Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Глухих А.Н., Литвинцевой Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ткачевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7270/2015) индивидуального предпринимателя Яшина Геннадия Петровича на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2015 года по делу N А81-6811/2014 (судья Крылов А.В.) по иску индивидуального предпринимателя Яшина Геннадия Петровича (ОГРНИП 304891108200012; ИНН 891100008822) к обществу с ограниченной ответственностью "Фрахт" (ОГРН 1028900622343; ИНН 8904000658), обществу с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой" (ОГРН 1058901200599; ИНН 8911020616), при участии в деле в качестве третьих лиц: Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, об освобождении лесных участков,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой" Парована А.В. по доверенности от 17.03.2015, сроком действия 31.12.2015,
представителя индивидуального предпринимателя Яшина Геннадия Петровича Волкова И.В. по доверенности N 1 от 10.12.2014, сроком действия 31.12.2015,
в отсутствие представителей Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, общества с ограниченной ответственностью "Фрахт",
установил:
индивидуальный предприниматель Яшин Геннадий Петрович (далее - ИП Яшин Г.П., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой" (далее - ООО "Пурдорстрой") и обществу с ограниченной ответственностью "Фрахт" (далее - ООО "Фрахт") об освобождении неправомерно занимаемых лесных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент природно-ресурсного регулирования ЯНАО) и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2015 по делу N А81-6811/2014 в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Как указывает податель жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что проведение государственного кадастрового учета в отношении спорных объектов недвижимого имущества не требуется действующим законодательством. Также, по мнению истца, допустимым доказательством расположения лесного участка в определенных границах и на определенном земельном участке является выписка из лесного реестра. Поскольку в отношении спорных лесных участков ИП Яшиным Г.П. такие документы представлены в суд первой инстанции, истец полагает предъявленные к ответчикам требования подлежащими удовлетворению.
От ответчиков в суд поступили письменные отзывы на жалобу истца, в которых ООО "Пурдорстрой" и ООО "Фрахт" просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также в суд поступили письменные отзывы на жалобу от третьих лиц. В письменном отзыве Департамент природно-ресурсного регулирования ЯНАО просит отменить решение суда по настоящему делу и удовлетворить апелляционную жалобу предпринимателя. Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района в письменном отзыве на жалобу ИП Яшина Г.П. приведены доводы в поддержку вынесенного по делу судебного акта и в опровержение позиции истца.
ООО "Фрахт" и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил отменить решение суда. Представитель ООО "Пурдорстрой" высказался согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменные отзывы на нее, заслушав представителей истца и ООО "Пурдорстрой", суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по итогам аукциона N 2-09 от 28.05.2009 Департаментом природно-ресурсного регулирования ЯНАО и истцом заключен договор N 12/ЛА-09 от 31.05.2009 аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда. Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу 24.06.2009 произведена государственная регистрация указанного договора с присвоением номера регистрации 89-72-33/020/2009-099.
На основании указанного договора предпринимателю в аренду предоставлен лесной участок в составе земель лесного фонда площадью 0,25 га для осуществления рекреационной деятельности, не обремененный правами третьих лиц, в квартале N 782, в выделе N 9 в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенный в лесотундровой зоне Таркосалинского лесничества Уренгойского участкового лесничества с номером учетной записи в государственном лесном реестре Ямало-Ненецкого автономного округа 166-2009-03, сроком на 10 лет.
По итогам аукциона N 1-10 от 01.04.2010 Департаментом природно-ресурсного регулирования ЯНАО и истцом заключен договор N 2/ЛА-10 от 01.04.2010 аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда. Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу 28.04.2010 произведена государственная регистрация указанного договора с присвоением номера регистрации 89-89-04/014/2010-469.
На основании договора N 2/ЛА-10 от 01.04.2010 ИП Яшину Г.П. предоставлен в аренду лесной участок для осуществления рекреационной деятельности площадью 2,0 га, не обремененный правами третьих лиц, в квартале N 782, в выделе N 9 в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенный в лесотундровой зоне Таркосалинского лесничества Уренгойского участкового лесничества с номером учетной записи в государственном лесном реестре Ямало-Ненецкого автономного округа 1320-2009-10, сроком на 49 лет.
Как указывает истец, в октябре 2009 года арендованные им лесные участки были неправомерно заняты ООО "Пурдорстрой" и ООО "Фрахт" и используются для осуществления хозяйственной деятельности по эксплуатации ледовой переправы через р. Пур и размещения объектов хозяйственной деятельности внутреннего водного транспорта.
