Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.06.2015 N 33-2469/2015

Требование: Об установлении сервитута в отношении земельных участков, взыскании денежных средств за пользование землей.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцы ссылаются на создание препятствий в пользовании земельными участками.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. N 33-2469/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Филипчук С.А.,
судей Герцева А.И., Борисовой О.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч.Е., Ч.С. к ОАО "Газпром газораспределение Белгород" об установлении сервитута
по апелляционной жалобе Ч.Е., Ч.С.
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 5 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи Филипчук С.А., объяснения представителя ОАО "Газпром газораспределение Белгород" - Р., считавшего жалобу необоснованной, судебная коллегия

установила:

Ч.Е. и Ч.С. на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доле каждому принадлежат земельные участки площадью <данные изъяты> кв. м и <данные изъяты> кв. м, расположенные в <адрес>. Указанные земельные участки образованы из земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. По данным земельным участкам проходит подземный газопровод. Общая площадь охранной зоны газопровода составляет <данные изъяты> кв. м.
Ч.Е. и Ч.С. обратились в Октябрьский районный суд города Белгорода с иском к ОАО "Газпром газораспределение Белгород" об установлении сервитута в отношении принадлежащих им земельных участков и взыскании с ответчика денежных средств за пользование землей в размере <данные изъяты> рублей.
Решением суда от 05 марта 2015 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие его выводов обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела по приведенным в жалобе доводам, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, которым установлено, что ответчик является собственником газопровода протяженностью <данные изъяты> м, построенного в ДД.ММ.ГГГГ году. Частично указанный газопровод проходит под земельными участками истцов. Эти земельные участки образованы из земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, который сформирован до строительства газопровода и имеет разрешенный вид использования - индивидуальное жилищное строительство. Доказательств того, что в связи с наличием спорного участка подземного газопровода земельные участки невозможно использовать в соответствии с их назначением - ИЖС, истцами не представлено. Между тем истцы в своем исковом заявлении и в судебном заседании ссылались на создание им препятствий в пользовании земельными участками. Требований об устранении препятствий истцами не заявлено. Утверждения о созданных им препятствиях приведены в качестве обоснования требования о взимании платы за пользование землей.
Отказ в удовлетворении данного иска судебная коллегия признает правильным по следующим основаниям.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56).
Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" устанавливает, что федеральная система газоснабжения - это совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, в том числе газораспределительных систем (часть первая статьи 5).
Статья 2 названного Федерального закона, раскрывая используемые в этом Законе понятия, определяет газораспределительную систему как имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (абзац пятый); охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения (абзац девятый).
В соответствии с частью шестой статьи 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно статье 32 данного Федерального закона органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения; вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается (части третья, четвертая, пятая).
Из приведенных законоположений следует, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах.
Таким образом, ограничения прав собственника на земельный участок, на котором размещен объект системы газоснабжения, включающий в том числе наружный газопровод, установлены федеральными законами.
Правительство Российской Федерации, определяя порядок установления охранных зон объектов систем газоснабжения, обеспечило тем самым исполнение требований действующего законодательства, которое в полной мере является обязательным для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.




































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)