Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей прокуратуры Иркутской области Забродиной Юлии Борисовны (служебное удостоверение), Царевой Натальи Николаевны (служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иланского районного Совета депутатов Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2014 года по делу N А33-1166/2014 (суд первой инстанции: Иванова Е.А., Раздобреева И.А., Ражков Р.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, г. Красноярск) (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013) "Об утверждении коэффициентов К1, К2, используемых при определении годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п, статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы: коэффициента К1 в пункте 10.1 приложения 1 и пункте 3.1 приложения 2 к решению: категория земель: земельные участки, предназначенные для размещения воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики (земли населенных пунктов, вне населенных пунктов) - 0,33.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Иланского района (далее - Администрация).
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в деле приняла участие прокуратура Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2014 года решение Иланского районного Совета депутатов от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013) "Об утверждении коэффициентов К1, К2, используемых при определении годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности": К1 в размере 0,33 (пункт 10.1 приложения N 1 и пункт 3.1 приложения N 2 к решению) признано не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, Закону Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" и недействующим.
Иланский районный Совет депутатов обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом норм материального права и нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправомерно не учтено, что оспариваемое решение Иланского районного Совета депутатов принято на основании Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края N 7-2542), постановления Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п "Об утверждении порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и постановления Правительства Красноярского края от 11.09.2012 N 453-п, постановления Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", постановления Правительства Красноярского края от 30.11.2012 N 629-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края"; а также представленного ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" отчета от 20.03.2013 N 53/24-4 "Экономическое обоснование дифференциации ставок арендной платы за землю по видам разрешенного использования и категории арендаторов на территории Иланского района Красноярского края".
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в признанных судом недействующими пунктах решения перечислены не только объекты электроэнергетики, но и другие объекты, что нарушает права других арендаторов, перечисленных в этих пунктах, поскольку они с подобными требованиями не обращались.
ОАО "МРСК Сибири" отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Прокуратура Красноярского края в отзыве на кассационную жалобу считает, что судом сделан обоснованный вывод о противоречии оспариваемых положений решения от 16.04.2013 N 35-244Р требованиям закона и иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к обоснованию соблюдения органом местного самоуправления иных требований законодательства, нарушение которых судом не установлено. Вместе с тем прокуратура Красноярского края также указывает на то, что судом в резолютивной части решения не учтены уточнения обществом заявленных требований в отношении коэффициентов К1, используемых при расчете арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения объектов энергетики, и пункты 10.1 приложения N 1 и пункт 3.1 приложения N 2 к решению N 35-244р признаны судом недействующими в полном объеме, хотя в мотивировочной части судом указано, что в порядке нормоконтроля проверены только оспоренные положения названного нормативного правового акта.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили. Администрация ходатайствовала о кассационном рассмотрении дела без участия ее представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель прокуратуры в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 20 ноября 2014 года до 27 ноября 2014 года до 14 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва в судебном заседании представитель прокуратуры дополнений к вышеизложенной позиции не имеет.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.04.2013 N 35-244Р (ред. от 27.06.2013) "Об утверждении коэффициентов К1, К2, используемых при определении годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" для земельных участков в населенных пунктах на 2013 год утверждены коэффициенты К1, учитывающие вид разрешенного использования земельного участка, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и К2, учитывающий категорию арендатора на территории Иланского района Красноярского края.
Коэффициент К1 - земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (земли населенных пунктов, вне населенных пунктов) - 0,33 (пункт 10.1 приложения N 1 к решению, пункт 3.1 приложения 2 к решению).
Решение Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.04.2013 N 35-244Р опубликовано в газете "Иланские вести" от 03.07.2013 N 27.
ОАО "МРСК Сибири", полагая, что решение Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013) в части установления коэффициента К1 в размере 0,33 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582), постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п, статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), нарушает права и интересы общества, поскольку арендная плата подлежит в этом случае уплате в размере, превышающем 2 процента годовой кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, правомерно рассмотрел заявление по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения общества в арбитражный суд, и пришел к выводу о том, что спорный коэффициент К1 используемый для расчета арендной платы, не соответствует Федеральному закону N 137-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неверном применении судом первой инстанции упомянутых норм материального права проверены, однако не могут быть учтены судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края N 7-2542, согласно которой при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора (пункт 4). Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи, производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5). Коэффициенты К1, К2 и К3 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности (пункт 6).
