Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что все необходимые документы были представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению участка под строительство, однако в установленные сроки решение не принято.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сидней" Малтыза И.Н. (доверенность от 14.10.2014), от Комитета по строительству Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015), Татариновой Н.Ю. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев 26.01.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сидней" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-21628/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сидней", место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 60, лит. А, пом. 1Н, комн. N 314, ОГРН 5067847030015, ИНН 7806338013 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу для строительства земельного участка 2 площадью 32 011 кв. м с кадастровым номером 78:36:1310101:45 по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Энгельса, (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.), а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении названного земельного участка путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству.
Решением от 09.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.10.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что вывод судов об отсутствии разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка неверен, поскольку распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 30.08.2010 N 2696 соответствующее разрешение в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:36:13101А:13 площадью 70 290 кв. м, из которого в дальнейшем был образован испрашиваемый земельный участок, было предоставлено; истечение срока действия тарифа не влияет на возможность предоставления земельного участка для строительства.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Комитет по строительству просят оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Правительства и Комитета по строительству - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 15.04.2010 N 362, которым разрешило Обществу провести изыскательские работы на расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Энгельса земельных участках 1 площадью 70 290 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:13 (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.), а также 3 площадью 20 499 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:12 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним пер.) в целях определения возможности проектирования и строительства автовокзала, стоянок городского транспорта, коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения, гостиницы, крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей, подземного гаража.
Комитет по управлению городским имуществом (арендодатель; далее - КУГИ) и Общество (арендатор) 29.05.2010 заключили договор N 02/ЗКИ-07750 аренды указанных земельных участков, предоставляемых для проведения изыскательских работ.
КГА распоряжением от 09.12.2010 N 254-пр утвердил проект границ земельных участков и установил площадь земельных участков в границах проектирования: 1-26 301 кв. м, 2-32 011 кв. м, 3-19 657 кв. м, разрешенное использование участков: 1 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, 2 - размещение многоэтажного гаража и автовокзала, 3 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, а распоряжением от 03.02.2011 N 303 - акт о выборе земельного участка для строительства многоэтажного гаража, автовокзала.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании инженерно-градостроительной документации, представленной в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение 2004 года). В состав данной документации вошли заключения КГА от 11.01.2011 N 1-1-50/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике) от 23.09.2010 N 646, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 30.12.2010 N 2-9983-1, Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу от 30.08.2010 N 78.01.02.000.Т.002240.08.10, распоряжения КГА от 30.08.2010 N 2696 и от 09.12.2010 N 254-пр.
После утверждения акта о выборе земельный участок площадью 32 011 кв. м 26.11.2013 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 78:36:1310101:45.
Общество 30.12.2013 обратилось в Комитет по строительству, осуществляющий в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813), подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства, с заявлением о предоставлении спорного участка для строительства многоэтажного гаража и автовокзала и подготовке проекта соответствующего постановления Правительства.
Вместе с заявлением Общество представило заключения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (далее - КЗРиЗ) от 13.11.2013 N 65591/к, КУГИ от 19.11.2013 N 30296-32, КГИОП от 18.11.2013 N 2-12854-1, Комитета по энергетике от 20.12.2013 N 613, сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.11.2013 N 01/083/2013-967, кадастровый паспорт от 25.11.2013 N 78/201/13-243737, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на земельный участок от 18.12.2013 N Р-186/1-13, заключение государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 27.12.2013 N 31-2-1146/2013.
Письмом от 09.01.2014 N 14-27758/13 Комитет по строительству возвратил документы Обществу на доработку в связи с их несоответствием требованиям действующего законодательства, указал, что в границах испрашиваемого участка расположены временные строения, однако в заключении КУГИ сведения о них отсутствуют; распоряжение КГА от 30.08.2010 N 2696 принято в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:36:13101А:13, что свидетельствует об отсутствии решения на условно разрешенный вид использования в отношении участка с кадастровым номером 78:36:1310101:45; срок действия тарифов на электроснабжение, указанный в заключении Комитета по энергетике, истек 31.12.2013.
