Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кравченко А.И.
судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Ельницкой Н.Н., Ковалева С.А.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского края к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, ООО "Содействие" о признании недействительными распоряжений о предоставлении земельного участка, договора аренды земельного участка, применить последствия его недействительности
по апелляционному представлению прокурора
на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 4 октября 2013 года, которым в удовлетворении иска отказано
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., выслушав прокурора Верхотину Н.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, возражения представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор Приморского края обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что распоряжением Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "Содействие" предоставлен в аренду на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером N площадью 2498 кв. м, расположенный примерно в 36 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством (для размещения и эксплуатации гостевой стоянки автотранспортных средств). Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N срок аренды земельного участка увеличен до 3 лет. 21.09.2012 между Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и ООО "Содействие" заключен договор N аренды данного земельного участка на срок с 17.05.2012 по 16.05.2015, который зарегистрирован в ЕГРП 26.12.2012. Расстояние от ближайшей границы земельного участка, переданного ООО "Содействие", до спортивной площадки, расположенной в районе дома <адрес>, составляет 1,5 - 9 м. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлены разрывы от автостоянок до объектов застройки, в том числе площадок для спорта, величина которых зависит от вместимости автостоянки. Вместимость автостоянки определяется в соответствии с пунктом 6.39 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820, пунктом 8.6.7 Региональных нормативов градостроительного проектирования в Приморском крае, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 21.05.2010 N 185-па, согласно которым размеры земельных участков для наземных автостоянок следует принимать из расчета 25 кв. м на одно машино-место. Расчетная вместимость автостоянки на предоставленном земельном участке составляет 100 машино-мест (2498 кв. м: 25 кв. м). Согласно таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" разрыв от автостоянок вместимостью от 50 до 100 машино-мест до территории площадок для спорта должен составлять не менее 50 метров.
Таким образом, при предоставлении данного земельного участка не были соблюдены указанные требования земельного и санитарного законодательства, что создало угрозу нарушения в процессе использования земельного участка для размещения автостоянки прав неопределенного круга лиц, посещающих данную спортивную площадку, на благоприятную среду обитания.
В связи с указанным, прокурор просил признать недействительными распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>"; распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 06.09.2012 N "О внесении изменений в распоряжение департамента земельных отношений, государственного N 04-Ю-15748 от 21.09.2012 аренды земельного участка с кадастровым номером N, заключенный между Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и ООО "Содействие". Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возложения обязанности на ООО "Содействие" возвратить по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером N площадью 2498 кв. м, расположенный примерно в 36 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка по адресу: <адрес>, Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, а на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - принять данный земельный участок.
В судебном заседании прокурор иск поддержал и пояснил, что земельный участок расположен в непосредственной близости от спортивной площадки и используется под коммерческую автостоянку. Данный участок не находится на придомовой территории поэтому не подходит под понятие гостевой автостоянки.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края иск не признал, указав, что нарушений при издании распоряжения и при заключении договора аренды не допущено. Спортивная площадка на кадастровом учете не состоит, ее координаты на местности не определены, таким образом утверждение о том, что она расположена на расстоянии 1,5 - 9 м от предоставленного Обществу земельного участка ничем не подтверждено. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливают санитарных разрывов для гостевых стоянок жилых домов.
Представитель ООО "Содействие" иск не признал, указав, что Общество изначально обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения гостевой стоянки автотранспортных средств. Процесс формирования земельного участка в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ включал в себя и многочисленные судебные разбирательства, во исполнение которых в конечном итоге земельный участок был сформирован и в дальнейшем предоставлен Обществу. Иск не основан на законе, поскольку п. 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не применяется для гостевых стоянок жилых домов.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился прокурор, подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы в отношении объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания.
Пунктом 7.1.12 названных СанПин разделом "Сооружения санитарно- технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг" определено, что разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1.
Соответствующий разрыв, в том числе от открытых автостоянок определен в зависимости от их вместимости машино-мест и объектов, до которых исчисляется разрыв. Исходя из вместимости машино-мест от 50 до 100 разрыв до территории спортивной площадки должен составлять 50 метров.
Вместе с тем из п. 11 примечаний к данной таблице следует, что для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.
Принимая решение об отказе в иске суд согласился с доводами ответчиков, что спорный земельный участок используется под гостевую автостоянку, следовательно, доводы прокурора о том, что при предоставлении земельного участка с кадастровым номером N не учтены установленные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования, не состоятельны.
