Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителей Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Намнанова Ч.Д. (доверенность от 01.04.2014 года), индивидуального предпринимателя Ивановой Ларисы Николаевны Шимко Е.В. (доверенность от 01.10.2013 года), Будаевой Э.Б.-Ж. (доверенность от 27.01.2014 года), Прокуратуры Республики Бурятия Ганькиной Н.В. (служебное удостоверение ТО N 123476),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 февраля 2014 года по делу N А10-3609/2013 (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П.),
установил:
индивидуальный предприниматель Иванова Лариса Николаевна (ИНН 032307720146, ОГРН 307032301500050, далее - ИП Иванова Л.Н.) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, далее - Комитет) о признании недействительным решения от 01 июля 2013 года N О-994 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта" и возложении обязанности вынести решение о предоставлении земельного участка в аренду.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ИНН 0323339344, ОГРН 1080326002778, далее - Комитет по архитектуре) и Прокуратура Республики Бурятия (ИНН 0323059932, ОГРН 1020300990478).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 февраля 2014 года по делу N А10-3609/2013 заявленные требования удовлетворены.
Решение муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" от 01 июля 2013 года N О-994 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта" признано недействительным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель с доводами, изложенными в апелляционной жалобе комитета, не согласилась.
Прокуратура Республики Бурятия поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе комитета, по мотивам, изложенным в отзыве.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.04.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Комитет по архитектуре и градостроительству явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, 27 января 2010 года предприниматель обратилась в Комитет по управлению имуществом с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного в г. Улан-Удэ по ул. Иволгинской, в аренду сроком на 3 года для строительства магазина промышленных товаров (т. 1, л.д. 11).
25 марта 2010 года Управление по архитектуре согласовало предоставление заявителю земельного участка ориентировочной площадью 900 кв. м по ул. Иволгинской для строительства магазина (т. 1, л.д. 12).
22 апреля 2010 года в газете "Правда Бурятии" опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка под строительство магазина промтоваров по ул. Иволгинской г. Улан-Удэ (т. 1, л.д. 10).
Решением Комитета по управлению имуществом от 19 мая 2010 года N СР-337 утверждена схема расположения земельного участка (из категории земель - земли населенных пунктов, местоположение которого: г. Улан-Удэ, ул. Иволгинская, для строительства магазина (т. 1, л.д. 78).
18 октября 2010 года Комитетом по управлению имуществом оформлен акт о выборе названного земельного участка (т. 1, л.д. 84).
Решением Комитета по управлению имуществом от 01 апреля 2013 года N У-61 предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка, площадью 900 кв. м, местоположение которого: г. Улан-Удэ, ул. Иволгинская, для строительства магазина (т. 1, л.д. 17).
24 апреля 2013 года названный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 03:24:011030:24 (т. 1, л.д. 18).
30 мая 2013 года заявитель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о приобретении данного земельного участка в аренду (т. 1, л.д. 16).
Решением Комитета по управлению имуществом от 01 июля 2013 года N О-994, принятым на основании представления прокуратуры Бурятии от 06 июня 2013 года N 77-2013, признано утратившим силу решение Комитета по управлению имуществом от 01 апреля 2013 года N У-61 (т. 1, л.д. 9).
Не согласившись с решением Комитета по управлению имуществом от 01 июля 2013 года N О-994, и полагая, что оно нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Иванова Л.Н. обратилась с заявлением в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно части 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2, 5 - 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации:
- гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
- орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
- результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
- копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
- решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о выборе земельного участка для строительства магазина. Управление по архитектуре согласовало предоставление заявителю испрашиваемого земельного участка. В печатном издании опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении данного земельного участка под строительство магазина. 19 мая 2010 года утверждена схема расположения земельного участка. 01 апреля 2013 года предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка, площадью 900 кв. м, расположенного в г. Улан-Удэ, ул. Иволгинская, для строительства магазина.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что процедура выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренная статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае выполнена полностью. При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Вместе с тем, решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принято не было, поскольку 01 июля 2013 года Комитетом по управлению имуществом решение от 01 апреля 2013 года N У-61 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка признано утратившим силу.
