Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 июня 2013 года по делу N А40-143875/12 судьи Пуловой Л.В. (10-1380)
по заявлению ООО "Ателье N 1" (ОГРН 1037739946397)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третьи лица: Управление Росреестра города по Москве, Москомархитектура
о признании незаконным решения
при участии:
- от заявителя: Томбасова Е.С. по дов. от 24.05.2013;
- от ответчика: Важина А.Н. по дов. от 27.02.2013 N ДГИ-Д-134/13;
- от третьих лиц: не явились, извещены;
- установил:
ООО "Ателье N 1" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения, оформленного письмом Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, Департамент) от 02.08.2012 N 33-5-11190/12 (О)-1 об отказе заявителю в предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации зданий под складской комплекс площадью 3 481 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3, 4, 15 с кадастровым номером 77:01:0004019:146, и обязании ДЗР подготовить и направить ООО "Ателье N 1" проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене 20% его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, при этом суд исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего земельного законодательства, являются незаконными и нарушает права и законные интересы общества.
В порядке процессуального правопреемства на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом апелляционной инстанции произведена замена ответчика - Департамент земельных ресурсов города Москвы на правопреемника - Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674).
Ответчик не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что оспариваемое решения ДЗР г. Москвы является правомерным.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает апелляционную жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, изложил свои доводы, указанные в отзыве на жалобу.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Ателье N 1" является собственником части здания с условным номером объекта 77-77-11/074/2008-582, общей площадью 198, 1 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004019:146 по адресу: г. Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3.
На земельном участке расположены следующие здания, строения, сооружения: г. Москва, Грузинский вал, д. 11, стр. 3, 4, 15. Условные номера: 77:77:11/074/2008-576, 139148, 139170, соответственно общей площадью 2064 кв. м.
Для эксплуатации принадлежащих собственникам зданий по адресу: г. Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3 и 4 на прилегающей территории для эксплуатации комплекса сформирован участок с кадастровым номером 77:01:0004019:146, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3, 4, 15.
Объекты недвижимости, находящиеся на указанном земельном участке, образуют имущественный комплекс.
Заявитель обратился в службу "одного окна" ДЗР г. Москвы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации зданий под складской комплекс площадью 3481 кв. м, расположенного по указанному выше адресу, с кадастровым номером 77:01:0004019:146.
Письмом от 02.08.2012 N 33-5-11190/12 (О)-1 Департамент отказал в предоставлении в собственность указанного земельного участка.
При этом свой отказ ответчик мотивировал тем, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах существующей улично-дорожной сети (УДС) по ул. Грузинский Вал с кадастровым номером 77:01:0004019:129.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Ателье N 1" в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, в силу п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (далее - Положение), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев, прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
На основании п. 1.1 Порядка передачи земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность и формировании границ земельных участков на территории г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы N 431-ПП от 27.06.2006 (далее - Порядок), настоящий Порядок передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков применяется в отношении земельных участков, распоряжение которыми в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами государственной власти города Москвы.
Пунктом 2.1 Порядка определено, что гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) обращается в службу "одного окна" Департамента с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого находящимися в его собственности зданиями, строениями, сооружениями и необходимого для их использования, либо с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, ранее предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо с заявлением о формировании земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет.
Отказ в предоставлении возможен при выявлении следующих обстоятельств: земельный участок ограничен в обороте или изъят из оборота; земельный участок зарезервирован для государственных нужд либо имеется решение об изъятии земельного участка для государственных нужд; на земельный участок, указанный в заявлении о предоставлении в собственность, зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения иных лиц; на часть здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, либо на помещения в них зарегистрировано право собственности третьих лиц, которые с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не обращались; часть здания, строения или сооружения находится в государственной или муниципальной собственности; на земельном участке расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности третьих лиц, и проект разделения соответствующей территории не выполнен. Департамент направляет предложения и все необходимые для принятия решения документы префекту административного округа города Москвы, на территории которого находится земельный участок. Префект административного округа города Москвы сообщает заявителю об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в письменной форме.
Пунктом 6.1 Порядка установлено, что Департамент формирует дело по оформлению прав на землю, включающее в себя: заявление о предоставлении земельного участка в собственность заявителя; документы, представленные заявителем; документы, содержащие сведения для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, собранные уполномоченным органом исполнительной власти (запросы Департамента и ответы городских организаций в соответствии с разделом 4); проект границ земельного участка, составленный на основе результатов обработки сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность и согласованный с заинтересованными лицами. В проекте границ земельного участка отражаются его части, на которые распространяются подлежащие установлению ограничения использования и обременения земельного участка. Либо уже имевшийся кадастровый план земельного участка с внесенными изменениями (в случае внесения изменений); перечень подлежащих установлению ограничений в использовании и обременении земельного участка; копия распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка; материалы межевания земельного участка; заключение о проведенной экспертизе материалов дела по оформлению прав на землю.
