Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N 33-20956/2014

Требование: О признании постановления незаконным, изменении сведений в документах государственного учета и регистрации права.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец считает, что ответчиком незаконно изменен вид разрешенного использования земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N ***20956


Судья Сергеева Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Ф., Администрации муниципального образования сельское поселение Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> на решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по заявлению Сергиево-Посадского городского прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры РФ к Главе сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района о признании постановления незаконным, изменении сведений в документах государственного учета и регистрации права.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения прокурора Тришиной В.В.

установила:

Сергиево-Посадский городской прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры РФ к Главе сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района о признании постановления незаконным, изменении сведений в документах государственного учета и регистрации права.
В обоснование заявленных требований представитель истца помощник Сергиево-Посадского городского прокурора И.В. Галанцев пояснил, что прокуратурой проводилась проверка законности правовых актов органа местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что на основании заявления Л. постановлением Главы администрации сельского поселения Лозовское от <данные изъяты> <данные изъяты> изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140142:23, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Сергиево-<данные изъяты>, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Шелково уч. 28, с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид "для дачного строительства". Указанный земельный участок расположен на территории древнего <данные изъяты>, что подтверждается Решением исполкома <данные изъяты> Совета народных депутатов от 12.06.1986 г. <данные изъяты> "Об установлении зон охраны памятника культуры - Древнего <данные изъяты> в соответствии с проектом, разработанным "Мособлстройреставрация". Древний <данные изъяты> в селе Городок является памятником археологии республиканского значения согласно постановлению Совета М.Р. от 30.08.1960 г. N 1327. Решение об отнесении земельного участка к той или иной категории и к тому либо иному виду разрешенного использования возможно только с учетом зонирования территории. Считал, что оспариваемое постановление издано органом местного самоуправления вне пределов своей компетенции, поскольку изменение вида разрешенного использования сельхозугодий, к которым относятся участки, в силу закона возможно лишь после изменения категории земель, которое вправе осуществлять <данные изъяты>. Земельные участки расположены на территории объекта охраны - памятника культуры Древний <данные изъяты>. Режим использования территории памятника запрещает любое строительство без согласования с органами охраны памятников, тогда как при измененном виде использования земельного участка возможно осуществление строительства без разрешения. Право граждан на равный доступ к культурным ценностям установлено Конституцией Российской Федерации. Разрешение же строительства в пределах зон охраны без соблюдения специальных процедур приведет к нарушению такого права. Об указанных нарушениях прокурору стало известно в результате проведения проверки соблюдения законов, после чего незамедлительно был инициирован настоящий иск. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 50:05:0140142:23 разделен на 31 земельный участок. Собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0140142:93, 50:05:0140142:96, 50:05:0140142:98, 50:05:0140142:100, 50:05:0140142:102, 50:05:0140142:104, 50:05:0140142:106, 50:05:0140142:108, 50:05:0140142:109, 50:05:0140142:110, 50:05:0140142:112, 50:05:0140142:114, 50:05:0140142:116, 50:05:0140142:118, 50:05:0140142:120, 50:05:0140142:122 является Л.; с кадастровыми номерами 50:05:0140142:94, 50:05:0140142:95, 50:05:0140142:97, 50:05:0140142:99, 50:05:0140142:101, 50:05:0140142:103, 50:05:0140142:105, 50:05:0140142:107, 50:05:0140142:111, 50:05:0140142:113, 50:05:0140142:115, 50:05:0140142:117, 50:05:0140142:119, 50:05:0140142:121, 50:05:0140142:123 является Ф. Строительство на указанных земельных участках зданий, строений, сооружений может привести к уничтожению объекта культурного наследия, а регистрация прав на возведенные постройки затруднит исполнение судебного решения. В пределах данных зон согласно утвержденному проекту строительство не допускается. В связи с изданием оспариваемых постановлений сведения об изменении вида разрешенного использования были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в Государственный кадастр недвижимости. Просил суд признать незаконным постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от 14.05.2010 г. <данные изъяты> "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140142:23, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Сергиево-<данные изъяты>, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Шелково уч. 28, с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид "для дачного строительства"; изменить в ГКН и в ЕГРП записи о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0140142:93, 50:05:0140142:96, 50:05:0140142:98, 50:05:0140142:100, 50:05:0140142:102, 50:05:0140142:104, 50:05:0140142:106, 50:05:0140142:108, 50:05:0140142:109, 50:05:0140142:110, 50:05:0140142:112, 50:05:0140142:114, 50:05:0140142:116, 50:05:0140142:118, 50:05:0140142:120, 50:05:0140142:122, 50:05:0140142:94, 50:05:0140142:95, 50:05:0140142:97, 50:05:0140142:99, 50:05:0140142:101, 50:05:0140142:103, 50:05:0140142:105, 50:05:0140142:107, 50:05:0140142:111, 50:05:0140142:113, 50:05:0140142:115, 50:05:0140142:117, 50:05:0140142:119, 50:05:0140142:121, 50:05:0140142:123 с "для дачного строительства" на "для сельскохозяйственного производства".
