Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2137

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. по делу N 33-2137


Судья: Мамаева Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Носковой Г.Н.,
судей Шерстенниковой Е.Н. и Бакиной Е.Н.,
при секретаре В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 24 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе В.М. решение Октябрьского районного суда города Кирова от 30 апреля 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования В.М. удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования "город Киров" предоставить в первоочередном порядке В.М., имеющей в составе семьи <данные изъяты> под индивидуальное жилищное строительство сформированный земельный участок, свободный от застроек площадью не менее нормы предоставления земельных участков из земель поселения на территории г. Кирова по договору аренды в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия

установила:

В.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Киров" о предоставлении земельного участка. В обоснование заявленных требований указала, что ее ФИО1, <дата> года рождения является <данные изъяты>. В <дата> года подала в администрацию МО "Город Киров" заявление о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с необходимыми документами. Письмом от <дата> г. администрация МО "Город Киров" проинформировала ее о том, что принято решение о размещении в средствах массовой информации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с последующим проведением работ по формированию данного земельного участка, предоставлением его на торги (конкурсы, аукционы). С указанными действиями администрации МО "Город Киров" она не согласна, поскольку аукцион представляет собой продажу имущества с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. В рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Таким образом, при предоставлении <данные изъяты> в аренду земельного участка для жилищного строительства торги не проводятся.
Просила обязать администрацию муниципального образования "Город Киров" сформировать в соответствии с действующим законодательством земельный участок, имеющий кадастровый номер: N, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>; возложить на администрацию МО "Город Киров" обязанность заключить с ней, являющейся законным представителем ФИО1, <дата> г.р., договор аренды вышеуказанного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе В.М. ставит вопрос об изменении решения суда в части отказа ов удовлетворении требований о возложении на администрацию муниципального образования "Город Киров" обязанности сформировать в соответствии с действующим законодательством земельный участок, имеющий кадастровый номер: N, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, и предоставить его в аренду. Считает решение в данной части незаконным, выводы суда ошибочными. Указала, что право на первоочередное получение земельного участка предполагает его безусловное предоставление <данные изъяты> органом местного самоуправления без проведения торгов. Считает вывод суда о том, что администрацией МО "Город Киров" ранее было принято решение по формированию спорного земельного участка для последующего предоставления на торгах (конкурсах, аукционах) для индивидуального жилищного строительства, необоснованным. Земельный участок до настоящего времени не сформирован, хотя прошло более <данные изъяты> лет с <дата> года, после принятия соответствующего решения. Фактических заявок на участие в торгах в адрес ответчика в отношении спорного земельного участка не поступало. Ответчиком доказательств нарушения прав третьих лиц не представлено. Считает, что основанием предоставления земельного участка выбранного истцом является то, что участок свободен и не обременен правами третьих лиц.
В суде апелляционной инстанции В.М. и ее представитель Ш. настаивали на удовлетворении жалобы.
Представитель администрации муниципального образования "Город Киров" в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения В.М. и ее представителя Ш., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно положениям части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, облагающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Как следует из положений пункта 3 статьи 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявлений гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещении, объекта, в том числе инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ, которым закреплено проведение работ по формированию земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке).
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" органам местного самоуправления, в том числе, предписано осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Указанным Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, согласно п. 1 которых инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Как видно из дела, В.М. является ФИО1, <дата> года рождения.
ФИО1, <дата> года рождения, является <данные изъяты>, <данные изъяты> установлена на срок до <дата> года.
Согласно справке МУП "Расчетно-информационный центр" г. Кирова (участок N 8), В.М., ее <данные изъяты> ФИО2 и ФИО 1 и ФИО3 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, собственниками данной квартиры указанные лица не являются.
Согласно выписке из протокола N 24 заседания комиссии по предоставлению гражданам безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и признанию граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от <дата> г. В.М. с составом семьи <данные изъяты> человек признаны малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с выпиской из протокола N 3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от <дата>, утвержденного распоряжением заместителя главы администрации города Кирова, начальника территориального управления по Октябрьскому району от <дата> N, решено признать В.М. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи <данные изъяты> человека принять на учет N в едином списке по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
<дата> года В.М. представила в КОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" документы для оказания муниципальной услуги - "выдачи решения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Киров", в аренду для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства с правом возведения строений", а именно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> г. Администрацией муниципального образования "Город Киров" В.М. дан ответ, согласно которому в отношении испрашиваемого земельного участка ранее было принято решение по его формированию для последующего предоставления на торгах (конкурсах, аукционах) для индивидуального жилищного строительства, предоставление указанного земельного участка будет осуществляться путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) администрацией МО "Город Киров" после его формирования и проведения государственного кадастрового учета, в которых (торгах) истица может принять участие.
Не соглашаясь с таким ответом, В.М. обратилась в суд и указала, что, как <данные изъяты>, имеет право на безусловное предоставление земельного участка без проведения торгов.
Установив, что право истца на получение в первоочередном порядке под индивидуальное жилищное строительство сформированного земельного участка, свободного от застроек площадью не менее нормы предоставления земельных участков из земель поселения на территории г. Кирова по договору аренды в соответствии с действующим законодательством, до настоящего времени не реализовано, суд принял решение в указанной формулировке.
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что основания для предоставления конкретного участка по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Оснований не согласиться с таким выводом районного суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 38 Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ст. 4 Закона ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Из дела видно, что испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован, с кадастрового учета снят, граница земельного участка в установленном законом порядке не определена. При таких обстоятельствах, данный земельный участок не может являться объектом гражданских прав.
Кроме того, согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, согласно вышеприведенным нормам право распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, принадлежит органам местного самоуправления.
Часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В этой связи принятое решение отвечает цели защиты нарушенных прав истца.
Между тем, из приведенной нормы Закона не следует, что истец вправе требовать предоставления ему земельного участка по своему выбору, а на ответчике не лежит обязанность предоставить истцу конкретный испрашиваемый им земельный участок.
При таких обстоятельствах решение районного суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат данных о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда, фактически направлены на иное толкование и применение норм материального права и переоценку вывода районного суда по существу иска. Однако оснований для этого не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда города Кирова от 30 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)