Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.11.2014 ПО ДЕЛУ N 3-46-2014

Требование: Об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок. На основании приказа органа исполнительной власти субъекта РФ утверждены результаты кадастровой стоимости участка. Независимой экспертизой установлена иная стоимость участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. по делу N 3-46-2014


Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Диденко И.А.,
при секретаре судебного заседания Ж.,
с участием:
представителя заявителя Л.В.Г. по доверенности - С.,
представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности по доверенности - Г.,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности - П.А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.В.Г. об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

установил:

Л.В.Г. обратился в суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, 3-им лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования <...>, департаменту имущественных отношений Краснодарского края об определении и кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заявление мотивировано тем, что Л.В.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, для размещения объектов придорожного сервиса, общей площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, ул. <...>, 105 "Б", свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АИ <...> выдано <...> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
На основании Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...> N 1756, вступившим в силу 01.01.2012 г., утверждены результаты кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, установленной на 01.01.2011 г. в размере 41801955 рублей.
Проведенной независимым экспертом оценкой рыночной стоимости земельного участка установлено, что она составляет 12152000 рубля.
Просил суд обязать ответчика изменить по состоянию на 01.01.2011 г. внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, ул. <...>, 105 "Б" с кадастровым номером <...> на его рыночную стоимость в размере 12152000 рублей на основании отчета 14-8/1 и обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 г.
В судебном заседании представитель Л.В.Г. по доверенности С.просил рассмотреть данные требования в порядке главы 25 ГПК РФ (л.д. 11), поддержал заявленные требования в полном объеме, по мотивам изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности П.А.С. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Г. возражала против удовлетворения заявленных требований, не согласен рассматривать данное заявление по главе 25 ГПК РФ, полагает, что заявитель выполнил процедуру, предоставил отчет и экспертизу, но сумма слишком занижена спорного земельного участка, бюджет будет терять налоги.
Аналогичная позиция изложена в письменной отзыве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований - представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа, который в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ, полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> категория земель - земли населенных пунктов, для размещения объектов придорожного сервиса, общей площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, ул. <...>, 105 "Б".
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка площадью 1500 кв. м с кадастровым номером <...> установлена в размере 41801955,00 рублей.
Судом установлено, Л.В.Г. не оспаривает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в строгом соответствии с требованиями нормативных документов.
В то же время, заявителем представлен в материалы дела отчет об оценке ООО "Межрегиональный центр экспертиз и консалтинга "ЭКСКО" <...> от 06.08.2014 г., согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 12152 000 руб. по состоянию на 01.01.2011 г., а также экспертное заключение <...> от 13.08.2014, подготовленный СРО "НП "Межрегиональный союз оценщиков", согласно которому отчет об оценке ООО "Межрегиональный центр экспертиз и консалтинга "ЭКСКО" <...> от <...> соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов.
Федеральным законом от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 года N 1047-О-О установлено, что правила определения кадастровой стоимости земельных участков, закрепленные в статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, не противоречат Конституции Российской Федерации.
В настоящее время кадастровая стоимость земельных участков земель населенных пунктов установлена на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Соответствующая кадастровая стоимость согласно данному нормативному правовому акту определена по состоянию на 01.01.2011 г.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
При этом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Доказательств несоответствия отчета об оценке ООО "Межрегионального центра экспертиз и консалтинга "ЭКСКО" <...> от 06.08.2014 г. по определению рыночной стоимости спорного земельного участка требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, лицами участвующими в деле, не представлено.
Ответчики в ходе рассмотрения дела выводы, сделанные экспертом В., не оспаривали, возражений против отчета о рыночной стоимости земельного участка не заявили. Рыночная стоимость спорного земельного участка установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, поскольку судом не установлено нарушений при составлении отчета об оценке ООО "Межрегиональный центр экспертиз и консалтинга "ЭКСКО" <...> от 06.08.2014 г. по определению рыночной стоимости земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, ул. <...>, 105"Б", достоверность и правильность данного отчета подтверждена экспертным заключением N 197\\10-14 от <...> года, выполненным СРО "НП "Межрегиональный союз оценщиков", суд считает возможным установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в соответствии с отчетом оценщика в размере 12152 000 рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу (Определение от 1 марта 2011 года N 280-О-О и др.).
Не лишает налогоплательщика права на установление кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном ее рыночной стоимости, так же как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ему принадлежащего, или ошибки в кадастровых сведениях (Определение Конституционного суда РФ N 1555-0 от 03.07.2014 г.)
Суд не может согласиться с требованиями заявителя об обязании органа внести рыночную стоимость спорного объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, поскольку предварительного обращения заявителя в орган исполнительной власти с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков не было.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость (например, налоговых, связанных с арендой и т.д.), ее новый размер может применяться с момента вступления в силу решения суда по соответствующему делу либо с момента внесения в государственный кадастр недвижимости, если ее размер был пересмотрен комиссией.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Л.В.Г. об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, ул. <...>, 105"Б", категория земель - земли населенных пунктов, для размещения объектов придорожного сервиса, равной его рыночной стоимости в размере 12152 000 рублей.
В остальной части требований Л.В.Г. - отказать.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости, действительных с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения.

Судья
Краснодарского краевого суда
И.А.ДИДЕНКО

Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2014 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)