Согласно п. 7.1 Порядка, подготовка проекта решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю осуществляется Департаментом в соответствии с примерной формой, утвержденной Правительством Москвы.
Из публичной кадастровой карты усматривается, что участки 77:01:04018:148 и 77:01:04020:050 действительно являются участками существующей улично-дорожной сети.
Между тем, участок 77:01:0004019:129 представляет собой не существующую, а проектируемую УДС, которая накладывается на спорный земельный участок, а ее границы проходят по границе принадлежащего заявителю зданию.
Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.06.2012, оставленным в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012, а также постановлением ФАС Московского округа от 20.12.2012 по делу N А40-24264/12-1-100.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие доказательств того, что на момент приобретения заявителем объекта недвижимости, 1910 года постройки имелись сведения о расположении красных линий в отношении спорного земельного участка.
В соответствии со ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 35 ЗК РФ по договору купли продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
При таких обстоятельствах, требование заявителя как собственника строений о предоставлении спорного земельного участка основано на исключительном праве, предоставленном в силу прямого указания закона.
Кроме того, как следует из представленного заявителем в материалы дела ответа НИИиПИ Генплана Москвы, проектные красные линии не препятствуют оформлению имущественных и земельных прав. Корректировка красных линий осуществляется на основании утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории. В связи с отсутствием такой документации оснований для корректировки красных линий на спорном земельном участке нет.
При этом из Постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 N 467-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2013 - 2015 г.г." следует, что планируемое ранее размещение на части спорного участка УДС производиться не будет.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок не зарезервирован и не изъят в установленном законом порядке для государственных нужд, объект недвижимости, принадлежащий заявителю (административное и складское помещение), не является публичным объектом общего пользования.
Таким образом, является правильным вывод суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении в собственность заявителю спорного земельного участка.
Из разъяснений, данных в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным; в случае не направления исполнительным органом проекта договора собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Из материалов дела усматривается, что в Департамент заявителем был представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для приобретения прав на земельный участок.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Департамента предусмотренных законодательством оснований для отказа обществу в оформлении договора купли-продажи земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае ответчик не доказал законность примененных им оснований при отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения заявленных обществом требований.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, в целях устранения прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика подготовить и направить ООО "Ателье N 1" проект договора купли-продажи указанного земельного участка для использования его согласно кадастрового паспорта земельного участка.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Госпошлина взыскана судом с ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 июня 2013 года по делу N А40-143875/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.МОСКВИНА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2013 N 09АП-32635/2013 ПО ДЕЛУ N А40-143875/12
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. N 09АП-32635/2013
Дело N А40-143875/12
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 июня 2013 года по делу N А40-143875/12 судьи Пуловой Л.В. (10-1380)
по заявлению ООО "Ателье N 1" (ОГРН 1037739946397)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третьи лица: Управление Росреестра города по Москве, Москомархитектура
о признании незаконным решения
при участии:
- от заявителя: Томбасова Е.С. по дов. от 24.05.2013;
- от ответчика: Важина А.Н. по дов. от 27.02.2013 N ДГИ-Д-134/13;
- от третьих лиц: не явились, извещены;
- установил:
ООО "Ателье N 1" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения, оформленного письмом Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, Департамент) от 02.08.2012 N 33-5-11190/12 (О)-1 об отказе заявителю в предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации зданий под складской комплекс площадью 3 481 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3, 4, 15 с кадастровым номером 77:01:0004019:146, и обязании ДЗР подготовить и направить ООО "Ателье N 1" проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене 20% его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, при этом суд исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего земельного законодательства, являются незаконными и нарушает права и законные интересы общества.
В порядке процессуального правопреемства на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом апелляционной инстанции произведена замена ответчика - Департамент земельных ресурсов города Москвы на правопреемника - Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674).
Ответчик не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что оспариваемое решения ДЗР г. Москвы является правомерным.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает апелляционную жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, изложил свои доводы, указанные в отзыве на жалобу.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Ателье N 1" является собственником части здания с условным номером объекта 77-77-11/074/2008-582, общей площадью 198, 1 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004019:146 по адресу: г. Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3.
На земельном участке расположены следующие здания, строения, сооружения: г. Москва, Грузинский вал, д. 11, стр. 3, 4, 15. Условные номера: 77:77:11/074/2008-576, 139148, 139170, соответственно общей площадью 2064 кв. м.
Для эксплуатации принадлежащих собственникам зданий по адресу: г. Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3 и 4 на прилегающей территории для эксплуатации комплекса сформирован участок с кадастровым номером 77:01:0004019:146, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3, 4, 15.
Объекты недвижимости, находящиеся на указанном земельном участке, образуют имущественный комплекс.
Заявитель обратился в службу "одного окна" ДЗР г. Москвы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации зданий под складской комплекс площадью 3481 кв. м, расположенного по указанному выше адресу, с кадастровым номером 77:01:0004019:146.
Письмом от 02.08.2012 N 33-5-11190/12 (О)-1 Департамент отказал в предоставлении в собственность указанного земельного участка.
