Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2015 N 11АП-12697/2015 ПО ДЕЛУ N А65-12582/2015

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2015 г. по делу N А65-12582/2015


Резолютивная часть постановления объявлена: 05 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 08 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июля 2015 года по делу N А65-12582/2015 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению Муниципального казенного учреждения Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г. Елабуга,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - общества с ограниченной ответственностью "Макдоналдс" (ИНН 7710044140), г. Москва,
о признании недействительным п. 1 решения от 13.03.2015 по делу N 06-22/2015 (с учетом уточнений от 16.07.2015),

установил:

Муниципальное казенное учреждение Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - общества с ограниченной ответственностью "Макдоналдс" (далее - третье лицо), о признании недействительным п. 1 решения от 13.03.2015 по делу N 06-22/2015 (с учетом уточнений от 16.07.2015).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В жалобе указывает на то, что публикация информационного сообщения о предоставлении земельного участка в аренду производилась в официальном публикаторе в газете "Алабуга Нуры".
Решением Елабужского муниципального района РТ от 18.11.2006 г. N 81 "Об официальном публикаторе муниципальных правовых актов и иной официальной информации" определено 2 официальных публикатора, тогда как действующим законодательством не установлена обязанность осуществлять публикацию во всех определенных средствах массовой информации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В адрес антимонопольного органа поступило обращение Уполномоченного при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей, в котором указано на несоблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:47:011008:526, общей площадью 2654 кв. м. ООО "Макдоналдс" г. Москва для строительства и эксплуатации предприятия общественного питания в городе Елабуга Республики Татарстан.
В ходе рассмотрения обращения УФАС по РТ установлено, что между МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" РТ и ООО "Макдоналдс" г. Москва заключен договор аренды N ТО-06-071-1742 земельного участка с кадастровым номером 16:47:011008:526, общей площадью 2654 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 16:47:011008:526, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, г. Елабуга, пр. Нефтяников, с разрешенным использованием для строительства и эксплуатации предприятия общественного питания, предоставлен на основании Постановления главы Елабужского муниципального района N 1017 от 26.06.2013 г., в соответствии с частью 4 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения нарушения).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта регулируется частью 4 статьи 30 ЗК РФ и предусматривает для органов местного самоуправления, предоставляющих земельные участки, обязанность публикации сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен в статье 34 ЗК РФ, который также предусматривает обязанность органов местного самоуправления обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Ответчиком установлено, что в данном случае публикация информационного сообщения о предоставлении земельного участка производилась только в татарскоязычном печатном издании "Алабуга нуры" N 22 от 22.03.2013 года.
Однако, пунктом 1 решения Елабужского муниципального района РТ от 18.11.2006 г. N 81 "Об официальном публикаторе муниципальных правовых актов и иной официальной информации" в качестве средств массовой информации, осуществляющих официальную публикацию муниципальных нормативных правовых актов определены газеты "Новая Кама" на русском языке и "Алабуга Нуры" на татарском языке" (л.д. 44).
По мнению ответчика, неопубликование извещений о предоставлении в аренду земельных участков в русскоязычном печатном издании нарушает права хозяйствующих субъектов на информацию, что приводит или может привести к ограничению конкуренции. То обстоятельство, что извещение о предоставлении земельных участков не опубликовано в русскоязычном периодическом печатном издании свидетельствует о несоблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков.
Ответчик счел, что выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении заявителем части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 03.02.2015 г. N 02/53-к возбуждено дело N 06-22/2015 по признакам нарушения МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:47:011008:526, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
13.03.2015 г. УФАС по РТ приняло решение по делу N 06-22/2015, которым МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ограничения неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:47:011008:526, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Не согласившись с п. 1 Решения по делу N N 06-22/2015 (с учетом уточнений от 16.07.2015 г.), заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании решения антимонопольного органа незаконным.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Статьей 15 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным бюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 1 статьи 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии с частью 1 статьи 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Статьей 11 ЗК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 38 ЗК РФ в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Судом установлено, между МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" и ООО "Макдоналдс" заключен договор аренды N ТО-06-071-1742 земельного участка с кадастровым номером 16:47:011008:526, общей площадью 2654 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 16:47:011008:526, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, г. Елабуга, пр. Нефтяников, с разрешенным использованием для строительства и эксплуатации предприятия общественного питания, предоставлен на основании Постановления Главы Елабужского муниципального района РТ N 1017 от 26.06.2013 г., в соответствии с частью 4 статьи 30 ЗК РФ.
