Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2015 N Ф05-6996/2015 ПО ДЕЛУ N А40-157511/14

Требование: О признании незаконным приказа об утверждении градостроительного плана земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Обществу выдан градостроительный план участка с параметрами, по мнению общества, не соответствующими законодательству.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. по делу N А40-157511/14


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Дудкиной О.В., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ОКТОД" - Маркизов С.Г. - дов. от 08.04.2015 N 78-д
от заинтересованного лица - Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - Шарова Е.А. - дов. от 07.05.2013 N 001-03-17/13
от третьего лица - Правительства Москвы - Аветисянц Э.Л. - дов. от 27.10.2014 N 4-14-7493/4; Шарова Е.А. - дов. от 09.12.2014 N 4-47-1021/4
рассмотрев 23 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОКТОД"
на решение от 23 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление от 17 марта 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поташовой Ж.В., Поповым В.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОКТОД" (ОГРН 1027700054095)
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы
о признании незаконными действия
третье лицо: Правительство Москвы

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ОКТОД" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным приказа Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Комитет) от 03.07.2014 N 1540, которым утвержден градостроительный план земельного участка N RU77-212000-012100 с параметрами, не соответствующими законодательству, а также об обязании Комитета в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения выдать Обществу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010004:64, расположенного по адресу: Москва, ул. Демьяна Бедного, вл. 24, содержащий параметры разрешенного строительства: разрешенное использование земельного участка - "объекты размещения помещений и технических устройств, обеспечивающих деятельность учреждений, предприятий, организаций средств массовой информации и печати"; максимальная плотность застройки - 10 тыс. кв. м/га; максимальная высота застройки - 35 м; максимальный процент застройки в границах земельного участка - 30.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Суд первой инстанции решением от 23.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2015, отказал в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 23.12.2014 и постановление от 17.03.2015 и удовлетворить заявление.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Комитета и Правительства Москвы просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды земельного участка от 11.02.2002 N М-08-018242 цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010004:64 - для эксплуатации административных и производственных зданий и сооружений. Правовых актов об изменении цели предоставления земельного участка Правительство Москвы не выпускало. Правительство Москвы, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010004:64, цель предоставления земельного участка с эксплуатации на строительство не изменяло, дополнительных соглашений к договору аренды от 11.02.2002 N М-08-018242 не подписывалось.
Исходя из предоставления земельного участка без права застройки, выдача ГПЗУ "в габаритах существующей застройки" не нарушает прав и законных интересов заявителя. Более того, собственник земельного участка (Москва) обладает правом, с учетом размещения земельного участка в центральной исторической части города, устанавливать дополнительные ограничения застройки и размещения объектов недвижимости, исходя из потребностей субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 78 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - ГрК Москвы) и пункта 1.3 Административного регламента предоставления государственной услуги (постановление правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП) до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие к внесению в градостроительный план земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства определяются с учетом: Генерального плана города Москвы; территориальных и отраслевых схем; проектов планировки территории; проектов межевания территории; правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; историко-культурного опорного плана; результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
В соответствии с вышеуказанной документацией, земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010004:64 расположен в следующих зонах: зона распространения опасных геологических процессов карстово-суффозные процессы - потенциальная карстовая опасность, весьма опасная категория; территории и зоны охраны объектов культурного наследия - зона охраняемого природного ландшафта; территориальных и отраслевых схем; земельный участок не вошел в границы разработки территориальных и отраслевых схем - проектов планировки территории; земельный участок не вошел в границы разработки проекта планировки территории - проектов межевания территории; земельный участок не вошел в границы разработки проекта межевания территории - правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; земельный участок заявителя не расположен на территориях зон охраны объектов культурного наследия, на который бы требовались режимы и регламенты утвержденные Правительством Москвы - историко-культурного опорного плана; на земельном участке заявителя отсутствуют объекты культурного наследия - результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