Указанные обстоятельства явились основанием обращения предпринимателя в суд с настоящим иском.
Поскольку в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, к которым относится, в том числе, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Правом на негаторный иск обладает собственник, который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею. Ответчиком является лицо, которое своим противоправным поведением создает препятствия, мешающие нормальному осуществлению права собственности.
С учетом вышеизложенных норм гражданского законодательства, в предмет доказывания по настоящему делу суд первой инстанции обоснованно включил следующие обстоятельства: наличие (отсутствие) прав на определенный лесной участок у истца; факт нахождения на лесном участке объектов, принадлежащих ответчику.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Статьей 71 ЛК РФ установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу части 1 указанной статьи, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
В статье 7 ЛК РФ дается легальное определение лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть в результате лесоустройства, проектирования лесных участков и государственного кадастрового учета лесных участков.
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от N 221-ФЗ 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Статьей 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что для кадастрового учета в числе прочих документов требуется межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 Закона N 221-ФЗ.
При этом, часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ предусматривает, что установление местоположения границ земельного участка осуществляется посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Также местоположение отдельных частей границ земельного участка может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. При этом, требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно представленным истцом в суд первой инстанции схеме от 10.04.2015 размещения земельного участка в разрезе лесопользования, землепользования и недропользования и схеме от 15.04.2015 размещения земельного лесного участка, арендованные предпринимателем лесные участка расположены на земельном участке 89:00:000000:0192, являющимся собственностью Российской Федерации (том 5 л. 16).
Поскольку из материалов дела следует, что государственный кадастровый учет лесного участка с условным номером 89:00:000000:0192 не осуществлялся, судом первой инстанции указанный земельный участок обоснованно признан ранее учтенным объектом недвижимого имущества.
Правовой режим таких объектов устанавливается в соответствии с положениями статьи 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В силу статьи 4.4 указанного Федерального закона в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с частью 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом, юридически действительными признаются план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда.
Согласно части 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приведенные нормы во взаимосвязи с положениями пунктов раздела V Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 516 от 12.12.2011, в процессе государственного кадастрового учета допускается изменение, уточнение границ объекта учета - ранее учтенного земельного участка.
Согласно кадастровому плану от 25.10.2007 земельного участка с условным номером 89:00:000000:0192 (том 5 л. 17-18), площадь участка ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Из акта N 1-Т-3/НО от 18.02.2015 натурного обследования лесных участков, составленного лесничим Таркосалинского лесничества управления лесных отношений Департамента природно-ресурсного регулирования ЯНАО (том 2 л. 110-115) следует, что ООО "Пурдорстрой" муниципальным образованием Пуровский район предоставлен в аренду по договору N 166-14 от 20.03.2014, земельный участок, площадью 2,2426 га с кадастровым номером 89:11:080101:300; ООО "Фрахт" муниципальным образованием Пуровский район предоставлен в аренду по договору N 317-14 от 05.05.2014, государственная регистрация N 89-89/04/308/2014-189 от 07.07.2014, земельный участок, площадью 2,2332 га с кадастровым номером 89:11:080101:301. На фрагменте карты Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества наглядно видно, что границы земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:301, предоставленного ООО "Фрахт" и земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:300, предоставленного ООО "Пурдорстрой", частично налагаются на границы лесных участков, предоставленных ИП Яшину Г.П. в 2009 и 2010 годах.
Между тем суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно кадастровой выписке от 06.04.2015 N 8900/200/15-47266 (том 5 л. 64-150, том 6 л. 1-87), 14.10.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 89:11:080101:416 (предыдущий номер 89:00:000000:0192) категория земель: земли лесного фонда. Земельный участок с кадастровым номером 89:11:080101:301, предоставленный в аренду ООО "Фрахт" и земельный участок с кадастровым номером 89:11:080101:300, предоставленный в аренду ООО "Пурдорстрой", являются смежными земельными участками (том 5 л. 135, том 6 л. 14).