При этом свой отказ ответчик мотивировал тем, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах существующей улично-дорожной сети (УДС) по ул. Грузинский Вал с кадастровым номером 77:01:0004019:129.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Ателье N 1" в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, в силу п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (далее - Положение), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев, прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
На основании п. 1.1 Порядка передачи земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность и формировании границ земельных участков на территории г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы N 431-ПП от 27.06.2006 (далее - Порядок), настоящий Порядок передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков применяется в отношении земельных участков, распоряжение которыми в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами государственной власти города Москвы.
Пунктом 2.1 Порядка определено, что гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) обращается в службу "одного окна" Департамента с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого находящимися в его собственности зданиями, строениями, сооружениями и необходимого для их использования, либо с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, ранее предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо с заявлением о формировании земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет.
Отказ в предоставлении возможен при выявлении следующих обстоятельств: земельный участок ограничен в обороте или изъят из оборота; земельный участок зарезервирован для государственных нужд либо имеется решение об изъятии земельного участка для государственных нужд; на земельный участок, указанный в заявлении о предоставлении в собственность, зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения иных лиц; на часть здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, либо на помещения в них зарегистрировано право собственности третьих лиц, которые с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не обращались; часть здания, строения или сооружения находится в государственной или муниципальной собственности; на земельном участке расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности третьих лиц, и проект разделения соответствующей территории не выполнен. Департамент направляет предложения и все необходимые для принятия решения документы префекту административного округа города Москвы, на территории которого находится земельный участок. Префект административного округа города Москвы сообщает заявителю об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в письменной форме.
Пунктом 6.1 Порядка установлено, что Департамент формирует дело по оформлению прав на землю, включающее в себя: заявление о предоставлении земельного участка в собственность заявителя; документы, представленные заявителем; документы, содержащие сведения для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, собранные уполномоченным органом исполнительной власти (запросы Департамента и ответы городских организаций в соответствии с разделом 4); проект границ земельного участка, составленный на основе результатов обработки сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность и согласованный с заинтересованными лицами. В проекте границ земельного участка отражаются его части, на которые распространяются подлежащие установлению ограничения использования и обременения земельного участка. Либо уже имевшийся кадастровый план земельного участка с внесенными изменениями (в случае внесения изменений); перечень подлежащих установлению ограничений в использовании и обременении земельного участка; копия распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка; материалы межевания земельного участка; заключение о проведенной экспертизе материалов дела по оформлению прав на землю.
Согласно п. 7.1 Порядка, подготовка проекта решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю осуществляется Департаментом в соответствии с примерной формой, утвержденной Правительством Москвы.
Из публичной кадастровой карты усматривается, что участки 77:01:04018:148 и 77:01:04020:050 действительно являются участками существующей улично-дорожной сети.
Между тем, участок 77:01:0004019:129 представляет собой не существующую, а проектируемую УДС, которая накладывается на спорный земельный участок, а ее границы проходят по границе принадлежащего заявителю зданию.
Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.06.2012, оставленным в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012, а также постановлением ФАС Московского округа от 20.12.2012 по делу N А40-24264/12-1-100.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие доказательств того, что на момент приобретения заявителем объекта недвижимости, 1910 года постройки имелись сведения о расположении красных линий в отношении спорного земельного участка.
В соответствии со ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 35 ЗК РФ по договору купли продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
При таких обстоятельствах, требование заявителя как собственника строений о предоставлении спорного земельного участка основано на исключительном праве, предоставленном в силу прямого указания закона.
Кроме того, как следует из представленного заявителем в материалы дела ответа НИИиПИ Генплана Москвы, проектные красные линии не препятствуют оформлению имущественных и земельных прав. Корректировка красных линий осуществляется на основании утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории. В связи с отсутствием такой документации оснований для корректировки красных линий на спорном земельном участке нет.
При этом из Постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 N 467-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2013 - 2015 г.г." следует, что планируемое ранее размещение на части спорного участка УДС производиться не будет.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок не зарезервирован и не изъят в установленном законом порядке для государственных нужд, объект недвижимости, принадлежащий заявителю (административное и складское помещение), не является публичным объектом общего пользования.
Таким образом, является правильным вывод суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении в собственность заявителю спорного земельного участка.
Из разъяснений, данных в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным; в случае не направления исполнительным органом проекта договора собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Из материалов дела усматривается, что в Департамент заявителем был представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для приобретения прав на земельный участок.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Департамента предусмотренных законодательством оснований для отказа обществу в оформлении договора купли-продажи земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае ответчик не доказал законность примененных им оснований при отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения заявленных обществом требований.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, в целях устранения прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика подготовить и направить ООО "Ателье N 1" проект договора купли-продажи указанного земельного участка для использования его согласно кадастрового паспорта земельного участка.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Госпошлина взыскана судом с ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 июня 2013 года по делу N А40-143875/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.МОСКВИНА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)