Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2015 N 08АП-2693/2015 ПО ДЕЛУ N А70-10286/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2015 г. N 08АП-2693/2015

Дело N А70-10286/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2693/2015) открытого акционерного общества "Тюменьторф" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.01.2015 по делу N А70-10286/2014 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Тюменьторф" (ОГРН 027200812022, ИНН 7202067890)
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области
о признании незаконным оформленного письмом от 18.07.2014 N 140718055/10-2 решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:17:0704006:0065
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Петров Сергей Александрович по доверенности б/н от 15.01.2015 сроком действия на три года;
- от заинтересованного лица: представитель не явился;

- установил:

Открытое акционерное общество "Тюменьторф" (далее - ОАО "Тюменьторф", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации Тюменской области (Департамент имущественных отношений, заинтересованное лицо) о признании недействительным оформленного письмом от 18.07.2014 N 140718055/10-2 решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:17:0704006:0065.
Решением от 12.01.2015 по делу N А70-10286/2014 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование решения суд указал на то, что в собственность могут быть предоставлены только земельные участки, на которых расположены линейные объекты, принадлежащие на праве собственности заявителям.
В апелляционной жалобе ОАО "Тюменьторф" просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку суть требований обусловлена изменениями, внесенными в пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи на право собственности по ценам, устанавливаемым субъектами Российской Федерации в размере от 5 до 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; указанная норма права касается земельных участков, на которых расположены особые объекта и представляет собой специальную льготу, устанавливаемую в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий; указанная льгота подлежит применению независимо от того, является ли юридическое лицо, переоформляющее право постоянного (бессрочного) пользования собственником линейных объектов или нет.
Департамент имущественных отношений в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, поскольку земельные участки под опарами линий электропередач являются смежными по отношению к спорному земельному участку, линии электропередач находятся в собственности иных лиц, а не заявителя, в собственности заявителя на спорном участке никаких объектов недвижимости не имеется.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Надлежащим образом уведомленный Департамент имущественных отношений явку своего представителя в процесс не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие данного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. ОАО "Тюменьторф" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений об обязании заключить договоры купли-продажи на земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1708011:19, 72:1761708012:1772, 72:17:0704006:0065 по цене из расчета 2,5% кадастровой стоимости каждого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2012 по делу N А70-4405/2012 исковые требования удовлетворены. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 решение суда было отменено, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку в рамках дела N А70-4405/2012 участвовали те же лица, суд апелляционной инстанции исходит из того, что установленные в рамках названного дела обстоятельства не подлежат доказыванию вновь и считаются установленными.
Таким образом, в рамках дела N А70-4405/2012 было установлено, что согласно государственному акту на право пользования землей N А-1 N 389531 от 16.05.1986, выданному Исполнительным комитетом Тюменского районного (городского) Совета народных депутатов, объединению Тюменьторф предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 1 811 га., расположенный по адресу: Тюменский район, 12 км. Велижанского тракта для организации подсобного сельского хозяйства.
В процессе кадастровых работ из данного земельного участка были образованы 4 участка с номерами 72:17:1708011:19, 72:17:1708012:1772, 72:17:0704006:0065, 72:17:0000000:741.
В материалы настоящего дела представлена кадастровая выписка на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0704006:0065, местоположение: Тюменская область, г. Тюмень, 12 км Велижанского тракта, согласно которому площадь земельного участка 2 700 000 кв. м +/- 14 378 кв. м, разрешенное использование - для организации подсобного сельского хозяйства (л.д. 17).
Как следует из схематического материала к кадастровой выписке и не оспаривается лицами, участвующими в деле, через спорный земельный участок проходит линия электропередачи (ЛЭП) ВЛ-220 кВ "Тюмень-Тавда" и ЛЭП ВЛ-110 кВ "Тюмень-Караганда" (л.д. 18-20).
Судя из письма ОАО ЭиЭ "Тюменьэнерго" филиал "Тюменские распределительные сети" от 23.07.2014 N Т13/01/5638 и свидетельств о государственной регистрации 72 НК N 116126, 72 НВ N 906868 собственником ЛЭП ВЛ-220 кВ "Тюмень-Тавда" является ОАО "Тюменская магистральная сетевая компания", собственником ЛЭП ВЛ-110 кВ "Тюмень-Караганда" - ОАО "Тюменьэнерго" (л.д. 57-59).