Возможность отмены или признания утратившим силу муниципального правового акта лицом, его принявшим, предусмотрена статьей 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, в решении Комитета от 01 июля 2013 года N О-994 не приведены правовые нормы, послужившие основанием для признания решения от 01 апреля 2013 года N У-61 утратившим силу, однако указано, что оно принято во исполнение представления Прокуратуры Республики Бурятия от 06 июня 2013 года.
06 июня 2013 года прокуратурой в адрес мэра г. Улан-Удэ в соответствии с требованиями статей 22 и 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" внесено представление о устранении нарушений земельного законодательства (т. 1, л.д. 28-35).
Прокуратурой Республики Бурятия указано на то, что органами местного самоуправления нарушаются требования части 5 статьи 27, статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 30, 35 - 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года N 817-82, выразившиеся в предоставлении земельных участков в границах территориальных зон, не подлежащих застройке, либо для целей, не соответствующих видам разрешенного использования земельных участков. В представлении отмечено, что ИП Ивановой Л.Н. на основании решения Комитета по управлению имуществом от 01 апреля 2013 года N У-61 для строительства магазина предоставлен земельный участок, расположенный в сельскохозяйственной зоне, в пределах которой строительство данного объекта законом не предусмотрено.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в т.ч. к зонам сельскохозяйственного использования. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Аналогичные требования к видам и составу территориальных зон закреплены статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом в силу пунктов 9 и 10 названной статьи в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в т.ч. виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Таким образом, Комитет по управлению имуществом в силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что испрашиваемый ИП Ивановой Л.Н. участок находится в сельскохозяйственной зоне, в которой строительство магазинов законом запрещено.
Вместе с тем, вопреки указанным требованиям Комитет достаточных и достоверных доказательств в материалы дела не представил.
- Согласно статье 9 Правил землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82, под зонами сельскохозяйственного использования понимаются зоны сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, - садами, виноградниками и другими), зоны, предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования, занятые пашнями, многолетними насаждениями, зданиями и сооружениями сельскохозяйственного назначения, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральным планом городского округа "город Улан-Удэ";
- В соответствии с Градостроительным регламентом зоны сельскохозяйственного использования (зона СХ) (таблица 13 к названным Правилам) основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: территории, занятые многолетними насаждениями, садами, виноградниками и другими, вспомогательными - дачные земельные участки (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем); - садовые земельные участки; -огородные земельные участки.
В обоснование своих доводов Комитет по управлению имуществом представил суду выкопировку из карты градостроительного зонирования территории г. Улан-Удэ (т. 1, л.д. 119, т. 2, л.д. 17).
Изучив данные доказательства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что такие доказательства доводов Комитета по управлению имуществом о нахождении спорного земельного участка в территориальной зоне сельскохозяйственного использования (СХ) не подтверждают, поскольку представленные выкопировки из карты градостроительного зонирования невозможно объективно сопоставить с другими имеющимися в материалах дела доказательствами (в частности, с кадастровым паспортом), поскольку на них отсутствуют какие-либо координатные точки и его невозможно сравнить со схемой расположения испрашиваемого земельного участка и установить действительно ли он находится в сельскохозяйственной зоне.
При этом судом учтено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и имеет координаты.
Кроме этого, Комитетом по управлению имуществом представлена выкопировка из карты градостроительного зонирования территории г. Улан-Удэ по состоянию на 2010 год, в период обращения предпринимателя с заявлением о выборе участка, из которой следует, что испрашиваемый земельный участок находится в общественно-деловой зоне (ОД-2). В зоне ОД-2 допускается размещение объектов сервисного обслуживания населения и объектов розничной торговли.
Согласно статье 7 Правил землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ" внесение изменений в Правила может осуществляться применительно к частям территории городского округа. Решение о подготовке проекта изменений в Правила принимается мэром г. Улан-Удэ. Основаниями для рассмотрения мэром г. Улан-Удэ вопроса о внесении изменений в Правила является, в т.ч. поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Предложения о внесении изменений в Правила направляются в комиссию, созданную Администрацией г. Улан-Удэ. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в Правила осуществляет подготовку заключения с рекомендациями о внесении соответствующего изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения. Данное заключение направляется мэру г. Улан-Удэ для принятия решения о подготовке проекта о внесении изменения в Правила или об отклонении предложения о внесении изменения. Проект о внесении изменений в Правила утверждается Улан-Удэнским городским Советом депутатов с учетом результатов публичных слушаний. Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов об утверждении Правил с внесенными в них изменениями вступает в силу со дня его официального опубликования.
