Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.06.2015 N Ф06-23860/2015 ПО ДЕЛУ N А55-10790/2014

Требование: О признании незаконными отказов в предоставлении в собственность за выкуп земельных участков, об обязании принять решения о предоставлении в собственность земельных участков и направить проекты договоров купли-продажи указанных участков, а также актов приема-передачи земельных участков.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием оснований для предоставления предпринимателю земельных участков на бесплатной основе.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. N Ф06-23860/2015

Дело N А55-10790/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Паладьева М.А., доверенность от 01.07.2014 N 63 АА 2554536,
ответчика - Малинина М.С., доверенность от 30.12.2014 N 427,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Семушкин В.С.)
по делу N А55-10790/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяны Юрьевны (ИНН <...>, ОГРНИП <...>), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными отказов, обязании совершить определенные действия,

установил:

индивидуальный предприниматель Владимирова Татьяна Юрьевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Владимирова Т.Ю.) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными отказов Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Владимировой Татьяне Юрьевне за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:5, площадью 76,10 кв. м по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под мини- магазин и складское помещение, с кадастровым номером 63:01:0217003:667, площадью 50 кв. м по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению; обязании принять решения о предоставлении в собственность за выкуп индивидуальному предпринимателю Владимировой Татьяне Юрьевне земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:5, площадью 76,10 кв. м по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под мини-магазин и складское помещение, земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:667, площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению, и направить проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков, а также актов приема-передачи земельных участков в адрес индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяны Юрьевны в недельный срок с даты принятия решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Владимировой Татьяне Юрьевне на праве собственности земельных участков.
Определением суда от 15.08.2014 привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015, заявленные требования удовлетворены.
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель заявителя, считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 03.06.2015 до 14 часов 20 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято постановление от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2.2.) К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, заявителем в обязательном порядке прилагаются только те документы и информация, необходимость представления которых является исключительно обязанностью заявителя в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. При этом заявитель вправе представить и иные необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы и информацию по собственной инициативе. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство, не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка. При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Согласно пункту 2.12 Порядка Министерство, в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя. Указанное решение подлежит публикации в газете "Волжская коммуна" и размещению на официальном сайте Правительства Самарской области (пункт 2.13).
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0217003:5 площадью 76,10 кв. м был изначально предоставлен администрацией Кировского района г. Самары в соответствии с постановлением от 11.02.2000 N 249 "О предоставлении в аренду земельного участка, фактически занимаемого мини-магазином по ул. Стара Загора, 255 частному предпринимателю Владимировой Т.Ю.", а также постановлением администрации Кировского района г. Самары от 13.07.2000 N 1422 "О предоставлении в аренду земельного участка под установку складского помещения по ул. Стара Загора, 255, частному предпринимателю Владимировой Т.Ю." (л.д. 19, 20).
Объекты были введены в эксплуатацию "Актами приемки в эксплуатацию объекта мелкорозничной торговли (бытового) обслуживания населения (л.д. 21, 139).
Распоряжением администрации Кировского района г. Самары от 07.05.2003 N 775 "О продлении срока аренды земельного участка занимаемого временным магазином "Продукты" и предоставлении дополнительного земельного участка по ул. Стара Загора, 255 индивидуальному предпринимателю Владимировой Т.Ю." срок аренды был продлен на три года (л.д. 22).
Впоследствии распоряжением администрации Кировского района городского округа Самара от 22.05.2006 N 638 "Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в аренду земельного участка, занимаемого временным мини-магазином "Продукты", расположенного по ул. Стара Загора, 255, индивидуальному предпринимателю Владимировой Т.Ю." земельный участок площадью 76,1 кв. м был вновь предоставлен на три года (л.д. 23).
На основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 05.03.2007 N 124 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, дом 255, заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, N 32а-2006/2011 от 5.03.2007 (л.д. 69 - 75).
03.09.2012 заключен договор аренды земельного участка N 2351а-2011/2016, который является действующим.
19.03.2013 индивидуальный предприниматель Владимирова Т.Ю. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении в собственность за выкуп земельных участков с кадастровым номером 63:01:0217003:5 площадью 76,10 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, для использования под мини-магазин и складское помещение; с кадастровым номером 63:01:0217003:667 площадью 50 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, для использования под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению.
Министерство имущественных отношений Самарской области уведомлениями от 18.02.2014 N 12-1/2340/12 и N 12-1/2341/12 со ссылкой на часть 2 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" отказало индивидуальному предпринимателю Владимировой Татьяне Юрьевне в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, площадью 76,10 кв. м под мини-магазин и складское помещение, а также земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, площадью 50 кв. м для использования под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению (л.д. 11, 18).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара", статей 5, 6 Правил, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре", письмо Минэкономразвития России от 03.03.2010 N Д23-688, решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-34038/2012, пришел к выводу о том, что Министерство в данном случае обязано предоставить испрашиваемые земельные участки ИП Владимировой Т.Ю. по рыночной цене без торгов. Суд первой инстанции отклонил довод заинтересованного лица о несоответствии вида разрешенного использования испрашиваемых земельных участков основным видам разрешенного использования, определенным градостроительным регламентом.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем, как видно из материалов дела, заявитель ранее обращался с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в собственность.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-34038/2012 признаны незаконными отказы Министерства в предоставлении в собственность ИП Владимировой Т.Ю. за выкуп земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0217003:5, 63:01:0217003:667. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Владимировой Т.Ю. в соответствии с действующим законодательством.