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В пунктах 1, 2 указанного Порядка содержатся принципы расчета коэффициентов, согласно которым расчет экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Поскольку пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края N 7-2542 установлено, что коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, оспариваемый нормативный правовой акт, как правильно признал суд, принят Иланским районным Советом депутатов Красноярского края в соответствии с делегированными ему полномочиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края определяют коэффициенты К1 и К2 на основе принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета, допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния арендаторов земельных участков, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Суд, проверив для каких целей общество арендует земельные участки, установил, что договоры аренды заключены обществом в отношении земельных участков, используемых для размещения линий электропередач (линейных и площадных объектов). При этом с учетом оспариваемого значения коэффициента К1 размер арендной платы составляет 33 процента годовой кадастровой стоимости земельных участков.
Поскольку согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) размер годовой арендной платы для линейных объектов электроэнергетики не может превышать 2 процента кадастровой стоимости, то установление спорного коэффициента К1 в размере 0,33 влечет необоснованное завышение годового размера арендной платы.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 02.02.2010 по делу N 12404/09, принимая во внимание особый характер линейных объектов электроэнергетики, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию, что следует, в частности из подпункта 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд правомерно признал, что установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы на год (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линейные объекты электроэнергетики, подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Аналогичный правовой подход содержится, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2012 N 14-Г12-4.
Исходя из вышеприведенного толкования пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, у суда не имелось оснований, в том числе и с учетом положений Закона Красноярского края N 7-2542, связывать определение арендной платы для рассматриваемой категории земель исключительно с фактами переоформления прав на земельных участок.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 устанавливает в числе основных принципов определения арендной платы такой принцип как запрет необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу принципа экономической обоснованности, также установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, арендная плата должна соответствовать доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Вышеуказанный принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Исходя из указанного правового подхода, учитывая, что Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 установлена ставка арендной платы в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами, суд первой инстанции верно признал, что независимо от собственников земли (публичных образований) размер арендной платы за земельные участки, используемые под размещение прочих объектов электроэнергетики (например, площадных объектов - трансформаторных или иных подстанций), не может превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка на год.
Оценивая доводы Иланского районного Совета депутатов об экономической обоснованности утвержденного коэффициента со ссылкой на отчет ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" от 20.03.2013 N 53/24-4 "Экономическое обоснование дифференциации ставок арендной платы за землю по видам разрешенного использования и категориям арендаторов на территории Иланского района Красноярского края", согласно которому расчет платы за земельные участки в 2012 году доведен до уровня расчета за аренду земельных участков 2008 - 2009 годов, суд первой инстанции правомерно указал на то, что из названного экономического обоснования не следует, что при установлении коэффициента К1 учитывались принципы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, а также проводился анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края; анализ категорий арендаторов земельных участков; сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков, как того требуют положения пункта 4 постановления Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному и мотивированному выводу о том, что пункт 10.1 приложения N 1 и пункт 3.1 приложения N 2 к решению Иланского районного Совета депутатов от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013), устанавливающие спорное значение коэффициента К1 для вышеуказанных объектов электроэнергетики, не соответствуют вышеприведенному законодательству.
Вместе с тем согласно резолютивной части решения Арбитражного суда Красноярского края суд признал указанные пункты приложений N 1 и N 2 к решению недействующими полностью.
Однако, как усматривается из материалов дела, ОАО "МРСК Сибири" уточняло заявленные требования (ходатайство об уточнении заявленных требований от 01.07.2014) и просило признать недействующим решение Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013) в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы: коэффициента К1 в пункте 10.1 приложения 1 и пункте 3.1 приложения 2 к решению: в части категория земель - земельные участки, предназначенные для размещения воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики (земли населенных пунктов, вне населенных пунктов) - 0,33.
Суд проверил оспариваемые положения решения Иланского Совета депутатов на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, именно в части установления коэффициентов для земельных участков, предназначенных для вышеуказанных объектов электроэнергетики.
При таких условиях резолютивная часть судебного акта на основании части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2014 года по делу N А33-1166/2014 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: признать не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Закону Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" и недействующим решение Иланского районного Совета депутатов от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013) "Об утверждении коэффициентов К1, К2, используемых при определении годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в части пункта 10.1 приложения N 1 и пункта 3.1 приложения N 2 к решению в части установления коэффициента К1, используемого при расчете арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для размещения воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики (земли населенных пунктов, вне населенных пунктов) - 0, 33.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Иланского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "МРСК Сибири" 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.12.2014 ПО ДЕЛУ N А33-1166/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2014 г. по делу N А33-1166/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей прокуратуры Иркутской области Забродиной Юлии Борисовны (служебное удостоверение), Царевой Натальи Николаевны (служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иланского районного Совета депутатов Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2014 года по делу N А33-1166/2014 (суд первой инстанции: Иванова Е.А., Раздобреева И.А., Ражков Р.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, г. Красноярск) (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013) "Об утверждении коэффициентов К1, К2, используемых при определении годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п, статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы: коэффициента К1 в пункте 10.1 приложения 1 и пункте 3.1 приложения 2 к решению: категория земель: земельные участки, предназначенные для размещения воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики (земли населенных пунктов, вне населенных пунктов) - 0,33.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Иланского района (далее - Администрация).
