Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.05.2015 N 53-АПГ15-19

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общество полагает, что кадастровая стоимость арендуемых им земельных участков не соответствует их рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. N 53-АПГ15-19


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Назаровская ГРЭС" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:54:0000000:1005 и 24:54:0101001:1804 равной их рыночной стоимости по апелляционным жалобам Правительства Красноярского края и Администрации города Назарово Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 23 декабря 2014 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Назаровская ГРЭС" Валинской Н.В., Гаврилова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:

открытое акционерное общество "Назаровская ГРЭС" (далее - ОАО "Назаровская ГРЭС", общество) обратилось в Красноярский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:54:0000000:1005, площадью 1 092 282 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Назарово, микрорайон "Промышленный узел", владение N 1, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под промышленную площадку Назаровской ГРЭС, равной его рыночной стоимости в размере 167 119 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 24:54:0101001:1804, площадью 1 667 629 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Назарово, микрорайон "Промышленный узел", владение N 1, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под промышленную площадку Назаровской ГРЭС, равной его рыночной стоимости в размере 246 809 000 руб.
К участию в деле привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Правительство Красноярского края и Администрация города Назарово.
Решением Красноярского краевого суда от 23 декабря 2014 г. заявленное требование удовлетворено.
В апелляционных жалобах Правительство Красноярского края и Администрация города Назарово Красноярского края просят отменить указанный судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Извещенные надлежащим образом ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Правительство Красноярского края в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Администрацией города Назарово представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителей участвующего в деле лица, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Между Администрацией города Назарово (арендодателем) и ОАО "Назаровская ГРЭС" (арендатором) заключены договоры от 28 августа 2012 г. N 5248, 5249 аренды земельного участка с кадастровым номером 24:54:0000000:1005, площадью 1 092 282 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 24:54:0101001:1804, площадью 1 667 629 кв. м сроком на 49 лет. По условиям договоров арендатор обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость указанных земельных участков.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. N 708-п. Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2011 г.
Согласно кадастровым паспортам от 24 апреля 2014 г. кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 24:54:0000000:1005 и 24:54:0101001:1804 составляет 706 018 316,34 руб. и 834 614 961,92 руб. соответственно.
По заданию ОАО "Назаровская ГРЭС" оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Титан-Оценка" подготовлены отчеты об оценке рыночной стоимости упомянутых земельных участков от 9 июня 2014 г. N 700/2зем-2014 и N 700/1зем-2014, согласно которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:54:0000000:1005 и 24:54:0101001:1804 по состоянию на 1 января 2011 г. составила 167 119 000 руб. и 246 809 000 руб. соответственно.
На данные отчеты получены положительные экспертные заключения некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 9 июля 2014 г. N 1290/07/14 и N 1291/07/14.
В связи с отказом комиссии при Управлении Росреестра по Красноярскому краю в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости общество обратилось в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Пунктом 3 федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, поименованным федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 20 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Согласно пункту 8 федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Оценив представленные отчеты, суд сделал вывод о том, что указанная в них рыночная стоимость земельных участков, подтверждает их реальную стоимость.
Отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков выполнены в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки.
Из указанных отчетов следует, что оценка проводилась по состоянию на 1 января 2011 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Красноярского края, в отношении которых упомянутым постановлением Правительством Красноярского края утверждены результаты кадастровой стоимости.
При проведении оценки рыночной стоимости объектов недвижимости оценщик исследовал социально-экономическую ситуацию Красноярского края, составил обзор экономики краевого центра - г. Красноярска, провел мониторинг предложения на рынке аренды и продажи коммерческой недвижимости Красноярска. Для сравнения использовались данные 2008 - 2010 годов.
Оценщик использовал информацию газет "Новая жилплощадь", "Недвижимость Красноярья", сайты сети Интернет: http://krasnoyarskiy-kray.sindom.ru, http://www.avito.ru, http://realtymag.ru, http://24metr.ru, http://www.tg-begu.ru, http://krasnoyarsk.flagma.ru и др.
Оценщиком произведен расчет стоимости недвижимости с применением сравнительного подхода, методом сравнения продаж. В качестве объектов-аналогов было выбрано 4 объекта. В результате анализа собранной информации оценщиком установлено, что практически отсутствует ретроспективная информация о стоимости на дату оценки земельных участков коммерческого назначения по местонахождению объекта оценки - в г. Назарово. Земельные участки, послужившие объектами сравнения для объекта оценки, найдены в краевом центре.
В процессе расчетов оценщиком приведены подробные мотивы отказа от использования при оценке земельных участков доходного и затратного подходов.
При применении корректировки на торг, объем передаваемых прав, масштаб и местоположение учитывался характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки.
Положительные экспертные заключения соответствуют требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков проверены экспертом на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Экспертом установлено, что выполненные в отчетах расчеты стоимости объекта оценки соответствуют выбранным оценщиком подходам и методам.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Каких-либо доказательств о недостоверности отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков и экспертных заключений в материалы дела не представлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что рыночная стоимость объектов оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.
Доводы апелляционных жалоб Правительства Красноярского края и Администрации города Назарово о неверном избрании заявителем способа защиты своего права, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности лица, чьи права и обязанности затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, вправе оспаривать в суде не только нормативный правовой акт, которым такая стоимость утверждена, но и утвержденные этим актом результаты определения кадастровой стоимости.
Довод Администрации города Назарово об отсутствии оценки судом первой инстанции законности и обоснованности решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 13 октября 2014 г. N 3 является неправомерным, поскольку статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Довод апелляционной жалобы Правительства Красноярского края о пропуске обществом срока на обращение в суд также подлежит отклонению.
По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества может быть подано в суд в период действия оспариваемых результатов кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:54:0000000:1005 и 24:54:0101001:1804 внесены в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость участков утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. N 708-п. После ее утверждения государственная кадастровая оценка данных земельных участков не проводилась, следовательно, в суд ОАО "Назаровская ГРЭС" обратилось в пределах установленного срока.
Иные доводы апелляционных жалоб являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:

решение Красноярского краевого суда от 23 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Красноярского края и Администрации города Назарово - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)