Общество, ссылаясь на то, что все необходимые документы были представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство, однако в установленные сроки решение о предоставлении земельного участка под строительство не принято, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, указав на правомерность возврата Комитетом по строительству Обществу документов: земельный участок, в отношении которого получено разрешение на условно-разрешенный вид его использования, и испрашиваемый земельный участок являются разными объектами гражданских прав, в нарушение части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) срок действия тарифов на электроснабжение на момент обращения Общества в Комитет по строительству с заявлением истек. Суд первой инстанции также указал, что отсутствие в письме КУГИ сведений относительно расположенных на участке объектов не позволяет определить их статус, принадлежность и возможные последствия в виде нарушения прав третьих лиц. Кроме того, суды пришли к выводу о том, что у Правительства не возникла обязанность по принятию решения о предоставлении Обществу земельного участка, поскольку соответствующий проект правового акта на рассмотрение Правительства не поступал по причине возврата Комитетом по строительству документов на доработку.
Суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В настоящее время порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого, то есть без проведения торгов, предоставления земельных участков для строительства в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
В период оформления акта выбора спорного земельного участка правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства в Санкт-Петербурге регулировались Положением 2004 года, разделом 4 которого установлено, что в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, утверждаемым КГА. Проект акта о выборе земельного участка подписывается КГИОП, КЗРиЗ и Комитетом по строительству (пункт 4.1.6). При этом принятию решения об утверждении акта выбора предшествует разработка и согласование комплекта инженерно-градостроительной документации, в том числе получение принципиального согласования размещения результата инвестирования со стороны КГА (в котором указывается, что результат инвестирования размещается в соответствии с документацией о планировке и документацией о застройке) (пункт 4.1.2.1); утверждение КГА проекта границ земельного участка (пункт 4.1.3).
Согласно пункту 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.
Распоряжением КГА от 30.08.2010 N 2696 в соответствии со статьей 39 ГрК РФ и на основании рекомендаций Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга Обществу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования - для размещения автовокзалов - в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:36:13101А:13, ранее предоставленного Обществу на основании постановления Правительства от 15.04.2010 N 362.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что у Общества отсутствует разрешение на условно разрешенный вид использования участка, поскольку испрашиваемый земельный участок нетождествен земельному участку с кадастровым номером 78:36:13101А:13 в связи с различием кадастровых номеров, площади, а также оснований предоставления, отказали в удовлетворении заявления.
Однако судами не дана оценка акту выбора земельного участка, утвержденному распоряжением КГА от 03.02.2011 N 303, в котором указано функциональное назначение объекта недвижимости - многоэтажный гараж и автовокзал, а в перечне инженерно-градостроительной документации - распоряжение КГА от 30.08.2010 N 2696. При этом с учетом требований, изложенных в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ, а также разделе 4 Положения 2004 года, выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
Согласно письму КГА от 13.12.2013 N 1-4-65242/5, направленному в адрес Общества, санкт-петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" и администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, земельный участок 2 по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Энгельса (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.) находится в территориальной зоне ТД1-2_2, основные виде использования - для размещения многоэтажных и подземных гаражей, условно разрешенный вид использования - для размещения автовокзалов; распоряжением КГА от 30.08.2010 N 2696 предоставлено разрешение на этот вид использования для земельного участка площадью 70 920 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:13.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Отклоняя довод Общества о получении разрешения на условно разрешенный вид использования - для размещения автовокзалов на земельный участок с кадастровым номером 78:36:13101А:13, суды не проверили, входит ли испрашиваемый земельный участок в границы земельного участка с кадастровым номером 78:36:13101А:13. Участки находятся по одному и тому же адресу. В представленных в материалы дела кадастровых паспортах сведения о координатах поворотных точек отсутствуют.
В письме КЗРиЗ от 30.12.2010 N 49479/к указано, что испрашиваемый земельный участок площадью 32 011 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Энгельса, (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.) расположен в границах земельного участка площадью 70 290 кв. м, прошедшего государственный кадастровый учет и имеющего кадастровый номер 78:36:13101А:13. Однако оценка указанному письму судами не дана.
Также суд кассационной инстанции не согласен с выводом судов о несоблюдении Обществом требований части 9 статьи 48 ГрК РФ.
Согласно упомянутой норме права орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).
С учетом установленных пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ сроков принятия решения о предоставлении земельного участка оснований считать, что заключение Комитета по энергетике от 20.12.2013 N 613 не соответствовало части 9 статьи 48 ГрК РФ, не имеется. Информация о плате за подключение содержала указание на нормативные акты, которыми утверждены соответствующие тарифы.
Таким образом, вывод судов о наличии у Комитета по строительству оснований для возврата документов Общества на доработку, в том числе в связи с отсутствием разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, не соответствует имеющимся в деле доказательствам и недостаточно обоснован.