Решением Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования Сергиево-Посадского городского прокурора <данные изъяты> удовлетворены.
В апелляционной жалобе Ф. просит об отмене решения суда.
Заслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит данное решение суда подлежащее отмене.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ рассмотрение гражданских дел в отсутствие кого-либо из лиц участвующих в деле и не извещенных о месте и времени судебного заседания в любом случае является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела Ф. не был надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела. <данные изъяты> суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие Ф., в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства надлежащего извещения Ф. о дне слушания дела.
При таких обстоятельствах, данное решение суда подлежит отмене по изложенным выше основаниям.
Постановление Главы сельского поселения Лозовское от <данные изъяты> <данные изъяты> "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", которым был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140142:23 незаконно, поскольку глава муниципального образования действовал вне пределов своей компетенции, а также в связи с тем, что спорный земельный участок находится в зоне с особым режимом использования.
Суд установил, что Л. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140142:23.
При передаче единый земельный участок имел следующие характеристики: кадастровый номер 50:05:0140142:23 категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес ориентира: <данные изъяты>, Сергиево - <данные изъяты>, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Шелково, <данные изъяты>.
Собственник единого земельного участка Л. обратился с заявлением к Главе сельского поселения Лозовское с просьбой изменить вид разрешенного использования земельных участков с "сельскохозяйственное производство" на "дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем".
В газете "Вперед" N 17с было опубликовано информационное сообщение о том, что <данные изъяты> были проведены публичные слушания об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140142:23, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <данные изъяты>, Сергиево-<данные изъяты>, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Шелково.
По результатам рассмотрения заявления, Главой сельского поселения Лозовское было издано постановление <данные изъяты> от <данные изъяты> "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140142:23, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Сергиево-<данные изъяты>, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Шелково, с вида "сельскохозяйственное назначение" на вид "дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем".
Оспариваемым постановлением Главы сельского поселения Лозовское изменен вид разрешенного использования земельного участка, имеющего категорию "земли сельхозназначения". При этом, категория земель не изменялась.
Из материалов дела видно, что зонирование территорий в поселении не произведено, документы территориального планирования Сергиево-Посадского муниципального района и входящих в него поселении, а также правила землепользования и застройки поселений в настоящее время отсутствуют.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от <данные изъяты> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке Правил землепользования и застройки, но не позднее чем до <данные изъяты>, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения без изменения их категории, за исключением особо ценных сельхозугодий, относится к полномочиям муниципальных образований.
Доказательств подтверждающих отнесение спорного исходного земельного участка к особо ценным сельхозугодиям истцом не представлено, в связи с чем доводы прокурора о том, что Глава сельского поселения Лозовское вышел за пределы предоставленных законом полномочий при издании оспариваемого постановления, не основан на законе.
В обоснование довода о незаконности изданных постановлений прокурор пояснил, что спорные участки, расположены в зоне охраняемого ландшафта памятника культуры Древний <данные изъяты>.
