Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.08.2014 N 33-10909/2014 ПО ДЕЛУ N 2-8500/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. N 33-10909/2014


Судья: Яровинский И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Стаховой Т.М., Бутковой Н.А.
при секретаре К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 августа 2014 года дело N 2-8500/13 по апелляционной жалобе Д., Я.В., Л., М., У., К.М.Р., К.В., Б.С., Р.Н., А., П., Б.А., Е., Т., Я.А., Р.А., В.С., В.В., К.М.В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 декабря 2013 года по заявлению названных выше лиц об оспаривании Постановления главы администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <дата> N ... об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения заявителей Я.В., В.В., судебная коллегия

установила:

заявители обратились в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением (жалобой), в котором оспаривали законность вынесенного главой администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области постановления от <дата> N ... об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: <адрес>, с установленного вида: "для ведения крестьянского хозяйства" на испрашиваемый вид: "для дачного строительства".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявители просили суд возложить на администрацию Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района <адрес> обязанность принять акт (постановление) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... расположенного по указанному выше адресу с установленного вида "для ведения крестьянского хозяйства" на испрашиваемый вид "для дачного строительства".
В обоснование поданного в суд заявления названные выше лица ссылались на то обстоятельство, что земельный участок, об изменении вида разрешенного использования которого они просят, принадлежит им на праве общей долевой собственности и по итогам проведенных публичных слушаний использование земельного участка для дачного строительства было признано не нарушающим прав и законных интересов других лиц и не наносящим вреда окружающей среде, однако администрация Таицкого городского населения, рассмотрев <дата> обращение сособственников земельного участка об изменении вида его разрешенного использования отказала в удовлетворении заявления, мотивируя свой отказ тем, что испрашиваемый собственниками вид разрешенного использования не предусмотрен генеральным планом Таицкого городского поселения, при этом, не мотивируя свой отказ нормами действующего законодательства.
По мнению заявителей, поскольку иное не установлено обязательными для соблюдения градостроительным регламентом и правилами землепользования и застройки для данного земельного участка, вид его разрешенного использования может быть изменен по итогам публичных слушаний.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 декабря 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявители просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на недоказанность установленных судом обстоятельств.
В заседание суда апелляционной инстанции Л., М., К.М.Р., К.В., Б.С., Р.Н., А., П., Б.А., Е., Т., Р.А., В.С., К.М.В., представитель администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно статьям 257 (ч. 2), 327 (ч. 1) ГПК Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения заявителей, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлено, что заявителям на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером N ... с видом разрешенного использования "для ведения крестьянского хозяйства", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
<дата> главой администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области было принято постановление об отказе заявителям в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ..., с вида "для ведения крестьянского хозяйства" на "для дачного строительства" (л.д. 110).
В качестве основания для отказа указано на несоответствие испрашиваемого вида использования земельного участка функциональному зонированию территории, утвержденному генеральным планом муниципального образования Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка принятия решения; несоответствие содержания оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта; отсутствие у органа (лица) полномочия на принятие оспариваемого решения.
При этом, в этом же Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия.
Разрешая вопрос об обоснованности доводов заявителей по данному делу, суд первой инстанции правильно применил положения статей 7, 42, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 4, 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и пришел к обоснованному выводу о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, невозможно без изменения категории таких земель, а дачное строительство не отнесено к тем исключительным случаям, когда законодатель допускает перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
Судом первой инстанции в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно Генеральному плану Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утвержденному решением Совета депутатов муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <дата> N ... В соответствии с данным генеральным планом земельный участок площадью <...> с кадастровым номером N ..., расположенный вблизи деревни <адрес> отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для ведения крестьянского хозяйства" и находится вне границ населенных пунктов в функциональной зоне, предусматривающей фермерское хозяйство (л.д. 92, 104).
Земельный участок для целей дачного строительства заявителям не предоставлялся.
Решением Совета депутатов муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <дата> N ... указанный земельный участок отнесен к зоне сельскохозяйственного использования СХ-2, зона сельскохозяйственных предприятий.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно названному выше Федеральному закону, одним из основных принципов правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья (статья 77 Земельного кодекса РФ).
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1; пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30; части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для ведения крестьянского хозяйства установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования земель, определенных для ведения крестьянского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
С учетом приведенных выше положений Градостроительного кодекса РФ и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Учитывая положения статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", использование дачного участка предполагает строительство на нем жилого дома, что противоречит установленному законодателем приоритету в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий.
Согласно статье 2 данного Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ, данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Исходя из нормативных положений статей 12, 14, 16 указанного Федерального закона для ведения дачного хозяйства гражданами могут быть использованы те земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Следовательно, изменение вида разрешенного использования для ведения крестьянского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли населенных пунктов).
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 декабря 2013 года по делу N 2-8500/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Д., Я.В., Л., М., У., К.М.Р., К.В., Б.С., Р.Н., А., П., Б.А., Е., Т., Я.А., Р.А., В.С., В.В., К.М.В. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)