расценил рассматриваемое правонарушение как малозначительное, в связи с чем принял решение об отказе в удовлетворении требования о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и правильную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 29 мая 2014 года по делу N А56-1109/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)