Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 17.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-112/2015

Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица является инвалидом с детства, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем имеет право на первоочередное получение земельного участка. Она обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении участка в аренду, в заявлении было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. по делу N 33-112/2015


Судья Согданова Е.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Панасенко Г.В. и Кашиева М.Б.,
при секретаре Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании незаконным отказа администрации города Элисты в предоставлении земельного участка в аренду по апелляционной жалобе Х. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Кашиева М.Б., возражения представителя администрации г. Элисты Б.Б., судебная коллегия

установила:

Х. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Элисты в предоставлении земельного участка в аренду, ссылаясь на следующее.
Она является инвалидом с детства, состоит на учете в городской очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем имеет право на первоочередное получение земельного участка. 15 сентября 2014 года обратилась в администрацию г. Элисты с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, микрорайон ***. Письмом администрации от 14 октября 2014 года ей отказано в предоставлении указанного земельного участка, на том основании, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - жилищное строительство. В соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения аукционов. Считает отказ администрации незаконным, поскольку имеет право на получение спорного земельного участка без проведения аукциона. Просила признать отказ администрации г. Элисты незаконным и обязать предоставить ей в аренду спорный земельный участок.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 ноября 2014 года в удовлетворении заявления Х. отказано.
В апелляционной жалобе Х. просит решение суда отменить, заявление удовлетворить, мотивируя тем, что вид разрешенного использования земельного участка - жилищное строительство включает в себя индивидуальное жилищное строительство. Выражает несогласие с выводами суда о том, что предоставляемый земельный участок для индивидуального жилищного строительства не может превышать 600 кв. м.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что Х. просит предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, а так как у спорного земельного участка вид разрешенного использования - жилищное строительство, отказ администрации г. Элисты в предоставлении земельного участка в аренду является правомерным. Кроме того, размер земельного участка превышает разрешенный размер 600 кв. м установленный для земельных участков предоставляемых для индивидуального жилищного строительства.
С данными выводами суда следует согласиться.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Из материалов дела видно, что Х. является инвалидом 3 группы, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем имеет право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
15 сентября 2014 года в администрацию г. Элисты поступило заявление Х. с просьбой предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым N *** по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, микрорайон ***.
14 октября 2014 года администрация г. Элисты письмом отказала Х. в предоставлении в аренду указанного земельного участка и сообщила, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете и предназначен для жилищного строительства. В соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения аукционов.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, индивидуальное жилищное строительство подразумевает жилой дом с количеством этажей не более чем три, не предназначенного для раздела на квартиры, предназначенного для проживания одной семьи.
Исходя из пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса РФ арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Земельного кодекса РФ, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Существенным обстоятельством, имеющим значение для данного дела, является то, что Земельным кодексом РФ предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков под жилищное строительство.
Процедура предоставления земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельный участок под указанные цели может быть предоставлен только посредством проведения аукциона.
Таким образом, правовое регулирование вопросов предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, различно и существенно различается от порядка предоставления участков для индивидуального жилищного строительства.
Согласно свидетельству о праве собственности земельный участок с кадастровым N *** площадью 896 кв. м по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, микрорайон ***, является муниципальной собственностью, относится к категории земель населенных пунктов - жилищное строительство.
По сведениям государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, вид разрешенного использования участка является "жилищное строительство".
Между тем, судом установлено, что Х., обратилась в администрацию о предоставлении ей в первоочередном порядке в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предоставление Х. указанного земельного участка невозможно, поскольку не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, в связи с чем у администрации не имелось оснований для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка.
Доводы жалобы о том, что земельный участок предоставляемый для индивидуального жилищного строительства может превышать площадь 600 кв. м нельзя признать обоснованным.
Как видно из материалов дела испрашиваемый Х. земельный участок имеет площадь 896 кв. м.
В силу части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты. Решение данных вопросов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (статьями 8, 30, 33 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки г. Элисты, утвержденных Решением Элистинского городского собрания от 27 декабря 2010 года N 1, максимальный размер земельного участка предоставляемый для индивидуального жилищного строительства составляет 600 кв. м.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Х. ввиду превышения площади испрашиваемого земельного участка по отношению к установленному законом максимальному размеру предоставляемых для индивидуального жилищного строительства земельных участков.
С учетом изложенного, действия администрации, выразившиеся в отказе предоставить спорный земельный участок, обоснованно не признаны судом нарушающими права истца.
Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА

Судьи
Г.В.ПАНАСЕНКО
М.Б.КАШИЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)