Подтверждая довод, прокурор указал на Проект зон охраны памятника культуры Древний <данные изъяты>, утвержденный Решением Исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов от <данные изъяты> N 826/20.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Решением Московского областного суда от <данные изъяты>, вступившим в законную силу, заявление Б. и других лиц о признании недействующим решения Исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов от <данные изъяты> <данные изъяты> "об установлении зон охраны памятника культуры - Древнего <данные изъяты> в <данные изъяты>" оставлено без удовлетворения.
Суд установил, что постановлением Совета М.Р. от <данные изъяты> <данные изъяты> утвержден список памятников археологии, подлежащих охране как памятники государственного значения. Под государственную охрану, в том числе, как памятник культуры республиканского значения были приняты Крепость Радонеж XIV - XV вв. в селе Радонеж и Воздвиженская церковь в селе <данные изъяты>. Постановлением Совета М.Р. от <данные изъяты> <данные изъяты> под государственную охрану в качестве памятника культуры республиканского значения была принята Преображенская церковь 1840 г., расположенная в <данные изъяты>. В силу положений п. 1 ст. 64 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Р. и законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр. В 1977 <данные изъяты> совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было принято решение о необходимости создания в Радонеже заповедника.
Решение от <данные изъяты> содержит вывод о том, что оспариваемое решение Мособлсовета от <данные изъяты> <данные изъяты> принято компетентным органом, не противоречит законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и свобод заявителей.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0140142:93, 50:05:0140142:96, 50:05:0140142:98, 50:05:0140142:100, 50:05:0140142:102, 50:05:0140142:104, 50:05:0140142:106, 50:05:0140142:108, 50:05:0140142:109, 50:05:0140142:110, 50:05:0140142:112, 50:05:0140142:114, 50:05:0140142:116, 50:05:0140142:118, 50:05:0140142:120, 50:05:0140142:122, 50:05:0140142:94, 50:05:0140142:95, 50:05:0140142:97, 50:05:0140142:99, 50:05:0140142:101, 50:05:0140142:103, 50:05:0140142:105, 50:05:0140142:107, 50:05:0140142:111, 50:05:0140142:113, 50:05:0140142:115, 50:05:0140142:117, 50:05:0140142:119, 50:05:0140142:121, 50:05:0140142:123, которые образовались путем деления земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140142:23 полностью расположены в границах охранной зоны, что подтверждается заключением ООО "ТЕО-2000". При определении границ участка и зон охраны использовались твердые контура участка, которые не менялись длительный период времени: река и железная дорога.
В соответствии с Проектом зон охраны древнего <данные изъяты> режимом использования охранной зоны запрещается:
"отвод земельных участков для размещения любого строительства и расширения существующих, отвод земельных участков под учреждения отдыха и коллективные сады; строительство любого назначения; жилого, промышленного, сельскохозяйственного, подсобных хозяйств и т.д.; прокладка автодорог, железных дорог и дорог любого покрытия, линий электропередач, газо- и нефтепроводов, и др. наземных и подземных коммуникаций; строительство гидротехнических сооружений; ремонт и возобновление существующих объектов: зданий, строений, дорог, подземных и наземных коммуникаций без согласования с органами охраны памятников; разработка месторождений всех видов полезных ископаемых и какая-либо иная деятельность, связанная с разработкой карьеров; добыча организациями и частными лицами песка, гравия, торфа, дерна и др. материалов; геологическое бурение и другие земляные работы: движение и стоянка механизированного транспорта вне предусмотренных мест; захламление угодий, оврагов и др. территорий".
Земельные участки в пределах территории и охранных зон объекта исторического и культурного наследия, не подлежат предоставлению в целях какого-либо строительства, кроме работ по сохранению данного объекта и их территории.
Изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид "под дачное строительство", предусматривающий возможность строительства без какого-либо разрешения и согласования, противоречит нормам законодательства, устанавливающего цели и особый режим использования земель в охранной зоне Древнего <данные изъяты>.