В то же время, по мнению Комитета в настоящее время испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в сельскохозяйственной зоне.
Вместе с тем, Комитетом по управлению имуществом не представлены доказательства изменения границ территориальных зон или изменения градостроительных регламентов. Ответчиком не указано когда именно (до принятия решения от 01 апреля 2013 года N У-61 или после) градостроительный регламент общественно-деловой зоны (ОД-2) был изменен на зону сельскохозяйственного использования. При этом не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении процедуры изменения градостроительного регламента, несмотря на то, что суд неоднократно предлагал Комитету по управлению имуществом их представить.
В свою очередь заявитель представил в материалы дела выписку из Генерального плана г. Улан-Удэ и фрагмент из него, из которых следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в жилой зоне.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о недоказанности Комитетом факта нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне сельскохозяйственного использования. Представление Прокуратуры Бурятии также данный факт не подтверждает, поскольку из него невозможно установить на основании каких объективных данных прокурором сделан названный вывод. Иные доказательства в обоснование своих возражений Комитетом по управлению имуществом не представлены.
С учетом того, что Комитет по управлению имуществом на основании заявления ИП Ивановой утвердил схему расположения земельного участка, предварительно согласовал место размещения объекта и утвердил акт о выборе земельного участка и, следовательно, принимая решения об утверждении схемы расположения земельного участка и утверждении акта о выборе земельного участка, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Комитет не установил препятствий для отказа в предоставлении земельного участка, в т.ч. касающихся его расположения в территориальной зоне сельскохозяйственного использования.
Таким образом, оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 февраля 2014 года по делу N А10-3609/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2014 N 04АП-1565/2014 ПО ДЕЛУ N А10-3609/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу N А10-3609/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителей Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Намнанова Ч.Д. (доверенность от 01.04.2014 года), индивидуального предпринимателя Ивановой Ларисы Николаевны Шимко Е.В. (доверенность от 01.10.2013 года), Будаевой Э.Б.-Ж. (доверенность от 27.01.2014 года), Прокуратуры Республики Бурятия Ганькиной Н.В. (служебное удостоверение ТО N 123476),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 февраля 2014 года по делу N А10-3609/2013 (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П.),
установил:
индивидуальный предприниматель Иванова Лариса Николаевна (ИНН 032307720146, ОГРН 307032301500050, далее - ИП Иванова Л.Н.) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, далее - Комитет) о признании недействительным решения от 01 июля 2013 года N О-994 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта" и возложении обязанности вынести решение о предоставлении земельного участка в аренду.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ИНН 0323339344, ОГРН 1080326002778, далее - Комитет по архитектуре) и Прокуратура Республики Бурятия (ИНН 0323059932, ОГРН 1020300990478).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 февраля 2014 года по делу N А10-3609/2013 заявленные требования удовлетворены.
Решение муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" от 01 июля 2013 года N О-994 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта" признано недействительным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель с доводами, изложенными в апелляционной жалобе комитета, не согласилась.
Прокуратура Республики Бурятия поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе комитета, по мотивам, изложенным в отзыве.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.04.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Комитет по архитектуре и градостроительству явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, 27 января 2010 года предприниматель обратилась в Комитет по управлению имуществом с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного в г. Улан-Удэ по ул. Иволгинской, в аренду сроком на 3 года для строительства магазина промышленных товаров (т. 1, л.д. 11).
25 марта 2010 года Управление по архитектуре согласовало предоставление заявителю земельного участка ориентировочной площадью 900 кв. м по ул. Иволгинской для строительства магазина (т. 1, л.д. 12).
22 апреля 2010 года в газете "Правда Бурятии" опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка под строительство магазина промтоваров по ул. Иволгинской г. Улан-Удэ (т. 1, л.д. 10).