Статья 30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного - согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- - определение разрешенного использования земельного участка;
- - определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
- - принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Материалами дела подтверждается, что публикация информационного сообщения о предоставлении земельного участка производилась только в татарскоязычном печатном издании "Алабуга нуры" N 22 от 22.03.2013 года.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Также в соответствии со ст. 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях.
По мнению УФАС по РТ, выбор периодического печатного издания для размещения информации о предоставляемом имуществе, должен определяться характером имущества, кругом объективно заинтересованных в нем лиц, тиражом и способом распространения периодического издания.
В ряде субъектов Российской Федерации, обладающих суверенным статусом, помимо государственного языка Российской Федерации официальным также является язык субъекта Российской Федерации.
В связи с тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, а также в целях увеличения круга участников за счет обеспечения доступа к информации о проведении торгов по реализации имущества для неограниченного числа лиц на всей территории Российской Федерации, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, действующее законодательство предусматривает обязательное размещение информации об имуществе в периодическом печатном издании, выпускающемся на русском языке, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества.
Следовательно, отсутствие публикации извещения в русскоязычных СМИ о предоставлении земельных участков лишает потенциальных приобретателей на равных правах принимать участие в распределении муниципальных земельных участков, препятствуя реализации цели выставления земельных участков на публичную продажу, ущемляет права и свободы неограниченного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков.
Реализация права хозяйствующих субъектов на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов местного самоуправления являются важнейшими условиями функционирования органов местного самоуправления.
По смыслу публикации информационного сообщения о предоставлении земельных участков, а равно проведении торгов по продаже земельных участков, указанные действия направлены на выявление наличия потенциальных претендентов на передаваемые муниципальные земельные участки.
Следовательно, одним из основных условий предоставления муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.
При этом привлечение максимального количества желающих получить данный участок является выгодным условием для органов местного самоуправления.
Указанный земельный участок имеет выгодное географическое месторасположение в центральной части города Елабуги, использование указанного земельного участка в коммерческих целях предполагает высокий потребительский спрос.
В соответствии со статистическими данными, размещенными на Портале муниципальных образований Республики Татарстан (http://msu.tatarstan.ru/), на территории Елабужского муниципального района РТ проживает свыше 83 тысяч человек, из которых этнические русские составляют 51,7%, а этнические татары - 42,6% от всего населения.
Публикация информационного сообщения о предоставлении земельного участка производилась только в татарскоязычном печатном издании "Алабуга нуры" N 22 от 22.03.2013 года, без обязательной публикации в русскоязычной газете "Новая Кама".
Суд, соглашаясь с позицией ответчика, правильно указал, что в рассматриваемой ситуации публикация информационного сообщения требовала также иного способа донесения информации до потенциальных приобретателей, а именно посредством обязательного опубликования ее также в русскоязычном печатном издании. Без таковой публикации были нарушены принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могли проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления земельного участка.
Неопубликование извещений о предоставлении в аренду земельных участков в русскоязычном печатном издании нарушает права хозяйствующих субъектов на информацию, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Публичность и открытость процедуры предоставления земельных участков органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту, являются одними из признаков добросовестной конкуренции, предупреждая и пресекая тем самым монополистическую и недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том ее виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" Республики Татарстан нарушило часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в ограничении прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:47:011008:526, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июля 2015 года по делу N А65-12582/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)