Представителем ответчика заявлялось ходатайство о применении к требованиям прокурора последствий пропуска установленного законом срока обращения в суд, т.к. оспариваемые постановления были изданы администрацией сельского поселения Лозовское в мае 2010 г., прокурор в рамках исполнения задач по надзору за соблюдением законов должен был своевременно узнать о существующей ситуации. Компетентные органам РФ - в частности, Росреестр - были уведомлены об изменении вида разрешенного использования земельных участков в 2010 г. Из имеющейся переписки и поручений, а также из актов об осуществлении контроля за соблюдением земельного законодательства следует, что в 2010 - 2011 гг. соответствующие органы знали об установленном виде разрешенного использования и о том, что спорные земельные участки расположены ориентировочно вблизи зоны, рассматриваемой в решении Исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов от <данные изъяты> N 826/20.
Из имеющейся переписки и поручений, а также из актов об осуществлении контроля за соблюдением земельного законодательства следует, что в 2010 - 2011 гг. соответствующие органы знали об установленном виде разрешенного использования и о том, что спорные земельные участки расположены ориентировочно вблизи зоны, рассматриваемой в решении Исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов от <данные изъяты> N 826/20.
Вместе с тем, именно Министерство культуры РФ является федеральным органом охраны объектов культурного наследия в отношении памятника культуры Древний <данные изъяты>. В ходе судебного разбирательства достоверно не подтверждено надлежащее уведомление Минкультуры РФ об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков.
Объективных подтверждений безусловного извещения федерального органа о принятых решениях органа местного самоуправления не имеется, соответственно срок для подачи данного заявления в суд не пропущенным, в связи с чем, ходатайство ответчиков о применении к поданному прокурором заявлению последствий пропуска срока на обращение в суд не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора о признании незаконным постановления Главы сельского поселения Лозовское от 14.05.2010 г. <данные изъяты> "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" подлежат удовлетворению.
Поэтому необходимо изменить записи о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0140142:93, 50:05:0140142:96, 50:05:0140142:98, 50:05:0140142:100, 50:05:0140142:102, 50:05:0140142:104, 50:05:0140142:106, 50:05:0140142:108, 50:05:0140142:109, 50:05:0140142:110, 50:05:0140142:112, 50:05:0140142:114, 50:05:0140142:116, 50:05:0140142:118, 50:05:0140142:120, 50:05:0140142:122, 50:05:0140142:94, 50:05:0140142:95, 50:05:0140142:97, 50:05:0140142:99, 50:05:0140142:101, 50:05:0140142:103, 50:05:0140142:105, 50:05:0140142:107, 50:05:0140142:111, 50:05:0140142:113, 50:05:0140142:115, 50:05:0140142:117, 50:05:0140142:119, 50:05:0140142:121, 50:05:0140142:123, в ГКН и ЕГРП с "для дачного строительства" на "для сельскохозяйственного производства".
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, требования Сергиево-Посадского городского прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры РФ к Главе сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района о признании постановления незаконным, изменении сведений в документах государственного учета и регистрации права удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140142:23, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Сергиево-<данные изъяты>, сельское поселение Лозовское, вблизи д. Шелково с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид "для дачного строительства".
Изменить в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0140142:93, 50:05:0140142:96, 50:05:0140142:98, 50:05:0140142:100, 50:05:0140142:102, 50:05:0140142:104, 50:05:0140142:106, 50:05:0140142:108, 50:05:0140142:109, 50:05:0140142:110, 50:05:0140142:112, 50:05:0140142:114, 50:05:0140142:116, 50:05:0140142:118, 50:05:0140142:120, 50:05:0140142:122, 50:05:0140142:94, 50:05:0140142:95, 50:05:0140142:97, 50:05:0140142:99, 50:05:0140142:101, 50:05:0140142:103, 50:05:0140142:105, 50:05:0140142:107, 50:05:0140142:111, 50:05:0140142:113, 50:05:0140142:115, 50:05:0140142:117, 50:05:0140142:119, 50:05:0140142:121, 50:05:0140142:123, с "для дачного строительства" на "для сельскохозяйственного производства".





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)