Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-1338/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. по делу N А55-1338/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Маненков Е.В., доверенность от 21.01.2014 г. N 42;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
- от ФГБУ "ФКП Росреестра" - извещен, не явился;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился;
- от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2014 года по делу N А55-1338/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица:
ФГБУ "ФКП Росреестра", город Самара,
Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара,
Министерства строительства Самарской области, город Самара,
Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, город Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности,

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22.11.2013 года N 01/583/2013-746 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества -земельный участок на кадастровых планах (кадастровых картах) территории кадастрового квартала N 63:01:0718001, площадью 5 158 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Мало-Каменная и об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества -земельный участок, на кадастровых планах (кадастровых картах) территории кадастрового квартала N 63:01:0718001, с кадастровым номером 63:01:0718001:1066, площадью 5 158 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Мало-Каменная.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что согласно данным государственного кадастра недвижимости (далее -ГКН) на заявленном к государственной регистрации земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, основания для проведения заявленной государственной регистрации у регистратора отсутствовали.
Податель жалобы считает, что обстоятельства, на которые ссылается суд, не подтверждают наличие прямой связи между объектом дорожного хозяйства и спорным земельным участком.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области также подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2014 года по делу N А55-1338/2014 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента.
В апелляционной жалобе указывает, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Податель жалобы ссылается на то, что доказательств формирования земельного участка на кадастровых планах (кадастровых картах) территории кадастрового квартала 63:01:0718001, площадью 5158 кв. м в соответствии с документацией по планировке территории, а также с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог Департаментом в материалы дела не было представлено.
По мнению подателя жалобы, учитывая, что в целях разграничения государственной собственности на землю правовое значение имеет наличие на соответствующем земельном участке здания, строения, сооружения, статья 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, закрепляющая исчерпывающий перечень объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности соответствующему публичному образованию, не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, на котором располагается переулок (улица).
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Министерства имущественных отношений Самарской области не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию городской округ Самара принадлежит на праве собственности объект дорожного хозяйства - улица Мало-Каменная, протяженностью 525 кв. м, расположенная по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Мало-Каменная, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АЛ N 286810 (л.д. 10).
Статус улицы Мало-Каменной, протяженностью 525 кв. м, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Мало-Каменная, в границах ул. Черемшанская до ул. Трудовая, в качестве сооружения (объекта дорожного хозяйства) подтверждается кадастровым паспортом (л.д. 14).
Под указанным сооружением в установленном законом порядке сформирован земельный участок площадью 5 158 кв. м с видом разрешенного использования - объект дорожного хозяйства - улица Мало-Каменная, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 14-15).
09.10.2013 года заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Мало-Каменная, с кадастровым номером 63:01:0718001, площадью 5158 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Мало-Каменная. (л.д. 11).
Сообщением от 22.11.2013 года N 01/583/2013-746 Департаменту управления имуществом городского округа Самара отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Мало-Каменная, с кадастровым номером 63:01:0718001, площадью 5 158 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Мало-Каменная. (л.д. 12-13).
При принятии решения об удовлетворении заявленных Департаментом требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
По мнению заинтересованного лица, заявителем не представлено на государственную регистрацию документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества - сооружения улица Мало-Каменная, право собственности на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0718001. Данный довод суд считает необоснованным.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право собственности Муниципального образования городской округ Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Мало-Каменная зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Право собственности Муниципального образования городской округ Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства - улица Мало-Каменная зарегистрировано в установленном законом порядке.
Кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка N 63:01:0718001 от 24.06.2013 года вид разрешенного использования земельного участка определен под объект дорожного хозяйства - улица Мало-Каменная.
Факт нахождения на спорном земельном участке указанного объекта подтверждается также сравнительным анализом сведений содержащихся в кадастровом паспорте сооружения (л.д. 62) и межевом плане земельного участка (л.д. 94).
С учетом указанных обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что довод заинтересованного лица о не предоставлении на государственную регистрацию документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества - сооружения улица Мало-Каменная, право собственности на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0718001, является необоснованным.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявителем на государственную регистрацию представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона для регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 2.10.2014 года по делу N А55-28460/2013, от 13.10.2014 года по делу N А55-2060/2014.
Доводы, приведенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2014 года по делу N А55-1338/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)