Решением Комитета по управлению имуществом от 19 мая 2010 года N СР-337 утверждена схема расположения земельного участка (из категории земель - земли населенных пунктов, местоположение которого: г. Улан-Удэ, ул. Иволгинская, для строительства магазина (т. 1, л.д. 78).
18 октября 2010 года Комитетом по управлению имуществом оформлен акт о выборе названного земельного участка (т. 1, л.д. 84).
Решением Комитета по управлению имуществом от 01 апреля 2013 года N У-61 предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка, площадью 900 кв. м, местоположение которого: г. Улан-Удэ, ул. Иволгинская, для строительства магазина (т. 1, л.д. 17).
24 апреля 2013 года названный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 03:24:011030:24 (т. 1, л.д. 18).
30 мая 2013 года заявитель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о приобретении данного земельного участка в аренду (т. 1, л.д. 16).
Решением Комитета по управлению имуществом от 01 июля 2013 года N О-994, принятым на основании представления прокуратуры Бурятии от 06 июня 2013 года N 77-2013, признано утратившим силу решение Комитета по управлению имуществом от 01 апреля 2013 года N У-61 (т. 1, л.д. 9).
Не согласившись с решением Комитета по управлению имуществом от 01 июля 2013 года N О-994, и полагая, что оно нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Иванова Л.Н. обратилась с заявлением в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно части 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2, 5 - 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации:
- гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
- орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
- результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
- копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
- решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о выборе земельного участка для строительства магазина. Управление по архитектуре согласовало предоставление заявителю испрашиваемого земельного участка. В печатном издании опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении данного земельного участка под строительство магазина. 19 мая 2010 года утверждена схема расположения земельного участка. 01 апреля 2013 года предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка, площадью 900 кв. м, расположенного в г. Улан-Удэ, ул. Иволгинская, для строительства магазина.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что процедура выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренная статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае выполнена полностью. При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Вместе с тем, решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принято не было, поскольку 01 июля 2013 года Комитетом по управлению имуществом решение от 01 апреля 2013 года N У-61 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка признано утратившим силу.
Возможность отмены или признания утратившим силу муниципального правового акта лицом, его принявшим, предусмотрена статьей 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, в решении Комитета от 01 июля 2013 года N О-994 не приведены правовые нормы, послужившие основанием для признания решения от 01 апреля 2013 года N У-61 утратившим силу, однако указано, что оно принято во исполнение представления Прокуратуры Республики Бурятия от 06 июня 2013 года.
06 июня 2013 года прокуратурой в адрес мэра г. Улан-Удэ в соответствии с требованиями статей 22 и 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" внесено представление о устранении нарушений земельного законодательства (т. 1, л.д. 28-35).
Прокуратурой Республики Бурятия указано на то, что органами местного самоуправления нарушаются требования части 5 статьи 27, статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 30, 35 - 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года N 817-82, выразившиеся в предоставлении земельных участков в границах территориальных зон, не подлежащих застройке, либо для целей, не соответствующих видам разрешенного использования земельных участков. В представлении отмечено, что ИП Ивановой Л.Н. на основании решения Комитета по управлению имуществом от 01 апреля 2013 года N У-61 для строительства магазина предоставлен земельный участок, расположенный в сельскохозяйственной зоне, в пределах которой строительство данного объекта законом не предусмотрено.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в т.ч. к зонам сельскохозяйственного использования. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Аналогичные требования к видам и составу территориальных зон закреплены статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом в силу пунктов 9 и 10 названной статьи в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в т.ч. виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Таким образом, Комитет по управлению имуществом в силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что испрашиваемый ИП Ивановой Л.Н. участок находится в сельскохозяйственной зоне, в которой строительство магазинов законом запрещено.
Вместе с тем, вопреки указанным требованиям Комитет достаточных и достоверных доказательств в материалы дела не представил.