При таком положении принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и вынести решение в соответствии с законом, а также распределить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу N А56-21628/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2015 N Ф07-1238/2014 ПО ДЕЛУ N А56-21628/2014
Требование: О признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу для строительства земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что все необходимые документы были представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению участка под строительство, однако в установленные сроки решение не принято.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2015 г. по делу N А56-21628/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сидней" Малтыза И.Н. (доверенность от 14.10.2014), от Комитета по строительству Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015), Татариновой Н.Ю. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев 26.01.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сидней" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-21628/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сидней", место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 60, лит. А, пом. 1Н, комн. N 314, ОГРН 5067847030015, ИНН 7806338013 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу для строительства земельного участка 2 площадью 32 011 кв. м с кадастровым номером 78:36:1310101:45 по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Энгельса, (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.), а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении названного земельного участка путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству.
Решением от 09.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.10.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что вывод судов об отсутствии разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка неверен, поскольку распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 30.08.2010 N 2696 соответствующее разрешение в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:36:13101А:13 площадью 70 290 кв. м, из которого в дальнейшем был образован испрашиваемый земельный участок, было предоставлено; истечение срока действия тарифа не влияет на возможность предоставления земельного участка для строительства.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Комитет по строительству просят оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Правительства и Комитета по строительству - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 15.04.2010 N 362, которым разрешило Обществу провести изыскательские работы на расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Энгельса земельных участках 1 площадью 70 290 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:13 (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.), а также 3 площадью 20 499 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:12 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним пер.) в целях определения возможности проектирования и строительства автовокзала, стоянок городского транспорта, коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения, гостиницы, крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей, подземного гаража.
Комитет по управлению городским имуществом (арендодатель; далее - КУГИ) и Общество (арендатор) 29.05.2010 заключили договор N 02/ЗКИ-07750 аренды указанных земельных участков, предоставляемых для проведения изыскательских работ.
КГА распоряжением от 09.12.2010 N 254-пр утвердил проект границ земельных участков и установил площадь земельных участков в границах проектирования: 1-26 301 кв. м, 2-32 011 кв. м, 3-19 657 кв. м, разрешенное использование участков: 1 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, 2 - размещение многоэтажного гаража и автовокзала, 3 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, а распоряжением от 03.02.2011 N 303 - акт о выборе земельного участка для строительства многоэтажного гаража, автовокзала.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании инженерно-градостроительной документации, представленной в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение 2004 года). В состав данной документации вошли заключения КГА от 11.01.2011 N 1-1-50/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике) от 23.09.2010 N 646, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 30.12.2010 N 2-9983-1, Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу от 30.08.2010 N 78.01.02.000.Т.002240.08.10, распоряжения КГА от 30.08.2010 N 2696 и от 09.12.2010 N 254-пр.
После утверждения акта о выборе земельный участок площадью 32 011 кв. м 26.11.2013 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 78:36:1310101:45.
Общество 30.12.2013 обратилось в Комитет по строительству, осуществляющий в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813), подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства, с заявлением о предоставлении спорного участка для строительства многоэтажного гаража и автовокзала и подготовке проекта соответствующего постановления Правительства.
Вместе с заявлением Общество представило заключения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (далее - КЗРиЗ) от 13.11.2013 N 65591/к, КУГИ от 19.11.2013 N 30296-32, КГИОП от 18.11.2013 N 2-12854-1, Комитета по энергетике от 20.12.2013 N 613, сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.11.2013 N 01/083/2013-967, кадастровый паспорт от 25.11.2013 N 78/201/13-243737, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на земельный участок от 18.12.2013 N Р-186/1-13, заключение государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 27.12.2013 N 31-2-1146/2013.
Письмом от 09.01.2014 N 14-27758/13 Комитет по строительству возвратил документы Обществу на доработку в связи с их несоответствием требованиям действующего законодательства, указал, что в границах испрашиваемого участка расположены временные строения, однако в заключении КУГИ сведения о них отсутствуют; распоряжение КГА от 30.08.2010 N 2696 принято в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:36:13101А:13, что свидетельствует об отсутствии решения на условно разрешенный вид использования в отношении участка с кадастровым номером 78:36:1310101:45; срок действия тарифов на электроснабжение, указанный в заключении Комитета по энергетике, истек 31.12.2013.
