Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению заявителя, приведенная кадастровая стоимость земельных участков существенно завышена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 02 декабря 2014 года, которым удовлетворен иск Яркина А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, равной их рыночной.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Яркин А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что на основании договоров аренды от 23 августа 2013 г. N 301 и N 302 он пользуется земельным участком с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, расположенным по адресу: ул. <...> <...> область, кадастровой стоимостью <...> рублей, и земельным участком с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, расположенным по адресу: ул. <...> <...> области, кадастровой стоимостью <...> рублей.
По мнению заявителя, приведенная кадастровая стоимость земельных участков существенно завышена. Так, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> должна соответствовать рыночной стоимости <...> рублей, а земельного участка с кадастровым номером <...> рубль, установленным согласно отчету ООО "Антэкс" от 18 июля 2014 г. N 74/1-2014.
Истец просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной.
Решением Тамбовского областного суда от 02 декабря 2014 г. исковое заявление Яркина А.Н. удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ул. <...> <...> область, равная рыночной (<...>) рубля на 01 января 2014 года, и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома; расположенного по адресу: ул. <...> <...> область, равная рыночной <...> рубль на 01 января 2014 г.
На ФГБУ ФКП "Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, равной рыночной <...> рубля, на 01 января 2014 г. и земельного участка с кадастровым номером <...>, равной рыночной (<...>) рубль на 01 января 2014 г.
В апелляционной жалобе Администрация Тамбовской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Яркина А.Н., сделал правильный вывод об обоснованности заявленных требований.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.28 названного Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Анализ приведенных предписаний в их системном толковании свидетельствует о том, что физическое лицо, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости такого участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Таким образом, Яркин А.Н., будучи арендатором земельных участков, собственником которого является администрация города Котовска Тамбовской области, обладает правом оспорить в установленном законом порядке результаты государственной кадастровой оценки данных участков, утвержденные постановлением администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276.
Согласно отчету ООО "Антэкс" от 18 июля 2014 г. N 74/1-2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2013 г. составляет <...> рубля; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2013 г. составляет <...> рубль.
Соответствие отчета об оценке требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа" от 29 октября 2014 г. N 68/291014/02.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал достоверной итоговую величину рыночной стоимости земельного участка, установленную в отчете об оценке.
Также суд принял во внимание, что доказательств, опровергающих изложенные в отчете об оценке и в экспертном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, участвующими в деле лицами не представлено.
Довод администрации Тамбовской области о том, что она является ненадлежащим заинтересованным лицом, основан на неверном толковании норм права и не может повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Между тем, указав в резолютивной части решения об установлении рыночной стоимости указанных земельных участков на 01 января 2014 г., суд первой инстанции неправильно применил положения действующего законодательства.
Действительно, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ порядке сведения об этом применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (статья 24.20 названного Закона).
Вместе с тем в силу прямого предписания федерального законодательства, содержащегося в статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Постановлением администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области утверждены по состоянию на 01 января 2013 г., именно на эту дату в отчете об оценке определена рыночная стоимость земельных участков, арендатором которых является заявитель.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежит установлению по состоянию на 01 января 2013 г.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме <...> рубля по состоянию на 1 января 2013 г.; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме <...> рубль по состоянию на 1 января 2013 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тамбовского областного суда от 02 декабря 2014 г. изменить в части указания даты, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельных участков.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ул. <...> <...> область, размере, равном его рыночной стоимости, в сумме <...> рубля по состоянию на 1 января 2013 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома; расположенного по адресу: ул. <...> <...> область, в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме <...> рубль по состоянию на 1 января 2013 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.04.2015 N 13-АПГ15-3
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению заявителя, приведенная кадастровая стоимость земельных участков существенно завышена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. N 13-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 02 декабря 2014 года, которым удовлетворен иск Яркина А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, равной их рыночной.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Яркин А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что на основании договоров аренды от 23 августа 2013 г. N 301 и N 302 он пользуется земельным участком с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, расположенным по адресу: ул. <...> <...> область, кадастровой стоимостью <...> рублей, и земельным участком с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, расположенным по адресу: ул. <...> <...> области, кадастровой стоимостью <...> рублей.
По мнению заявителя, приведенная кадастровая стоимость земельных участков существенно завышена. Так, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> должна соответствовать рыночной стоимости <...> рублей, а земельного участка с кадастровым номером <...> рубль, установленным согласно отчету ООО "Антэкс" от 18 июля 2014 г. N 74/1-2014.
Истец просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной.
Решением Тамбовского областного суда от 02 декабря 2014 г. исковое заявление Яркина А.Н. удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ул. <...> <...> область, равная рыночной (<...>) рубля на 01 января 2014 года, и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома; расположенного по адресу: ул. <...> <...> область, равная рыночной <...> рубль на 01 января 2014 г.
На ФГБУ ФКП "Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, равной рыночной <...> рубля, на 01 января 2014 г. и земельного участка с кадастровым номером <...>, равной рыночной (<...>) рубль на 01 января 2014 г.
В апелляционной жалобе Администрация Тамбовской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Яркина А.Н., сделал правильный вывод об обоснованности заявленных требований.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.28 названного Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Анализ приведенных предписаний в их системном толковании свидетельствует о том, что физическое лицо, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости такого участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Таким образом, Яркин А.Н., будучи арендатором земельных участков, собственником которого является администрация города Котовска Тамбовской области, обладает правом оспорить в установленном законом порядке результаты государственной кадастровой оценки данных участков, утвержденные постановлением администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276.
Согласно отчету ООО "Антэкс" от 18 июля 2014 г. N 74/1-2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2013 г. составляет <...> рубля; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2013 г. составляет <...> рубль.
Соответствие отчета об оценке требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа" от 29 октября 2014 г. N 68/291014/02.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал достоверной итоговую величину рыночной стоимости земельного участка, установленную в отчете об оценке.
Также суд принял во внимание, что доказательств, опровергающих изложенные в отчете об оценке и в экспертном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, участвующими в деле лицами не представлено.
Довод администрации Тамбовской области о том, что она является ненадлежащим заинтересованным лицом, основан на неверном толковании норм права и не может повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Между тем, указав в резолютивной части решения об установлении рыночной стоимости указанных земельных участков на 01 января 2014 г., суд первой инстанции неправильно применил положения действующего законодательства.
Действительно, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ порядке сведения об этом применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (статья 24.20 названного Закона).
Вместе с тем в силу прямого предписания федерального законодательства, содержащегося в статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Постановлением администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области утверждены по состоянию на 01 января 2013 г., именно на эту дату в отчете об оценке определена рыночная стоимость земельных участков, арендатором которых является заявитель.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежит установлению по состоянию на 01 января 2013 г.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме <...> рубля по состоянию на 1 января 2013 г.; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме <...> рубль по состоянию на 1 января 2013 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тамбовского областного суда от 02 декабря 2014 г. изменить в части указания даты, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельных участков.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ул. <...> <...> область, размере, равном его рыночной стоимости, в сумме <...> рубля по состоянию на 1 января 2013 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома; расположенного по адресу: ул. <...> <...> область, в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме <...> рубль по состоянию на 1 января 2013 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)