При этом под каждой из восьми опор данной ЛЭП выделены (вырезаны) самостоятельные земельные участки, которые не являются частями земельного участка Общества, что заявителем не опровергается.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 постановления Правительства Тюменской области от 26.12.2007 N 336-п Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность вышеназванного земельного участка по цене, рассчитанной исходя из 17-кратной ставки земельного налога, установленной для случаев продажи земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых линейными объектами (л.д. 56).
Решением, оформленным письмом от 18.07.2014 N 140718055/10-2, Департамент имущественных отношений отказал заявителю в предоставлении в собственность спорного земельного участка по указанной цене (л.д. 44-45).
Свой отказ Департамент мотивировал тем, что действующее законодательство устанавливает возможность приобретения в собственность земельных участков по указанной цене только собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках; через земельный участок проходит линия ЛЭП, на которую документы не предоставлены; предоставление земельного участка заявителю приведет к ограничению прав собственников ЛЭП, проходящих через данный участок.
Полагая оспариваемый отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.01.2015 по делу N А70-10286/2014 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Указанное решение обжаловано заявителем в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение суда не подлежащим отмене, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказывает исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действующему в спорный период) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает возможность продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, которые являются собственниками расположенных на этих участках зданий, строений и сооружений, в том числе при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Согласно пункту 2 названной статьи до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Постановлением Правительства Тюменской области от 26.12.2007 N 336-п установлена выкупная цена земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области либо государственная собственность на которые не разграничена, при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках. Указанная цена определяется в размере, равном в г. Тюмени - семнадцатикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает возможность продажи, в том числе при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования, земельного участка с расположенными на нем зданиями, строениями, сооружениями, находящегося в государственной или муниципальной собственности по льготным ценам, только лицу, которое является собственником указанных зданий, строений и сооружений. Указанная продажа осуществляется по цене, рассчитанной исходя из семнадцатикратной ставки земельного налога.
Как было выше сказано, собственником ЛЭП ВЛ-220 кВ "Тюмень-Тавда" является ОАО "Тюменская магистральная сетевая компания", собственником ЛЭП ВЛ-110 кВ "Тюмень-Караганда" - ОАО "Тюменьэнерго".
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что поскольку заявитель не является собственником ЛЭП, проходящих через испрашиваемый земельный участок, у него отсутствует право выкупа спорного земельного участка по вышеназванной льготной цене, в том числе при переоформлении права постоянного бессрочного пользования.
По мнению подателя апелляционной жалобы, сделанному со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09, суд не учел, что внесенные законом N 212-ФЗ изменения относительно определения размера покупной цены касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железные дороги и другие объекты (линейные сооружения) и, по существу, представляют собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Однако, как было выше сказано и следует из материалов дела, заявитель не является ни собственником, ни пользователем линейных сооружений. Земельный участок предоставлен ему для ведения подсобного хозяйства. Доказательств того, что земельный участок используется заявителем для целей электроэнергетики, материалы дела не содержат, что исключает возможность говорить о необходимости применения льготных выкупных цен как специальной льготы для сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Довод заявителя о том, что ЛЭП расположены не на испрашиваемом земельном участке, а на смежных с ним участках, в силу чего выкуп земельного участка по льготной цене на права собственников сооружений не повлияет, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку специальные правила определения льготной выкупной цены как раз и установлены только в отношении земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что решение Департамента о об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:17:0704006:0065, оформленного письмом от 18.07.2014 N 140718055/10-2, соответствует действующему законодательству, в связи с чем, заявленные требования о признании его недействительным удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а в удовлетворении апелляционной жалобы суд отказывает.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тюменьторф" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.01.2015 по делу N А70-10286/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)