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в деле приняла участие прокуратура Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2014 года решение Иланского районного Совета депутатов от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013) "Об утверждении коэффициентов К1, К2, используемых при определении годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности": К1 в размере 0,33 (пункт 10.1 приложения N 1 и пункт 3.1 приложения N 2 к решению) признано не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, Закону Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" и недействующим.
Иланский районный Совет депутатов обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом норм материального права и нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправомерно не учтено, что оспариваемое решение Иланского районного Совета депутатов принято на основании Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края N 7-2542), постановления Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п "Об утверждении порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и постановления Правительства Красноярского края от 11.09.2012 N 453-п, постановления Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", постановления Правительства Красноярского края от 30.11.2012 N 629-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края"; а также представленного ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" отчета от 20.03.2013 N 53/24-4 "Экономическое обоснование дифференциации ставок арендной платы за землю по видам разрешенного использования и категории арендаторов на территории Иланского района Красноярского края".
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в признанных судом недействующими пунктах решения перечислены не только объекты электроэнергетики, но и другие объекты, что нарушает права других арендаторов, перечисленных в этих пунктах, поскольку они с подобными требованиями не обращались.
ОАО "МРСК Сибири" отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Прокуратура Красноярского края в отзыве на кассационную жалобу считает, что судом сделан обоснованный вывод о противоречии оспариваемых положений решения от 16.04.2013 N 35-244Р требованиям закона и иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к обоснованию соблюдения органом местного самоуправления иных требований законодательства, нарушение которых судом не установлено. Вместе с тем прокуратура Красноярского края также указывает на то, что судом в резолютивной части решения не учтены уточнения обществом заявленных требований в отношении коэффициентов К1, используемых при расчете арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения объектов энергетики, и пункты 10.1 приложения N 1 и пункт 3.1 приложения N 2 к решению N 35-244р признаны судом недействующими в полном объеме, хотя в мотивировочной части судом указано, что в порядке нормоконтроля проверены только оспоренные положения названного нормативного правового акта.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили. Администрация ходатайствовала о кассационном рассмотрении дела без участия ее представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель прокуратуры в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 20 ноября 2014 года до 27 ноября 2014 года до 14 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва в судебном заседании представитель прокуратуры дополнений к вышеизложенной позиции не имеет.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.04.2013 N 35-244Р (ред. от 27.06.2013) "Об утверждении коэффициентов К1, К2, используемых при определении годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" для земельных участков в населенных пунктах на 2013 год утверждены коэффициенты К1, учитывающие вид разрешенного использования земельного участка, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и К2, учитывающий категорию арендатора на территории Иланского района Красноярского края.
Коэффициент К1 - земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (земли населенных пунктов, вне населенных пунктов) - 0,33 (пункт 10.1 приложения N 1 к решению, пункт 3.1 приложения 2 к решению).
Решение Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.04.2013 N 35-244Р опубликовано в газете "Иланские вести" от 03.07.2013 N 27.
ОАО "МРСК Сибири", полагая, что решение Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013) в части установления коэффициента К1 в размере 0,33 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582), постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п, статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), нарушает права и интересы общества, поскольку арендная плата подлежит в этом случае уплате в размере, превышающем 2 процента годовой кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, правомерно рассмотрел заявление по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения общества в арбитражный суд, и пришел к выводу о том, что спорный коэффициент К1 используемый для расчета арендной платы, не соответствует Федеральному закону N 137-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неверном применении судом первой инстанции упомянутых норм материального права проверены, однако не могут быть учтены судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края N 7-2542, согласно которой при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора (пункт 4). Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи, производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5). Коэффициенты К1, К2 и К3 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности (пункт 6).