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2015 по делу N А81-6811/2014 подлежит оставлению без изменения. Апелляционная жалоба истца оставлена без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2015 года по делу N А81-6811/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.В.ВЕРЕВКИН
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Л.Р.ЛИТВИНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2015 N 08АП-7270/2015 ПО ДЕЛУ N А81-6811/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2015 г. N 08АП-7270/2015
Дело N А81-6811/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Глухих А.Н., Литвинцевой Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ткачевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7270/2015) индивидуального предпринимателя Яшина Геннадия Петровича на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2015 года по делу N А81-6811/2014 (судья Крылов А.В.) по иску индивидуального предпринимателя Яшина Геннадия Петровича (ОГРНИП 304891108200012; ИНН 891100008822) к обществу с ограниченной ответственностью "Фрахт" (ОГРН 1028900622343; ИНН 8904000658), обществу с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой" (ОГРН 1058901200599; ИНН 8911020616), при участии в деле в качестве третьих лиц: Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, об освобождении лесных участков,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой" Парована А.В. по доверенности от 17.03.2015, сроком действия 31.12.2015,
представителя индивидуального предпринимателя Яшина Геннадия Петровича Волкова И.В. по доверенности N 1 от 10.12.2014, сроком действия 31.12.2015,
в отсутствие представителей Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, общества с ограниченной ответственностью "Фрахт",
установил:
индивидуальный предприниматель Яшин Геннадий Петрович (далее - ИП Яшин Г.П., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой" (далее - ООО "Пурдорстрой") и обществу с ограниченной ответственностью "Фрахт" (далее - ООО "Фрахт") об освобождении неправомерно занимаемых лесных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент природно-ресурсного регулирования ЯНАО) и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2015 по делу N А81-6811/2014 в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Как указывает податель жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что проведение государственного кадастрового учета в отношении спорных объектов недвижимого имущества не требуется действующим законодательством. Также, по мнению истца, допустимым доказательством расположения лесного участка в определенных границах и на определенном земельном участке является выписка из лесного реестра. Поскольку в отношении спорных лесных участков ИП Яшиным Г.П. такие документы представлены в суд первой инстанции, истец полагает предъявленные к ответчикам требования подлежащими удовлетворению.
От ответчиков в суд поступили письменные отзывы на жалобу истца, в которых ООО "Пурдорстрой" и ООО "Фрахт" просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также в суд поступили письменные отзывы на жалобу от третьих лиц. В письменном отзыве Департамент природно-ресурсного регулирования ЯНАО просит отменить решение суда по настоящему делу и удовлетворить апелляционную жалобу предпринимателя. Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района в письменном отзыве на жалобу ИП Яшина Г.П. приведены доводы в поддержку вынесенного по делу судебного акта и в опровержение позиции истца.
ООО "Фрахт" и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил отменить решение суда. Представитель ООО "Пурдорстрой" высказался согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменные отзывы на нее, заслушав представителей истца и ООО "Пурдорстрой", суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по итогам аукциона N 2-09 от 28.05.2009 Департаментом природно-ресурсного регулирования ЯНАО и истцом заключен договор N 12/ЛА-09 от 31.05.2009 аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда. Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу 24.06.2009 произведена государственная регистрация указанного договора с присвоением номера регистрации 89-72-33/020/2009-099.
На основании указанного договора предпринимателю в аренду предоставлен лесной участок в составе земель лесного фонда площадью 0,25 га для осуществления рекреационной деятельности, не обремененный правами третьих лиц, в квартале N 782, в выделе N 9 в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенный в лесотундровой зоне Таркосалинского лесничества Уренгойского участкового лесничества с номером учетной записи в государственном лесном реестре Ямало-Ненецкого автономного округа 166-2009-03, сроком на 10 лет.
По итогам аукциона N 1-10 от 01.04.2010 Департаментом природно-ресурсного регулирования ЯНАО и истцом заключен договор N 2/ЛА-10 от 01.04.2010 аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда. Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу 28.04.2010 произведена государственная регистрация указанного договора с присвоением номера регистрации 89-89-04/014/2010-469.
На основании договора N 2/ЛА-10 от 01.04.2010 ИП Яшину Г.П. предоставлен в аренду лесной участок для осуществления рекреационной деятельности площадью 2,0 га, не обремененный правами третьих лиц, в квартале N 782, в выделе N 9 в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенный в лесотундровой зоне Таркосалинского лесничества Уренгойского участкового лесничества с номером учетной записи в государственном лесном реестре Ямало-Ненецкого автономного округа 1320-2009-10, сроком на 49 лет.