Судебная коллегия с данными выводами суда не может согласиться.
Понятие гостевым стоянкам дано в СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820), это открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых домов.
Из материалов дела следует, что расчетная вместимость автостоянки на предоставленном земельном участке составляет 100 машино-мест (2498 кв. м: 25 кв. м), а земельный участок с кадастровым номером N не находится на придомовой территории близрасположенных жилых домов, поэтому по смыслу закона не может использоваться под гостевую автостоянку.
Напротив, в судебном заседании установлено, что данная стоянка является коммерческой, охраняемой (как следует из представленных прокурором фотоматериалов). Представитель ООО "Содействие" в судебном заседании подтвердил данный факт, пояснив, что данной автостоянкой за плату пользуется неограниченный круг лиц (а не только жители близрасположенного дома).
Таким образом, изначально, при издании Распоряжения 17.05.2012 N о предоставлении спорного земельного участия в аренду ООО "Содействие" для использования под гостевую автостоянку, были нарушены требования действующего законодательства, поскольку данный земельный участок не располагался на придомовой территории, месторасположение ООО "Содействие" не совпадает с данным участком, Общество изначально планировало использовать участок под коммерческую стоянку и для этой цели использует его в течение всего периода аренды.
Следовательно, издание последующего Распоряжения от 06.09.2012 N и заключение договора N от 21.09.2012 аренды земельного участка с кадастровым номером N произведено с нарушением действующего законодательства в связи с несоблюдением при предоставлении земельного участка требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", что создало угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, посещающих близлежащую спортивную площадку, на благоприятную среду обитания.
В связи с указанным, решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения по делу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 4 октября 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать недействительными распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 17.05.2012 N "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>"; распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 06.09.2012 N "О внесении изменений в распоряжение департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 17.05.2012 N"; договор N от 21.09.2012 аренды земельного участка с кадастровым номером N, заключенный между Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и ООО "Содействие". Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возложения обязанности на ООО "Содействие" возвратить по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером N площадью 2498 кв. м, расположенный примерно в 36 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка по адресу: <адрес>, Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, а на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - принять данный земельный участок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-183(33-11073)
Требование: О признании недействительными распоряжений о предоставлении земельного участка, договора аренды земельного участка и применении последствий его недействительности.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2014 г. по делу N 33-183(33-11073)
Судья Кравченко А.И.
судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Ельницкой Н.Н., Ковалева С.А.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского края к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, ООО "Содействие" о признании недействительными распоряжений о предоставлении земельного участка, договора аренды земельного участка, применить последствия его недействительности
по апелляционному представлению прокурора
на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 4 октября 2013 года, которым в удовлетворении иска отказано
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., выслушав прокурора Верхотину Н.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, возражения представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор Приморского края обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что распоряжением Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "Содействие" предоставлен в аренду на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером N площадью 2498 кв. м, расположенный примерно в 36 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством (для размещения и эксплуатации гостевой стоянки автотранспортных средств). Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N срок аренды земельного участка увеличен до 3 лет. 21.09.2012 между Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и ООО "Содействие" заключен договор N аренды данного земельного участка на срок с 17.05.2012 по 16.05.2015, который зарегистрирован в ЕГРП 26.12.2012. Расстояние от ближайшей границы земельного участка, переданного ООО "Содействие", до спортивной площадки, расположенной в районе дома <адрес>, составляет 1,5 - 9 м. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлены разрывы от автостоянок до объектов застройки, в том числе площадок для спорта, величина которых зависит от вместимости автостоянки. Вместимость автостоянки определяется в соответствии с пунктом 6.39 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820, пунктом 8.6.7 Региональных нормативов градостроительного проектирования в Приморском крае, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 21.05.2010 N 185-па, согласно которым размеры земельных участков для наземных автостоянок следует принимать из расчета 25 кв. м на одно машино-место. Расчетная вместимость автостоянки на предоставленном земельном участке составляет 100 машино-мест (2498 кв. м: 25 кв. м). Согласно таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" разрыв от автостоянок вместимостью от 50 до 100 машино-мест до территории площадок для спорта должен составлять не менее 50 метров.
Таким образом, при предоставлении данного земельного участка не были соблюдены указанные требования земельного и санитарного законодательства, что создало угрозу нарушения в процессе использования земельного участка для размещения автостоянки прав неопределенного круга лиц, посещающих данную спортивную площадку, на благоприятную среду обитания.