- Согласно статье 9 Правил землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82, под зонами сельскохозяйственного использования понимаются зоны сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, - садами, виноградниками и другими), зоны, предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования, занятые пашнями, многолетними насаждениями, зданиями и сооружениями сельскохозяйственного назначения, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральным планом городского округа "город Улан-Удэ";
- В соответствии с Градостроительным регламентом зоны сельскохозяйственного использования (зона СХ) (таблица 13 к названным Правилам) основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: территории, занятые многолетними насаждениями, садами, виноградниками и другими, вспомогательными - дачные земельные участки (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем); - садовые земельные участки; -огородные земельные участки.
В обоснование своих доводов Комитет по управлению имуществом представил суду выкопировку из карты градостроительного зонирования территории г. Улан-Удэ (т. 1, л.д. 119, т. 2, л.д. 17).
Изучив данные доказательства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что такие доказательства доводов Комитета по управлению имуществом о нахождении спорного земельного участка в территориальной зоне сельскохозяйственного использования (СХ) не подтверждают, поскольку представленные выкопировки из карты градостроительного зонирования невозможно объективно сопоставить с другими имеющимися в материалах дела доказательствами (в частности, с кадастровым паспортом), поскольку на них отсутствуют какие-либо координатные точки и его невозможно сравнить со схемой расположения испрашиваемого земельного участка и установить действительно ли он находится в сельскохозяйственной зоне.
При этом судом учтено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и имеет координаты.
Кроме этого, Комитетом по управлению имуществом представлена выкопировка из карты градостроительного зонирования территории г. Улан-Удэ по состоянию на 2010 год, в период обращения предпринимателя с заявлением о выборе участка, из которой следует, что испрашиваемый земельный участок находится в общественно-деловой зоне (ОД-2). В зоне ОД-2 допускается размещение объектов сервисного обслуживания населения и объектов розничной торговли.
Согласно статье 7 Правил землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ" внесение изменений в Правила может осуществляться применительно к частям территории городского округа. Решение о подготовке проекта изменений в Правила принимается мэром г. Улан-Удэ. Основаниями для рассмотрения мэром г. Улан-Удэ вопроса о внесении изменений в Правила является, в т.ч. поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Предложения о внесении изменений в Правила направляются в комиссию, созданную Администрацией г. Улан-Удэ. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в Правила осуществляет подготовку заключения с рекомендациями о внесении соответствующего изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения. Данное заключение направляется мэру г. Улан-Удэ для принятия решения о подготовке проекта о внесении изменения в Правила или об отклонении предложения о внесении изменения. Проект о внесении изменений в Правила утверждается Улан-Удэнским городским Советом депутатов с учетом результатов публичных слушаний. Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов об утверждении Правил с внесенными в них изменениями вступает в силу со дня его официального опубликования.
В то же время, по мнению Комитета в настоящее время испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в сельскохозяйственной зоне.
Вместе с тем, Комитетом по управлению имуществом не представлены доказательства изменения границ территориальных зон или изменения градостроительных регламентов. Ответчиком не указано когда именно (до принятия решения от 01 апреля 2013 года N У-61 или после) градостроительный регламент общественно-деловой зоны (ОД-2) был изменен на зону сельскохозяйственного использования. При этом не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении процедуры изменения градостроительного регламента, несмотря на то, что суд неоднократно предлагал Комитету по управлению имуществом их представить.
В свою очередь заявитель представил в материалы дела выписку из Генерального плана г. Улан-Удэ и фрагмент из него, из которых следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в жилой зоне.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о недоказанности Комитетом факта нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне сельскохозяйственного использования. Представление Прокуратуры Бурятии также данный факт не подтверждает, поскольку из него невозможно установить на основании каких объективных данных прокурором сделан названный вывод. Иные доказательства в обоснование своих возражений Комитетом по управлению имуществом не представлены.
С учетом того, что Комитет по управлению имуществом на основании заявления ИП Ивановой утвердил схему расположения земельного участка, предварительно согласовал место размещения объекта и утвердил акт о выборе земельного участка и, следовательно, принимая решения об утверждении схемы расположения земельного участка и утверждении акта о выборе земельного участка, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Комитет не установил препятствий для отказа в предоставлении земельного участка, в т.ч. касающихся его расположения в территориальной зоне сельскохозяйственного использования.
Таким образом, оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 февраля 2014 года по делу N А10-3609/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)