Как указывает истец, в октябре 2009 года арендованные им лесные участки были неправомерно заняты ООО "Пурдорстрой" и ООО "Фрахт" и используются для осуществления хозяйственной деятельности по эксплуатации ледовой переправы через р. Пур и размещения объектов хозяйственной деятельности внутреннего водного транспорта.
Указанные обстоятельства явились основанием обращения предпринимателя в суд с настоящим иском.
Поскольку в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, к которым относится, в том числе, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Правом на негаторный иск обладает собственник, который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею. Ответчиком является лицо, которое своим противоправным поведением создает препятствия, мешающие нормальному осуществлению права собственности.
С учетом вышеизложенных норм гражданского законодательства, в предмет доказывания по настоящему делу суд первой инстанции обоснованно включил следующие обстоятельства: наличие (отсутствие) прав на определенный лесной участок у истца; факт нахождения на лесном участке объектов, принадлежащих ответчику.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Статьей 71 ЛК РФ установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу части 1 указанной статьи, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
В статье 7 ЛК РФ дается легальное определение лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть в результате лесоустройства, проектирования лесных участков и государственного кадастрового учета лесных участков.
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от N 221-ФЗ 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Статьей 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что для кадастрового учета в числе прочих документов требуется межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 Закона N 221-ФЗ.
При этом, часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ предусматривает, что установление местоположения границ земельного участка осуществляется посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Также местоположение отдельных частей границ земельного участка может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. При этом, требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно представленным истцом в суд первой инстанции схеме от 10.04.2015 размещения земельного участка в разрезе лесопользования, землепользования и недропользования и схеме от 15.04.2015 размещения земельного лесного участка, арендованные предпринимателем лесные участка расположены на земельном участке 89:00:000000:0192, являющимся собственностью Российской Федерации (том 5 л. 16).
Поскольку из материалов дела следует, что государственный кадастровый учет лесного участка с условным номером 89:00:000000:0192 не осуществлялся, судом первой инстанции указанный земельный участок обоснованно признан ранее учтенным объектом недвижимого имущества.
Правовой режим таких объектов устанавливается в соответствии с положениями статьи 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В силу статьи 4.4 указанного Федерального закона в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с частью 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом, юридически действительными признаются план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда.
Согласно части 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приведенные нормы во взаимосвязи с положениями пунктов раздела V Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 516 от 12.12.2011, в процессе государственного кадастрового учета допускается изменение, уточнение границ объекта учета - ранее учтенного земельного участка.
Согласно кадастровому плану от 25.10.2007 земельного участка с условным номером 89:00:000000:0192 (том 5 л. 17-18), площадь участка ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Из акта N 1-Т-3/НО от 18.02.2015 натурного обследования лесных участков, составленного лесничим Таркосалинского лесничества управления лесных отношений Департамента природно-ресурсного регулирования ЯНАО (том 2 л. 110-115) следует, что ООО "Пурдорстрой" муниципальным образованием Пуровский район предоставлен в аренду по договору N 166-14 от 20.03.2014, земельный участок, площадью 2,2426 га с кадастровым номером 89:11:080101:300; ООО "Фрахт" муниципальным образованием Пуровский район предоставлен в аренду по договору N 317-14 от 05.05.2014, государственная регистрация N 89-89/04/308/2014-189 от 07.07.2014, земельный участок, площадью 2,2332 га с кадастровым номером 89:11:080101:301. На фрагменте карты Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества наглядно видно, что границы земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:301, предоставленного ООО "Фрахт" и земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:300, предоставленного ООО "Пурдорстрой", частично налагаются на границы лесных участков, предоставленных ИП Яшину Г.П. в 2009 и 2010 годах.
Между тем суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно кадастровой выписке от 06.04.2015 N 8900/200/15-47266 (том 5 л. 64-150, том 6 л. 1-87), 14.10.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 89:11:080101:416 (предыдущий номер 89:00:000000:0192) категория земель: земли лесного фонда. Земельный участок с кадастровым номером 89:11:080101:301, предоставленный в аренду ООО "Фрахт" и земельный участок с кадастровым номером 89:11:080101:300, предоставленный в аренду ООО "Пурдорстрой", являются смежными земельными участками (том 5 л. 135, том 6 л. 14).
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2015 по делу N А81-6811/2014 подлежит оставлению без изменения. Апелляционная жалоба истца оставлена без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2015 года по делу N А81-6811/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.В.ВЕРЕВКИН
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Л.Р.ЛИТВИНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)