В связи с указанным, прокурор просил признать недействительными распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>"; распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 06.09.2012 N "О внесении изменений в распоряжение департамента земельных отношений, государственного N 04-Ю-15748 от 21.09.2012 аренды земельного участка с кадастровым номером N, заключенный между Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и ООО "Содействие". Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возложения обязанности на ООО "Содействие" возвратить по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером N площадью 2498 кв. м, расположенный примерно в 36 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка по адресу: <адрес>, Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, а на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - принять данный земельный участок.
В судебном заседании прокурор иск поддержал и пояснил, что земельный участок расположен в непосредственной близости от спортивной площадки и используется под коммерческую автостоянку. Данный участок не находится на придомовой территории поэтому не подходит под понятие гостевой автостоянки.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края иск не признал, указав, что нарушений при издании распоряжения и при заключении договора аренды не допущено. Спортивная площадка на кадастровом учете не состоит, ее координаты на местности не определены, таким образом утверждение о том, что она расположена на расстоянии 1,5 - 9 м от предоставленного Обществу земельного участка ничем не подтверждено. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливают санитарных разрывов для гостевых стоянок жилых домов.
Представитель ООО "Содействие" иск не признал, указав, что Общество изначально обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения гостевой стоянки автотранспортных средств. Процесс формирования земельного участка в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ включал в себя и многочисленные судебные разбирательства, во исполнение которых в конечном итоге земельный участок был сформирован и в дальнейшем предоставлен Обществу. Иск не основан на законе, поскольку п. 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не применяется для гостевых стоянок жилых домов.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился прокурор, подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы в отношении объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания.
Пунктом 7.1.12 названных СанПин разделом "Сооружения санитарно- технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг" определено, что разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1.
Соответствующий разрыв, в том числе от открытых автостоянок определен в зависимости от их вместимости машино-мест и объектов, до которых исчисляется разрыв. Исходя из вместимости машино-мест от 50 до 100 разрыв до территории спортивной площадки должен составлять 50 метров.
Вместе с тем из п. 11 примечаний к данной таблице следует, что для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.
Принимая решение об отказе в иске суд согласился с доводами ответчиков, что спорный земельный участок используется под гостевую автостоянку, следовательно, доводы прокурора о том, что при предоставлении земельного участка с кадастровым номером N не учтены установленные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования, не состоятельны.
Судебная коллегия с данными выводами суда не может согласиться.
Понятие гостевым стоянкам дано в СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820), это открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых домов.
Из материалов дела следует, что расчетная вместимость автостоянки на предоставленном земельном участке составляет 100 машино-мест (2498 кв. м: 25 кв. м), а земельный участок с кадастровым номером N не находится на придомовой территории близрасположенных жилых домов, поэтому по смыслу закона не может использоваться под гостевую автостоянку.
Напротив, в судебном заседании установлено, что данная стоянка является коммерческой, охраняемой (как следует из представленных прокурором фотоматериалов). Представитель ООО "Содействие" в судебном заседании подтвердил данный факт, пояснив, что данной автостоянкой за плату пользуется неограниченный круг лиц (а не только жители близрасположенного дома).
Таким образом, изначально, при издании Распоряжения 17.05.2012 N о предоставлении спорного земельного участия в аренду ООО "Содействие" для использования под гостевую автостоянку, были нарушены требования действующего законодательства, поскольку данный земельный участок не располагался на придомовой территории, месторасположение ООО "Содействие" не совпадает с данным участком, Общество изначально планировало использовать участок под коммерческую стоянку и для этой цели использует его в течение всего периода аренды.
Следовательно, издание последующего Распоряжения от 06.09.2012 N и заключение договора N от 21.09.2012 аренды земельного участка с кадастровым номером N произведено с нарушением действующего законодательства в связи с несоблюдением при предоставлении земельного участка требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", что создало угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, посещающих близлежащую спортивную площадку, на благоприятную среду обитания.
В связи с указанным, решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения по делу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 4 октября 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать недействительными распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 17.05.2012 N "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>"; распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 06.09.2012 N "О внесении изменений в распоряжение департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 17.05.2012 N"; договор N от 21.09.2012 аренды земельного участка с кадастровым номером N, заключенный между Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и ООО "Содействие". Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возложения обязанности на ООО "Содействие" возвратить по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером N площадью 2498 кв. м, расположенный примерно в 36 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка по адресу: <адрес>, Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, а на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - принять данный земельный участок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)