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В пунктах 1, 2 указанного Порядка содержатся принципы расчета коэффициентов, согласно которым расчет экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Поскольку пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края N 7-2542 установлено, что коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, оспариваемый нормативный правовой акт, как правильно признал суд, принят Иланским районным Советом депутатов Красноярского края в соответствии с делегированными ему полномочиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края определяют коэффициенты К1 и К2 на основе принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета, допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния арендаторов земельных участков, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Суд, проверив для каких целей общество арендует земельные участки, установил, что договоры аренды заключены обществом в отношении земельных участков, используемых для размещения линий электропередач (линейных и площадных объектов). При этом с учетом оспариваемого значения коэффициента К1 размер арендной платы составляет 33 процента годовой кадастровой стоимости земельных участков.
Поскольку согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) размер годовой арендной платы для линейных объектов электроэнергетики не может превышать 2 процента кадастровой стоимости, то установление спорного коэффициента К1 в размере 0,33 влечет необоснованное завышение годового размера арендной платы.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 02.02.2010 по делу N 12404/09, принимая во внимание особый характер линейных объектов электроэнергетики, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию, что следует, в частности из подпункта 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд правомерно признал, что установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы на год (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линейные объекты электроэнергетики, подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Аналогичный правовой подход содержится, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2012 N 14-Г12-4.
Исходя из вышеприведенного толкования пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, у суда не имелось оснований, в том числе и с учетом положений Закона Красноярского края N 7-2542, связывать определение арендной платы для рассматриваемой категории земель исключительно с фактами переоформления прав на земельных участок.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 устанавливает в числе основных принципов определения арендной платы такой принцип как запрет необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу принципа экономической обоснованности, также установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, арендная плата должна соответствовать доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Вышеуказанный принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Исходя из указанного правового подхода, учитывая, что Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 установлена ставка арендной платы в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами, суд первой инстанции верно признал, что независимо от собственников земли (публичных образований) размер арендной платы за земельные участки, используемые под размещение прочих объектов электроэнергетики (например, площадных объектов - трансформаторных или иных подстанций), не может превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка на год.
Оценивая доводы Иланского районного Совета депутатов об экономической обоснованности утвержденного коэффициента со ссылкой на отчет ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" от 20.03.2013 N 53/24-4 "Экономическое обоснование дифференциации ставок арендной платы за землю по видам разрешенного использования и категориям арендаторов на территории Иланского района Красноярского края", согласно которому расчет платы за земельные участки в 2012 году доведен до уровня расчета за аренду земельных участков 2008 - 2009 годов, суд первой инстанции правомерно указал на то, что из названного экономического обоснования не следует, что при установлении коэффициента К1 учитывались принципы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, а также проводился анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края; анализ категорий арендаторов земельных участков; сбор и анализ информации о финансово-экономическом состоянии организаций - арендаторов земельных участков, как того требуют положения пункта 4 постановления Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному и мотивированному выводу о том, что пункт 10.1 приложения N 1 и пункт 3.1 приложения N 2 к решению Иланского районного Совета депутатов от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013), устанавливающие спорное значение коэффициента К1 для вышеуказанных объектов электроэнергетики, не соответствуют вышеприведенному законодательству.
Вместе с тем согласно резолютивной части решения Арбитражного суда Красноярского края суд признал указанные пункты приложений N 1 и N 2 к решению недействующими полностью.
Однако, как усматривается из материалов дела, ОАО "МРСК Сибири" уточняло заявленные требования (ходатайство об уточнении заявленных требований от 01.07.2014) и просило признать недействующим решение Иланского районного Совета депутатов Красноярского края от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013) в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы: коэффициента К1 в пункте 10.1 приложения 1 и пункте 3.1 приложения 2 к решению: в части категория земель - земельные участки, предназначенные для размещения воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики (земли населенных пунктов, вне населенных пунктов) - 0,33.
Суд проверил оспариваемые положения решения Иланского Совета депутатов на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, именно в части установления коэффициентов для земельных участков, предназначенных для вышеуказанных объектов электроэнергетики.
При таких условиях резолютивная часть судебного акта на основании части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2014 года по делу N А33-1166/2014 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: признать не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Закону Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" и недействующим решение Иланского районного Совета депутатов от 16.04.2013 N 35-244Р (в редакции от 27.06.2013) "Об утверждении коэффициентов К1, К2, используемых при определении годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в части пункта 10.1 приложения N 1 и пункта 3.1 приложения N 2 к решению в части установления коэффициента К1, используемого при расчете арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для размещения воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств энергетики (земли населенных пунктов, вне населенных пунктов) - 0, 33.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Иланского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "МРСК Сибири" 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)