Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.09.2014 ПО ДЕЛУ N А72-12788/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. по делу N А72-12788/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска, г. Ульяновск
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.01.2014 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Селиверстова Н.А., Бажан П.В.)
по делу N А72-12788/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК", г. Ульяновск, к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, с привлечением третьих лиц: Комитета по охране окружающей среды администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, г. Волгоград, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка под строительство,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АвтоТЭК" (далее - ООО "АвтоТЭК") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа от 09.09.2013 N 01-13/5617 в предоставлении земельного участка площадью 400,0 кв. м, расположенного южнее дома N 83 по ул. Аблукова в Засвияжском районе г. Ульяновска под строительство объекта социального и бытового обслуживания населения, и об обязании выполнить действия по рассмотрению заявления о предоставлении указанного земельного участка с обеспечением выбора и публикации сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014, отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 09.09.2013 N 01-13/5617, признан недействительным. Суд обязал администрацию города Ульяновска в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м, расположенного южнее дома N 83 по ул. Аблукова в Засвияжском районе г. Ульяновска, согласно заявлению ООО "АвтоТЭК" без даты и номера, поступившее в администрацию города Ульяновска 05.04.2013, в срок не более двух недель, с даты вступления в силу настоящего решения.
Суд обязал администрацию города Ульяновска в установленные сроки в соответствии с частями 5 - 7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, принять одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения (л.д. 95 - 98).
В кассационной жалобе администрация города Ульяновска просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения. По мнению подателя жалобы, обращение ООО "АвтоТЭК" не соответствует требованиям части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90. Администрация считает необоснованным вывод суда о несостоятельности довода Комитета архитектуры и градостроительства и администрации связанный с тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах водоохраной зоны реки Свияги.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "АвтоТЭК" в соответствии со статьями 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в администрацию г. Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее жилого дома N 83 по ул. Аблукова, для строительства объекта социального и бытового обслуживания населения, которое получено ответчиком 05.04.2013 (л.д. 31).
Письмом от 09.09.2013 N 01-13/5617 Комитет архитектуры сообщил, что по карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 N 69, испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияги.
Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация хозяйственных и других объектов на территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос всех водных объектов города должны производиться в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации государственным органом исполнительной власти (л.д. 30).
Заявитель, не согласившись с данным отказом Комитета архитектуры, обратился в Арбитражный суд Ульяновской области за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Частями 1 и 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 (далее - Правила) предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя главы города Ульяновска, указанное заявление должно отвечать требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Правил после поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (часть 6 статьи 12 Правил землепользования). При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии.
В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с частью 7 статьи 12 Правил землепользования может быть отказано в следующих случаях: 1) испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны; 2) планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов; 3) планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия.
Приведенный перечень оснований является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, исходя из системного толкования вышеприведенных норм.
Судами установлено, что администрацией не исполнена, предусмотренная статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Правил, обязанность органа местного самоуправления по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Какие-либо иные варианты размещения земельного участка администрация и Комитет заявителю не предлагали.
Таким образом, отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 09.09.2013 N 01-13/5617, принят с нарушением требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Правил землепользования, поэтому требование заявителя об оспаривании данного отказа обоснованно удовлетворены.
Довод заявителей кассационной жалобы, что ООО "АвтоТЭК" не представило обоснование примерного размера земельного участка необходимого для строительства здания отклоняется, так как данный вопрос должен быть разрешен администрацией при рассмотрении заявления общества в установленном законом порядке.
Ссылка заявителей кассационной жалобы на то, что указанный участок входит в водоохранную зону, тем самым невозможно предоставить испрашиваемый земельный участок в силу статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
Ограничение деятельности в водоохранных зонах установлено статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации. Пункт 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации не содержит запрета на строительство объекта социального и бытового обслуживания населения в водоохранной зоне.
Согласно пункту 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Учитывая изложенное суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу N А72-12788/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)