Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "22" января 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "24" января 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман" (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, д. 111, ОГРН 1103015001264, ИНН 3015090612),
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 ноября 2013 года по делу N А06-2846/2013 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флагман" (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, д. 111, ОГРН 1103015001264, ИНН 3015090612)
к Управлению земельными ресурсами администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Бабушкина, 11, ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933), администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, 6, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178)
третье лицо: Управление по строительству архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Советская, д. 8, ОГРН 1063015048821, ИНН 3015074956)
о признании незаконным отказа N 05-016/2012-485 от 06.02.2013 в предоставлении земельного участка площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102,
об обязании подготовить решение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102 в течение 1 (одного) месяца и обеспечить публикацию о предоставлении участка в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Астрахани, обязать Администрацию г. Астрахани принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка,
- при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Флагман" - Бахтияров А.Р., представитель по доверенности от 25.12.2013; Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани - Зеленский А.Н., представитель по доверенности от 20.08.2013; администрации города Астрахани - Зеленский А.Н., представитель по доверенности от 09.01.2014;
- без участия в судебном заседании представителей: Управления по строительству архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани (почтовое уведомление N 99249 приобщено к материалам дела)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Флагман" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению земельными ресурсами Администрации города Астрахани, Администрации города Астрахани о признании незаконным отказа N 05/016/2012-485 от 06.02.2013 в предоставлении земельного участка площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102; об обязании подготовить решение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102 в течение 1 (одного) месяца и обеспечить публикацию о предоставлении Участка в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Астрахани, обязании Администрации г. Астрахани принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований и определения суда о привлечении соответчика л.д. 44-45).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 ноября 2013 года по делу N А06-2846/2013 ООО "Флагман" отказано в удовлетворении требований.
Общество с ограниченной ответственностью "Флагман" не согласившись с принятым решением, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ Управлением земельными ресурсами администрации города Астрахани администрации города Астрахани, Управлением по строительству архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в котором заинтересованные лица просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители поддержали позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления по строительству архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
20.08.2012 общество "Флагман" в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани с заявлением, с приложениями, о предоставлении в аренду для целей не связанных со строительством земельного участка, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102, общей площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, под размещение нестационарных торговых объектов, (л.д. 96).
Письмом от 06.02.2013 N 05/016/2012-485 Управление земельными ресурсами Администрации города Астрахани отказало Обществу в предоставлении земельного участка, со ссылкой на письмо Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани от 28.01.2013 N 5, согласно которому запрашиваемый земельный участок является проездом общего пользования (л.д. 11).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из того, что испрашиваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования, на которой не определено место размещения нестационарных торговых объектов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае совокупность указанных оснований для признания недействительным оспоренного постановления отсутствует.
Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.
Согласно ст. 58 п. 3 Устава муниципального образования "Город Астрахань" (ред. от 29.08.2013) (принят решением городского Совета города Астрахани от 06.07.2004 N 52/а) в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности администрация г. Астрахани от имени города Астрахани осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами, а также изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, муниципальный контроль за использованием земель города Астрахани.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как установлено Правилами землепользования и застройки г. Астрахани, утвержденных Решением главы МО "Город Астрахань" от 30.09.2011 N 144, рассматриваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования, что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования.
Пунктом 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Правил предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе в границах территорий общего пользования.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, Градостроительный кодекс РФ предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.
Размещение на территориях общего пользования нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (постановление от 31.07.2012 N 046-П "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области схем размещения нестационарных торговых объектов".
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в порядке, установленном органами власти субъекта РФ, утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных органами власти субъекта РФ, в соответствии с документами планирования, правил землепользования и застройки.
Требования настоящего Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов:
- - находящихся на территориях розничных рынков;
- - при проведении праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий, имеющих временный характер;
- - при проведении ярмарок, выставок-ярмарок.
Порядок не регулирует размещение и использование нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности. Порядок такого размещения и использования устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации МО "Город Астрахань" от 17.05.2011 N 3905 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Астрахань" с изменениями, внесенными Постановлениями администрации города от 21.09.2011 N 8629, от 13.12.2011 N 11791, от 09.07.2012 N 5823, от 31.10.2012 N 9515 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Астрахань" на 2012 год.
Утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов, размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
В этой связи суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление земельного участка в границах территорий общего пользования для размещения нестационарного торгового объекта законодательством не предусмотрено.
