Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.06.2014 N 33-5914/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2014 г. N 33-5914/2014А-65


Судья: Тупаленко В.М.

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Войты И.В.,
судей: Пашковского Д.И., Плаксиной Е.Е.,
с участием прокурора Назаркина В.П.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашковского Д.И.,
материалы гражданского дела по заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "СолДан" о признании действий незаконными и запрете осуществления деятельности,
по апелляционной жалобе представителя ООО "СолДан" З.А.П.,
на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 10 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Удовлетворить заявление Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц:
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью "СолДан" по использованию лесных участков площадью 18 297 гектаров на землях лесного фонда Ужурского, Парнинского и Шарыповского лесничества в отсутствие договора аренды лесного участка и охотхозяйственного соглашения - незаконными.
Запретить ООО "СолДан" деятельность по использованию указанных лесных участков путем запрета всех видов охот на представленной в пользование в соответствии с договором о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром N 115 от 31.03.2010 года, выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), по созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере, до разработки проекта освоения лесов, получения по нему положительного заключения государственной экспертизы и заключения договора аренды лесных участков с Агентством лесной отрасли Красноярского края".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия

установила:

Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО "СолДан" о признании действий незаконными и запрете осуществления деятельности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО "СолДан" лесного законодательства, по результатам которой было установлено, что ООО "СолДан" имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира со сроком действия до 30.03.2015 г. с предоставлением в пользование территории расположенной в Шарыповском районе Красноярского края, с разрешенным видом пользования животным миром - охота.
В нарушение требований Лесного кодекса РФ и Закона Красноярского края от 20.12.2007 г. N 4-1152 "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" с момента получения долгосрочной лицензии договор аренды лесных участков, земель государственного лесного фонда ООО "СолДан" не заключило.
Учитывая, что ООО "СолДан" осуществляет пользование объектами животного мира с нарушением требований ЛК РФ, ФЗ "О животном мире", "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и иных нормативных актов, нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
Просил признать действия ООО "СолДан" по использованию лесных участков площадью 18 297 га на землях лесного фонда Ужурского, Парнинского и Шарыповского лесничества в отсутствие договора аренды лесного участка и охотхозяйственного соглашения - незаконными.
Запретить ООО "СолДан" деятельность по использованию указанных лесных участков путем запрета всех видов охот на представленной в пользование в соответствии с договором о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром N 115 от 31.03.2010 г., выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), по созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере, до разработки проекта освоения лесов, получения по нему положительного заключения государственной экспертизы и заключения договора аренды лесных участков с Агентством лесной отрасли Красноярского края.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С данным решением не согласился представитель ООО "СолДан" по доверенности З.А.В., обжаловав его. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, приняв по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требования в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Назаркина В.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия, не усмотрела оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные Шарыповским межрайонным прокурором требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что имеются предусмотренные законом основания для признания незаконными действий ООО "СолДан" по использованию лесных участков для нужд охотничьего хозяйства в отсутствие договора аренды на данные наделы.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ООО "СолДан" приобрело право пользования объектами охотничьего мира с разрешенным видом использования - охота на основании долгосрочной лицензии, выданных Службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края, от 31.03.2010 г. серия 24 N 0000213 со сроком действия до 30.03.2015 г. (л.д. 13).
В целях реализации указанных полномочий Обществу предоставлена территория, расположенная в Шарыповском районе Красноярского края площадью 41 248 га из состава земель лесного фонда Ужурского и Шарыповского лесничеств и земель сельскохозяйственного назначения, о чем Правительством Красноярского края издано распоряжение от 31.03.2010 г. N 247-р.
Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ФЗ от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ "Об охоте..."), Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Положениями ст. 25 ФЗ "Об охоте..." предусмотрено, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Положение о необходимости оформления договора аренды содержалось и в прежней редакции Лесного кодекса РФ (ч. 5 ст. 36), действовавшей до 01.04.2010 г.
Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 ФЗ "Об охоте..." понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного ФЗ.
В обозначенном соглашении подлежат обязательному закреплению в качестве его условий: обязательства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов; обязательство юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.
Последнее из приведенных мероприятий, в силу ч. ч. 12, 13 *** ФЗ "Об охоте...", п. п. 2 и 3 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного Приказом Минприроды России от 23.12.2010 г. N 559, выполняется в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья, определяющая мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.
Получение долгосрочной лицензии ООО "СолДан" до 01.04.2010 г. (дата вступления в действие ФЗ "Об охоте..." и изменений, внесенных в Лесной кодекс РФ), не может служить поводом для освобождения заявителя от заключения охотхозяйственных соглашений, сопровождающихся возложением обязанности по обеспечению внутрихозяйственного охотустройства (разработке схемы использования и охраны охотничьего угодья). Это следует из буквального толкования положений ст. 71 ФЗ "Об охоте...".
Согласно данной норме права, право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего ФЗ, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий. Данные лицензии не подлежат продлению. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего ФЗ, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в ч. 3 ст. 71, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, наличие долгосрочных лицензий, выданных до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, их получивших, от надлежащего документального сопровождения деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с новыми законодательными установлениями, а только предоставляет льготы при оформлении охотхозяйственных соглашений. А именно, данные договоры заключаются с ними без проведения аукциона.
Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 36 Лесного кодекса РФ, п. 2 и п. 15 Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, утвержденных Законом Красноярского края от 20.12.2007 г. N 4-1152 (в редакции от 10.06.2010 г.) лица, использующие леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеют право приступить к использованию земельного участка после заключения охотхозяйственного соглашения, государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления в уполномоченный орган или орган местного самоуправления в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы, суд пришел к правильному выводу о необходимости запрещения ООО "СолДан" деятельности по использованию указанных лесных участков путем запрета всех видов охот на представленной в пользование в соответствии с договором о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром N 115 от 31.03.2010 г., выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), по созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере, до разработки проекта освоения лесов, получения по нему положительного заключения государственной экспертизы и заключения договора аренды лесных участков с Агентством лесной отрасли Красноярского края.
Тот факт, что до настоящего времени требуемые документы не оформлены, заявителем не оспаривается.
Таким образом, оснований для отмены судебного решения не имеется.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были правильно определены юридически значимые обстоятельства, оценка представленным доказательствам дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, с чем согласна Судебная коллегия.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что у ООО "СолДан" имеются все документы, разрешающие осуществление деятельности по ведению охотничьего хозяйства, в связи с чем, деятельность общества является законной, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 10 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)