При этом судом в рамках рассмотрения дела N А55-34038/2012 было установлено, что испрашиваемые земельные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет, а правоотношения сторон возникли с 2000 и 2010 годов.
На момент обращения заявителя в Министерство действовала редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не ограничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198.
В соответствии с данной редакцией в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
С учетом изложенного, действующая редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка содержит указание на конкретное обязательственное право - право аренды земельного участка.
Таким образом, данная норма Порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке преимущественного перед другими лицами права на заключение договора (при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду при отсутствии заключенного договора аренды), а не исключительного права на приватизацию испрашиваемого земельного участка.
Новым Порядком не предусматривается исключительное право граждан и юридических лиц приобретения земельных участков в собственность под временными объектами без проведения аукциона.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к выводу, что восстановление нарушенных прав путем принятии решения о предоставлении в собственность заявителю земельного участка и направлении проекта договора купли-продажи заявителю будет полностью противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства. Суд счел возможным восстановить нарушенное право заявителя путем обязания Министерства устранить допущенные нарушения прав в соответствии с действующим законодательством, в остальной части требований отказал.
Таким образом, судом по делу N А55-34038/2012 по спору между теми же сторонами установлено, что заявитель не обладает исключительным правом на предоставление спорных земельных участков под временными строениями в собственность, предоставление таких земельных участков возможно в соответствии с установленным Порядком.
Данное решение вступило в законную силу, судом выдан исполнительный лист, который предъявлен к исполнению в службу судебных приставов-исполнителей. Сведения об окончании либо прекращении исполнительного производства в материалах дела отсутствуют.
В пункте 1 статьи 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования предпринимателя о предоставлении спорных земельных участков в собственность заявителю без проведения аукциона фактически направлены на преодоление обязательного к исполнению для участников процесса судебного акта, что в соответствии с требованиями статьи 16, части 2 статьи 69 АПК РФ недопустимо.
Как видно из текста обжалуемых судебных актов, суды пришли к выводу, что заявление о предоставлении указанных земельных участков от 19.03.2013 подано предпринимателем в соответствии с пунктом 4 статьи 28, статьи 34, пункта 8 статьи 22 ЗК РФ.
Следовательно, если заявитель и суды полагают, что данное обращение имеет самостоятельный характер, не связано с заявлением от 13.08.2012, бывшим предметом рассмотрения в рамках дела N А55-34038/2012, то судам следовало учесть также следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 ЗК РФ (действующей в спорный период), при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
То есть защита преимущественного права арендатора на покупку арендуемого им земельного участка может быть осуществлена посредством установленного названной нормой способа судебной защиты в случае продажи земельного участка иному лицу.
По смыслу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не следует, что муниципальное образование обязано предоставить любому лицу любой земельный участок из муниципальных земель в собственность. Предоставление земельного участка в собственность должно быть основано на соответствующем праве лица, испрашивающего земельный участок в собственность.
Такое право заявителю предоставлено по основаниям, предусмотренным как статьей 34 ЗК РФ, так и Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 во исполнение данной нормы.
Поскольку обращение заявителя имело место в марте 2013 года, то в соответствии с вышеуказанным Порядком у граждан и юридических лиц отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков под временными объектами.
Что касается письма Минэкономразвития России от 03.03.2010 N Д23-688 и Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N ВАС-6033/12 по делу N А59-1108/2011, на которые ссылаются суды, то указанные акты приняты по иным, нетождественным настоящему спору, обстоятельствам. В частности, в определении суда речь идет о собственниках объектов недвижимости, имеющих в силу статьи 36 ЗК РФ преимущественное право на приватизацию земельного участка, к каковым заявитель не относится.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении дел о приобретении земельного участка в собственность в предмет судебного исследования включаются вопросы об ограничении участка в обороте, запрете его приватизации, установленном федеральным законом, либо его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использовании для других целей (государственных или публичных нужд).
При этом отсутствие в сведениях государственного кадастра недвижимости (кадастровых паспортах) информации об отнесении спорного участка к землям общего пользования само по себе не свидетельствует о том, что такой участок не является территорией общего пользования. Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости обязательным не является.
Согласно доводам заявителя жалобы, испрашиваемые заявителем земельные участки находятся в зоне Р-2, предназначенной для организации мест отдыха населения, то есть является территорией, которой пользуется неограниченный круг лиц и которая не предусматривает размещение торговых объектов.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из приведенных норм права, нахождение земельного участка в границах той или иной территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки, определяет режим его использования в соответствии с градостроительным регламентом и само по себе не влияет на ограничение оборотоспособности участка, запрет на приватизацию земельного участка закон связывает не с нахождением его в границах той или иной территориальной зоны, а с вхождением земельного участка в состав, в частности, земель общего пользования, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Поскольку вопрос отнесения спорных земельных участков к территории общего пользования предметом исследования и оценки судов не являлся, вывод судов о недоказанности Министерством невозможности приватизации спорных земельных участков, также является преждевременным.
При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, вынесенными на основании полного и всестороннего исследования материалов дела, а содержащиеся в них выводы - соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд, решение и постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 287 АПК РФ кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
При новом рассмотрении необходимо устранить отмеченные недостатки, всесторонне и полно исследовать все обстоятельства дела и в соответствии со статьей 71 АПК РФ принять судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 по делу N А55-10790/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)