Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2014 ПО ДЕЛУ N А09-11078/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2014 г. по делу N А09-11078/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Капустиной Л.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии представителя истца - закрытого акционерного общества "Брянский арсенал" (город Брянск, ОГРН 1113256018182, ИНН 3250526497) - Румянцевой А.П. (доверенность от 24.03.2014 N 32/14), в отсутствие ответчиков - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597) (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) (далее - Управление Росреестра по Брянской области) и третьих лиц - Правительства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) (далее - правительство), муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации (город Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), муниципального образования "Журиничское сельское поселение" в лице администрации сельского поселения Журиничское (село Журиничи Брянского района Брянской области, ОГРН 1133256012009, ИНН 3245512393), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства (регистрационный номер 20АП-4730/2014) на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.06.2014 по делу N А09-11078/2013 (судья Земченкова Г.В.),

установил:

следующее.
ЗАО "Брянский арсенал" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031806:143, площадью 315 839 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская область, город Брянск, Советский район, улица Калинина, дом 98, равной его рыночной стоимости в сумме 214 000 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 32:02:0540307:69, площадью 98 025 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, Журиничский лесхоз, Кульневское лесничество, кв. 83 о/л "Березка", разрешенное использование - под существующим оздоровительным лагерем, равной его рыночной стоимости в сумме 1 200 000 рублей и возложении на ответчиков обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) (том 1, л.д. 3-8, 30; том 2, л.д. 176-177; том 4, л.д. 16-17).
Определением суда от 27.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство, муниципальное образование "город Брянск" в лице Брянской городской администрации, муниципальное образование "Журиничское сельское поселение" в лице администрации сельского поселения Журиничское (том 2, л.д. 132-133).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.06.2014 исковые требования к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031806:143, площадью 315 839 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская область, город Брянск, Советский район, улица Калинина, дом 98, равная его рыночной стоимости в сумме 214 000 000 рублей. На ФГБУ"ФКП Росреестра" по Брянской области возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 315 839 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, город Брянск, Советский район, улица Калинина, дом 98, категория земель - земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в сумме 214 000 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0540307:69, площадью 98 025 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, Журиничский лесхоз, Кульневское лесничество, кв. 83 о/л "Березка", разрешенное использование - под существующим оздоровительным лагерем, равная его рыночной стоимости в сумме 1 200 000 рублей. На ФГБУ"ФКП Росреестра" по Брянской области возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 98 025 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, Журиничский лесхоз, Кульневское лесничество, кв. 83 о/л "Березка", разрешенное использование - под существующим оздоровительным лагерем, равной его рыночной стоимости в сумме 1 200 000 рублей.
В удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Брянской области отказано (том 4, л.д. 62-70).
Не согласившись с указанным судебным актом в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером 32:02:540307:69, правительство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 20.06.2014 в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований в отношении данного земельного участка (том 4, л.д. 85-88).
Заявитель жалобы полагает, что экспертом при проведении экспертизы были допущены нарушения.
По мнению заявителя, пояснения эксперта, представленные на возражение правительства, не устраняют указанные замечания по экспертному заключению.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что расчет рыночной стоимости объекта, произведенный по результатам проведенной экспертизы, не отражает реальной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:02:540307:69, площадью 98 025 кв. м.
От ЗАО "Брянский арсенал" в Двадцатый арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (том 4, л.д. 107-108).
Истец считает выводы экспертного заключения законными и обоснованными, а доводы правительства о том, что расчет рыночной стоимости земельного участка, произведенный проведенной экспертизой, не отражает реальной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:02:540307:69, площадью 98 025 кв. м, - безосновательными.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца не согласился с доводами жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Ответчики и третьи лица в судебное заседание не явились.
От правительства в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство об объявлении в судебном заседании перерыва или отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью подготовки пояснений на отзыв, а также невозможностью явки представителя в судебное заседание, назначенное на 28.08.2014 (том 4, л.д. 105).
Заявленное правительством ходатайство об отложении судебного заседания отклонено судом апелляционной инстанции на основании статей 9, 59, 159 АПК РФ, поскольку ответчик, являясь юридическим лицом и государственным органом, вправе обеспечить участие в деле другого представителя, и лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Управление Росреестра по Брянской области направило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (том 4, л.д. 111), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 АПК РФ.
Апелляционная жалоба, с учетом отсутствия возражений со стороны представителя истца, рассматривалась в отсутствие ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 20.06.2014 проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
ЗАО "Брянский арсенал" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 32:28:0031806:143, площадью 315 839 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Брянская область, город Брянск, Советский район, улица Калинина, дом 98, с кадастровым номером 32:02:0540307:69, площадью 98 025 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, Журиничский лесхоз, Кульневское лесничество, кв. 83 о/л "Березка", разрешенное использование - под существующим оздоровительным лагерем, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.04.2012 серии 32-АЖ N 052294, от 16.04.2012 серии 32-АЖ N 083912 9том 1, л.д. 112,113).
Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
Постановлением Администрации Брянской области от 07.04.2010 N 341 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки особо охраняемых территорий и объектов" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Брянской области.
В соответствии с указанными постановлениями в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости земельных участков. В результате проведенной государственной оценки, согласно кадастровым паспортам спорных земельных участков, выданным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области (том 1, л.д. 33-57, 58-59):
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031806:143 по состоянию на 01.01.2012 составляет 382 165 190 рублей;
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0540307:69 по состоянию на 01.01.2008 составляет 13 010 825 рублей 25 копеек.
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, ЗАО "Брянский арсенал" обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточнения заявленных требований) (том 1, л.д. 3-8, 30; том 2, л.д. 176-177; том 3, л.д. 16-17).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Определением суда от 07.04.2014 по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков, проведение которой поручено ЗАО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки" (том 2, л.д. 174, 187-190).
Согласно поступившему в суд заключению эксперта ЗАО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки" от 05.05.2014 N 21 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031806:143, площадью 315 839 кв. м, по состоянию на 01.01.2012 составляет 214 000 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 32:02:0540307:69, площадью 98 025 кв. м, по состоянию на 01.01.2008 составляет 1 200 000 рублей (том 3, л.д. 6-50-134).
Оценив заключение эксперта ЗАО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки" от 05.05.2014 N 21 с учетом пояснительной записки эксперта от 06.06.2014 N 226/06-2014 при отсутствии противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности представленного в суд экспертного заключения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с выводами заключения эксперта, вместе с тем правительством ходатайство о назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы в установленном порядке ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций заявлено не было.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает заключение эксперта ЗАО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки" от 05.05.2014 N 21 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031806:143, площадью 315 839 кв. м, по состоянию на 01.01.2012 составляет 214 000 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 32:02:0540307:69, площадью 98 025 кв. м, по состоянию на 01.01.2008 составляет 1 200 000 рублей (том 3, л.д. 6-50-134).
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ЗАО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки" от 05.05.2014 N 21, уточнения истцом заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031806:143, площадью 315 839 кв. м, по состоянию на 01.01.2012 в размере 214 000 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 32:02:0540307:69, площадью 98 025 кв. м, по состоянию на 01.01.2008 в размере 1 200 000 рублей.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный надзор; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделены полномочиями органа кадастрового учета.
То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области", а исковые требования к Управлению Росреестра по Брянской области оставил без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - правительством.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 20.06.2014 по делу N А09-11078/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)