Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-824

Требование: Об оспаривании решения.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Кадастровая палата в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и неустановлением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, приняла решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу N 33-824


Судья: Смирнова Г.М.

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Буйнова Ю.К.,
судей Акатьевой Т.Я., Шумакова С.А.
при секретаре Н.
по докладу судьи Буйнова Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании
дело по апелляционной жалобе Г. на решение Кимрского городского суда Тверской области от 16 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Г. об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области от 12 сентября 2014 года N 6900/301/14-74052 оставить без удовлетворения".
Судебная коллегия

установила:

Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения от 12 сентября 2014 года N 6900/301/14-74052 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области и обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка из сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь <данные изъяты> кв. м, находящегося по адресу: <адрес>, Устиновское сельское поселение, южнее д. Голузино, кадастровый номер <данные изъяты>, в связи с изменением вида его разрешенного использования на другой вид: для личного подсобного хозяйства.
В обоснование заявленных требований указал, что 27 мая 2014 года им было подано заявление в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области о государственном кадастровом учете изменений земельного участка из сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь <данные изъяты> кв. м, находящегося по адресу: Тверская область, Кимрский район, Устиновское сельское поселение, южнее д. Голузино, кадастровый номер <данные изъяты>, принадлежащего ему на праве собственности, в связи с изменением вида его разрешенного использования на другой вид: для личного подсобного хозяйства. Основанием государственного кадастрового учета явилось постановление N 96 от 09 декабря 2013 года Администрации Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области. 10 июня 2014 года кадастровая палата приняла решение N 6900/301/14-45074 о приостановлении осуществления кадастрового учета, ссылаясь на ст. 1 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на том основании, что "данный закон не предусматривает порядка изменения вида разрешенного использования в отношении сельскохозяйственных угодий". Для выяснения вопроса о том, входит ли указанный земельный участок в состав сельскохозяйственных угодий, кадастровой палатой направлен соответствующий запрос в Управление Росреестра по Тверской области.
15 июля 2014 года кадастровая палата на основании полученного из Управления Росреестра по Тверской области ответа на запрос приняла решение N 6900/301/14-56453 об отказе в снятии приостановления кадастрового учета в отношении земельного участка на срок до установления обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
12 сентября 2014 года кадастровая палата в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и не установления обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, приняла решение N 6900/301/14-74052 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка. Данное решение незаконно исходя из следующего.
Принадлежащий заявителю земельный участок имеет вид разрешенного использования: для дачного строительства. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для дачного хозяйства. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.
Таким образом, единственная ссылка кадастровой палаты на норму права, обосновывающую законность отказа в государственном учете земельного участка, в данном случае неприменима.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Выбор вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Градостроительного кодексов РФ самостоятельно правообладателем земельного участка при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки (градостроительных регламентов) без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Не может быть признан законным довод кадастровой палаты о причислении Г., земельного участка к сельскохозяйственным угодьям только лишь на основании получения ответа на свой запрос от Управления Росреестра по Тверской области.
Согласно п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем в числе данных кадастрового учета, подтвержденных кадастровым паспортом принадлежащего ему земельного участка, не содержится сведений о том, что указанный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития РФ от 04 февраля 2010 года N 42, не содержит никаких правил и требований относительно особенностей кадастрового учета сельскохозяйственных угодий в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, отнесение принадлежащего заявителю земельного участка к сельскохозяйственным угодьям только лишь на основании одного мнения Управления Росреестра по Тверской области без ссылок на конкретные нормы закона и сведения государственных ресурсов являются незаконным и выходит за пределы определенных законодательством полномочий указанного федерального органа исполнительной власти.
Статья 81 ЗК РФ устанавливает возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства вне зависимости от состава сельскохозяйственных земель. Поэтому изменение вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с дачного строительства на ведение личного подсобного хозяйства никак не затронет изменение состава сельскохозяйственных земель (в частности, перевода их из сельскохозяйственных угодий в другой состав). Поэтому в любом случае, даже если предполагать, что указанный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, после изменения вида его разрешенного использования этот состав земель сохранится.
Определениями Кимрского городского суда Тверской области от 09 декабря 2014 года, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Администрация Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области.
В судебном заседании Г. поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Устиновского сельского поселения К. согласился с заявленными требованиями.
ФГБУ "ФКП Росреестра" письменно возражало относительно заявленных требований.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещавшиеся о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. При этом указывается, что суд не учел и не обратил внимания довод заявителя о том, что положения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для дачного хозяйства. Даже если бы этот Федеральный закон распространялся на земельные участки с разрешенным использованием "для дачного строительства", принцип целевого использования земель сельскохозяйственного назначения при изменении их вида разрешенного использования и "для ведения личного подсобного хозяйства" все равно бы соблюдался. Такой вывод основывается на том, что в силу ст. 81 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами как для дачного строительства, так и для ведения личного подсобного хозяйства (на полевых земельных участках). Поэтому изменение вида разрешенного использования таких земельных участков с "дачного строительства" на "для ведения личного подсобного хозяйства" в рамках одной и той же категории земель сельскохозяйственного назначения не влияет на их целевое использование в соответствии с категорией земель "для сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный за границами населенного пункта (полевой земельный участок), может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений, а изменение испрашиваемого мной вида разрешенного использования земельного участка будет сопряжено с еще более строгим следованием принципу целевого использования земельного участка.
В рамках судебного разбирательства заинтересованное лицо не доказало законности принятого решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений уникальных характеристик принадлежащего мне земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования, так как сослалось на доказательства, которые не удовлетворяют критерию допустимости, установленному в ст. 60 ГПК РФ.