Согласно письму ГУП НИиПИ Генплана города Москвы, исполнителю государственного контракта по актуализации проекта Правил землепользования и застройки города Москвы, от 10.11.2014 N ГП-01-3324/14-1, параметры застройки и виды разрешенного использования в Проекте ПЗЗ, подготовленном ко второму чтению в МГД, соответствуют ГПЗУ N RU77-212000-012100.
Земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010004:64 относится к зоне природных и озелененных территорий СЗАО N 122, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий", а также к зоне охраняемого ландшафта, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 N 1215 "Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер-Коллежским Валом и административной границей города)".
В соответствии со статьей 34 ГрК Москвы градостроительное зонирование территории города Москвы осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. Результатом градостроительного зонирования территории города Москвы является выделение на территории города Москвы территориальных зон и подзон, определение их границ, установление в границах указанных зон и подзон градостроительных регламентов.
Документом градостроительного зонирования территории города Москвы являются правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в целях реализации Генерального плана города Москвы путем регулирования в соответствии с установленными Генеральным планом города Москвы назначением территорий и размещением объектов федерального, регионального значения использования земельных участков, использования и строительства, реконструкции объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами - правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки, их изменения утверждаются законами города Москвы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 7 ГрК Москвы к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, организация разработки проектов правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки и подготовка их для внесения на утверждение Московской городской Думой.
Пунктом "д" части 2 статьи 8 ГрК Москвы установлено, что одной из задач органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, является обеспечение по поручению Правительства Москвы разработки и представления в Правительство Москвы проекта правил землепользования и застройки города Москвы.
Согласно пункту 4.1.2 постановления Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы", Комитет осуществляет разработку и внесение в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Комитета, в том числе о Правилах землепользования и застройки города Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1278-ПП "О проектах законов города Москвы "О Генеральном плане города Москвы" и "О Правилах землепользования и застройки города Москвы" проект Закона города Москвы "О Правилах землепользования и застройки города Москвы" одобрен Правительством Москвы.
Мэру Москвы рекомендовано внести указанный проект на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
Постановлением Московской городской Думы от 02.12.2009 N 57 "О проекте закона города Москвы "О Правилах землепользования и застройки города Москвы" проект указанного Закона, внесенный Мэром Москвы, принят Московской городской Думой в первом чтении. При этом предложено доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок, таким образом, проект Правил землепользования и застройки в настоящее время находится на доработке.
В соответствии со статьями 36, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
В соответствии с частью 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Таким образом, в соответствии со статьей 36 ГрК РФ исходя из фактического использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010004:64 установлены режимы и регламенты использования территории.
Согласно письму ГУП НИиПИ Генплана города Москвы, исполнителю государственного контракта по актуализации проекта Правил землепользования и застройки города Москвы от 10.11.2014 N ГП-01-3324/14-1 параметры застройки и виды разрешенного использования в Проекте ПЗЗ, подготовленном ко второму чтению в МГД, соответствуют ГПЗУ RU77-212000-012100.
В соответствии с частью 8 статьи 78 ГрК РФ параметры и сведения, указанные в акте разрешенного использования участка территории (земельного участка), градостроительном обосновании, проекте правил землепользования и застройки, а также в договоре аренды земельного участка, заключенном до 01.01.2012, не являются обязательными для учета при подготовке градостроительного плана земельного участка. Данная норма была введена Законом города Москвы от 11.04.2012 N 12 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и статью 8 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", который вступил в законную силу 24.04.2012.
Между тем, оспариваемый ГПЗУ был утвержден 03.07.2014, на момент действия вышеуказанной нормы права.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 25.07.2013 N ВАС-8972/13 градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
В соответствии с кадастровой выпиской указанного земельного участка видом его разрешенного использования является: эксплуатация существующих зданий и сооружений завода. С заявлением об изменении указанного вида разрешенного использования участка Общество не обращалось, доказательств обратного заявителем не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 23 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2015 года по делу N А40-157511/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
О.В.ДУДКИНА

Судья
С.В.КРАСНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)