Общество, ссылаясь на то, что все необходимые документы были представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство, однако в установленные сроки решение о предоставлении земельного участка под строительство не принято, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, указав на правомерность возврата Комитетом по строительству Обществу документов: земельный участок, в отношении которого получено разрешение на условно-разрешенный вид его использования, и испрашиваемый земельный участок являются разными объектами гражданских прав, в нарушение части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) срок действия тарифов на электроснабжение на момент обращения Общества в Комитет по строительству с заявлением истек. Суд первой инстанции также указал, что отсутствие в письме КУГИ сведений относительно расположенных на участке объектов не позволяет определить их статус, принадлежность и возможные последствия в виде нарушения прав третьих лиц. Кроме того, суды пришли к выводу о том, что у Правительства не возникла обязанность по принятию решения о предоставлении Обществу земельного участка, поскольку соответствующий проект правового акта на рассмотрение Правительства не поступал по причине возврата Комитетом по строительству документов на доработку.
Суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В настоящее время порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого, то есть без проведения торгов, предоставления земельных участков для строительства в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
В период оформления акта выбора спорного земельного участка правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства в Санкт-Петербурге регулировались Положением 2004 года, разделом 4 которого установлено, что в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, утверждаемым КГА. Проект акта о выборе земельного участка подписывается КГИОП, КЗРиЗ и Комитетом по строительству (пункт 4.1.6). При этом принятию решения об утверждении акта выбора предшествует разработка и согласование комплекта инженерно-градостроительной документации, в том числе получение принципиального согласования размещения результата инвестирования со стороны КГА (в котором указывается, что результат инвестирования размещается в соответствии с документацией о планировке и документацией о застройке) (пункт 4.1.2.1); утверждение КГА проекта границ земельного участка (пункт 4.1.3).
Согласно пункту 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.
Распоряжением КГА от 30.08.2010 N 2696 в соответствии со статьей 39 ГрК РФ и на основании рекомендаций Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга Обществу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования - для размещения автовокзалов - в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:36:13101А:13, ранее предоставленного Обществу на основании постановления Правительства от 15.04.2010 N 362.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что у Общества отсутствует разрешение на условно разрешенный вид использования участка, поскольку испрашиваемый земельный участок нетождествен земельному участку с кадастровым номером 78:36:13101А:13 в связи с различием кадастровых номеров, площади, а также оснований предоставления, отказали в удовлетворении заявления.
Однако судами не дана оценка акту выбора земельного участка, утвержденному распоряжением КГА от 03.02.2011 N 303, в котором указано функциональное назначение объекта недвижимости - многоэтажный гараж и автовокзал, а в перечне инженерно-градостроительной документации - распоряжение КГА от 30.08.2010 N 2696. При этом с учетом требований, изложенных в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ, а также разделе 4 Положения 2004 года, выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
Согласно письму КГА от 13.12.2013 N 1-4-65242/5, направленному в адрес Общества, санкт-петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" и администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, земельный участок 2 по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Энгельса (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.) находится в территориальной зоне ТД1-2_2, основные виде использования - для размещения многоэтажных и подземных гаражей, условно разрешенный вид использования - для размещения автовокзалов; распоряжением КГА от 30.08.2010 N 2696 предоставлено разрешение на этот вид использования для земельного участка площадью 70 920 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:13.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Отклоняя довод Общества о получении разрешения на условно разрешенный вид использования - для размещения автовокзалов на земельный участок с кадастровым номером 78:36:13101А:13, суды не проверили, входит ли испрашиваемый земельный участок в границы земельного участка с кадастровым номером 78:36:13101А:13. Участки находятся по одному и тому же адресу. В представленных в материалы дела кадастровых паспортах сведения о координатах поворотных точек отсутствуют.
В письме КЗРиЗ от 30.12.2010 N 49479/к указано, что испрашиваемый земельный участок площадью 32 011 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Энгельса, (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.) расположен в границах земельного участка площадью 70 290 кв. м, прошедшего государственный кадастровый учет и имеющего кадастровый номер 78:36:13101А:13. Однако оценка указанному письму судами не дана.
Также суд кассационной инстанции не согласен с выводом судов о несоблюдении Обществом требований части 9 статьи 48 ГрК РФ.
Согласно упомянутой норме права орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).
С учетом установленных пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ сроков принятия решения о предоставлении земельного участка оснований считать, что заключение Комитета по энергетике от 20.12.2013 N 613 не соответствовало части 9 статьи 48 ГрК РФ, не имеется. Информация о плате за подключение содержала указание на нормативные акты, которыми утверждены соответствующие тарифы.
Таким образом, вывод судов о наличии у Комитета по строительству оснований для возврата документов Общества на доработку, в том числе в связи с отсутствием разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, не соответствует имеющимся в деле доказательствам и недостаточно обоснован.
При таком положении принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и вынести решение в соответствии с законом, а также распределить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу N А56-21628/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)