Доказательств того, что общество "Флагман" предполагает разместить нестационарные торговых объекты на территории розничного рынка, в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности в материалы дела не представлено.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что нормами земельного законодательства не предусмотрены ограничения по передаче в аренду земельных участков, входящих в состав территории общего пользования. Между тем заявителем апелляционной жалобы не учтено, что право органов местного самоуправления определять порядок использования земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе и в местах общего пользования закреплено в п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанный пункт предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и обоснованно отклоненных судом первой инстанции, в связи с чем, правомерных выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 ноября 2013 года по делу N А06-2846/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2014 ПО ДЕЛУ N А06-2846/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2014 г. по делу N А06-2846/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "22" января 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "24" января 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман" (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, д. 111, ОГРН 1103015001264, ИНН 3015090612),
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 ноября 2013 года по делу N А06-2846/2013 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флагман" (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, д. 111, ОГРН 1103015001264, ИНН 3015090612)
к Управлению земельными ресурсами администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Бабушкина, 11, ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933), администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, 6, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178)
третье лицо: Управление по строительству архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Советская, д. 8, ОГРН 1063015048821, ИНН 3015074956)
о признании незаконным отказа N 05-016/2012-485 от 06.02.2013 в предоставлении земельного участка площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102,
об обязании подготовить решение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102 в течение 1 (одного) месяца и обеспечить публикацию о предоставлении участка в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Астрахани, обязать Администрацию г. Астрахани принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка,
- при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Флагман" - Бахтияров А.Р., представитель по доверенности от 25.12.2013; Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани - Зеленский А.Н., представитель по доверенности от 20.08.2013; администрации города Астрахани - Зеленский А.Н., представитель по доверенности от 09.01.2014;
- без участия в судебном заседании представителей: Управления по строительству архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани (почтовое уведомление N 99249 приобщено к материалам дела)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Флагман" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению земельными ресурсами Администрации города Астрахани, Администрации города Астрахани о признании незаконным отказа N 05/016/2012-485 от 06.02.2013 в предоставлении земельного участка площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102; об обязании подготовить решение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте земельного участка площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102 в течение 1 (одного) месяца и обеспечить публикацию о предоставлении Участка в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Астрахани, обязании Администрации г. Астрахани принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований и определения суда о привлечении соответчика л.д. 44-45).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 ноября 2013 года по делу N А06-2846/2013 ООО "Флагман" отказано в удовлетворении требований.
Общество с ограниченной ответственностью "Флагман" не согласившись с принятым решением, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ Управлением земельными ресурсами администрации города Астрахани администрации города Астрахани, Управлением по строительству архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в котором заинтересованные лица просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители поддержали позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления по строительству архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
20.08.2012 общество "Флагман" в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани с заявлением, с приложениями, о предоставлении в аренду для целей не связанных со строительством земельного участка, расположенного по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Свердлова/ул. Красная Набережная, 99-101/100-102, общей площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 30:12:010170:113, под размещение нестационарных торговых объектов, (л.д. 96).
Письмом от 06.02.2013 N 05/016/2012-485 Управление земельными ресурсами Администрации города Астрахани отказало Обществу в предоставлении земельного участка, со ссылкой на письмо Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани от 28.01.2013 N 5, согласно которому запрашиваемый земельный участок является проездом общего пользования (л.д. 11).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из того, что испрашиваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования, на которой не определено место размещения нестационарных торговых объектов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае совокупность указанных оснований для признания недействительным оспоренного постановления отсутствует.
Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.
Согласно ст. 58 п. 3 Устава муниципального образования "Город Астрахань" (ред. от 29.08.2013) (принят решением городского Совета города Астрахани от 06.07.2004 N 52/а) в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности администрация г. Астрахани от имени города Астрахани осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами, а также изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, муниципальный контроль за использованием земель города Астрахани.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как установлено Правилами землепользования и застройки г. Астрахани, утвержденных Решением главы МО "Город Астрахань" от 30.09.2011 N 144, рассматриваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования, что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования.
Пунктом 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Правил предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе в границах территорий общего пользования.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, Градостроительный кодекс РФ предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.
Размещение на территориях общего пользования нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (постановление от 31.07.2012 N 046-П "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области схем размещения нестационарных торговых объектов".
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в порядке, установленном органами власти субъекта РФ, утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных органами власти субъекта РФ, в соответствии с документами планирования, правил землепользования и застройки.
Требования настоящего Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов:
- - находящихся на территориях розничных рынков;
- - при проведении праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий, имеющих временный характер;
- - при проведении ярмарок, выставок-ярмарок.
Порядок не регулирует размещение и использование нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности. Порядок такого размещения и использования устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации МО "Город Астрахань" от 17.05.2011 N 3905 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Астрахань" с изменениями, внесенными Постановлениями администрации города от 21.09.2011 N 8629, от 13.12.2011 N 11791, от 09.07.2012 N 5823, от 31.10.2012 N 9515 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Астрахань" на 2012 год.
Утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов, размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
В этой связи суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление земельного участка в границах территорий общего пользования для размещения нестационарного торгового объекта законодательством не предусмотрено.
Доказательств того, что общество "Флагман" предполагает разместить нестационарные торговых объекты на территории розничного рынка, в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности в материалы дела не представлено.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что нормами земельного законодательства не предусмотрены ограничения по передаче в аренду земельных участков, входящих в состав территории общего пользования. Между тем заявителем апелляционной жалобы не учтено, что право органов местного самоуправления определять порядок использования земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе и в местах общего пользования закреплено в п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанный пункт предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и обоснованно отклоненных судом первой инстанции, в связи с чем, правомерных выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 ноября 2013 года по делу N А06-2846/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)