Каждая из перечисленных в ст. 7 ЗК РФ категорий земель предусматривает использование земельных участков для различных целей, соответствующих целевому назначению земель соответствующей категории. Статьями 77, 78 и 81 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В то же время статьями 83, 85 Земельного кодекса РФ определено, что землями вселенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. При этом земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В рассматриваемом случае изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в рамках одной и той же категории земель -сельскохозяйственного назначения. Поэтому его перевод в другую категорию не требуется, тем более, что такой перевод повлечет изменение правового режима принадлежащего заявителю земельного участка со статуса "полевого" (не допускающего строительства) на "приусадебный" (предусматривающий необходимость строительства индивидуального жилого дома) (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").
Ни в одной норме земельного законодательства не содержится запрета на изменение вида разрешенного использования земельного участка по тому основанию, что в отношении него не установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
На основании статьи 4 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса РФ вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 г. (в соответствии с внесенными изменениями - до 31 декабря 2014 г.), решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
Таким образом, если территориальное зонирование не проводилось, то решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации. Местная администрация обладает всеми необходимыми полномочиями на принятие соответствующих решений, что следует из прямого указания п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального (закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В свою очередь на органы кадастрового учета возложена соответствующая корреспондирующая обязанность осуществлять государственный кадастровый учет соответствующих изменений - согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В дополнении к апелляционной жалобе выражается несогласие с суждениями суда относительно ответа на вопрос N 5, содержащийся в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за 4 квартал 2013 года, поскольку он не относится к рассматриваемому делу, поскольку оспаривается изменение вида разрешенного использования с вида "для дачного строительства" на вид "для личного подсобного хозяйства", а не наоборот. Напротив, оспаривая решение Кимрского городского суда, заявитель пытаемся запретить строительство на оспариваемом земельном участке.
В возражениях ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области указано, что "Согласно проекту землеустройства земель совхоза "Симоново" от 1992 года, хранящемуся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, в состав земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000013:607 входят сельскохозяйственные угодья". Но государственный фонд данных землеустройства не является государственным информационным ресурсом, содержащим сведения о составе сельскохозяйственных земель. Отсутствует такой нормативно-правовой акт, который бы устанавливал соответствующие правила.
На основании Федерального закона "О Государственном Кадастре Недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 г., государственным информационным ресурсом, содержащим сведения о правовом режиме земель является Государственный Кадастр Недвижимости (Ст. 1. п. 2 ФЗ). Оспариваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования "Для дачного строительства", поэтому сведения, указанные в проекте землеустройства земель совхоза "Симоново" от 1992 года, хранящиеся в государственном фонде данных являются устаревшими и не подлежащих к рассмотрению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Г. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Другие лица, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание в судебное заседание своих представителей не направили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем и в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, выслушав объяснения Г. судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
По смыслу положений ст. 258 ГПК РФ решение об удовлетворении заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностного лица, государственного служащего принимается судом, если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и этим были нарушены права либо свободы заявителя. При этом обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод принятием оспариваемого решения возлагается на заявителя.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" содержится разъяснение, согласно которому о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка совершения соответствующих действий (бездействия).
Частью 10 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" регламентировано, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Так, пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости установлено, что сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости", правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Из анализа указанных норм права следует, что при осуществлении кадастрового кадастровый орган обязан провести проверку представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе регулирующему земельные правоотношения.
Судом установлено, что Г. является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Постановлением администрации Устиновского Сельского поселения Кимрского района Тверской области от 09 декабря 2013 года N 96 "Об изменении вида использования земельных участков" постановлено внести изменения вида разрешенного использования земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв, м., принадлежащего на праве собственности Г., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", с одного вида разрешенного использования "для дачного строительства" на другой вид использования "для личного подсобного хозяйства.
Г. 27 мая 2014 года обратился в ФБГУ "ФКП Росреестра" с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в связи с изменением вида разрешенного использования.
В ходе проведения проверки документов, представленных заявителем, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области было выявлено, что в состав земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> входят сельхозугодья и решением данного регистрирующего органа от 12 сентября 2014 года N 6900/301/14-74052 Г. отказано в учете изменений объекта недвижимости.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, приведя системное толкование норм материального права, обоснованно исходил из того, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Согласно ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ) вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в данной норме.
Таким образом, основания для отказа в учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000013:607 имелись, установленный порядок совершения соответствующих действий не нарушен, доказательств нарушения прав заявителя оспариваемым решением органа кадастрового учета суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, которые сводятся к утверждению о том, что установленный вид разрешенного использования- "для дачного строительства", по сравнению в видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" в меньшей степени отвечает целям использования земель сельхозназначения, поскольку полевой земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений, по существу также свидетельствуют о том, что оспариваемым решением права заявителя не нарушены.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела по заявленным требованиям и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены, представленным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кимрского городского суда Тверской области от 16 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)