Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2014 N 08АП-11499/2014 ПО ДЕЛУ N А46-5596/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. N 08АП-11499/2014

Дело N А46-5596/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-11812/2014) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, (регистрационный номер 08АП-11499/2014) Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 по делу N А46-5596/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛЕБРЕС" (ОГРН 1075501006030, ИНН5501108445) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, к Администрации города Омска о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления и признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
при участии в судебном заседании представителей:
- от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Гега Н.В. (удостоверение N 0347/14 выдано 08.10.2014 действительно до 11.07.2017, по доверенности N 56 от 13.11.2014 сроком действия один год);
- от общества с ограниченной ответственностью "ЛЕБРЕС" - Молоков А.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности б/н от 19.05.2014 сроком действия на один год);
- от Администрации города Омска - Дымура О.И. (удостоверение N 11/11 выдано 08.08.2011 действительно до 15.04.2015, по доверенности N Исх-АГ/24-1696 от 10.04.2014 сроком действия на один год);

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛЕБРЕС" (далее - ООО "ЛЕБРЕС", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) от 17.12.2013 N 3429-р "О признании утратившим силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15 октября 2013 года N 2669-р".
На основании данного заявления Арбитражным судом Омской области возбуждено производство по делу N А46-5596/2014.
Также ООО "ЛЕБРЕС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо), выразившегося в непредставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050 общей площадью 1114 кв. м для строительства магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корп. 5 и N 7 по ул. Завертяева в Центральном административном округе города Омска; об обязании Администрации города Омска в соответствии в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ принять решение о представлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050 общей площадью 1114 кв. м для строительства магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корп. 5 и N 7 по ул. Завертяева в Центральном административном округе города Омска в аренду на период строительства.
На основании данного заявления Арбитражным судом Омской области возбуждено производство по делу N А46-5802/2014.
Определением Арбитражного суда Омской области от 10.06.2014 дела NN А46-5596/2014 и А46-5802/2014 объединены в одно производство, делу присвоен номер А46-5596/2014.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 по делу N А46-5596/2014 заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 17.12.2013 N 3429-р "О признании утратившим силу распоряжения департамента архитектуры Администрации города Омска от 15 октября 2013 года N 2669-р".
Признано незаконным бездействие Администрации города Омска, выразившееся в непредставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050 общей площадью 1114 кв. м для строительства магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корп. 5 и N 7 по улице Завертяева в Центральном административном округе города Омска.
В качестве восстановления нарушенных прав заявителя на Администрацию города Омска возложена обязанность принять решение о предоставлении в аренду ООО "ЛЕБРЕС" земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050 общей площадью 1114 кв. м для строительства магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корп. 5 и N 7 по улице Завертяева в Центральном административном округе города Омска в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ.
Не соглашаясь с принятым судебным актом заинтересованные лица обжаловали его в апелляционном порядке.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что 11.03.2013 ООО "ЛЕБРЕС" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предварительном согласовании места размещения магазина товаров первой необходимости на земельном участке примерной площадью 2000 кв. м в створе домов N 7 корпус 5 и N 7 по улице Завертяева в Центральном административном округе города Омска.
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N 2669-р было предварительно согласовано место размещения магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корп. 5 и N 7 по улице Завертяева в Центральном административном округе города Омска согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.07.2013 N 1350-р.
25.11.2013 земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:9050 площадью 1114 кв. м был поставлен на кадастровый учет.
02.12.2013 ООО "ЛЕБРЕС" обратилось в Администрацию города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050 общей площадью 1114 кв. м для строительства магазина товаров первой необходимости вблизи строений N 7 корп. 5 и N 7 по улице Завертяева в Центральном административном округе города Омска.
27.01.2014 ООО "ЛЕБРЕС" был получен ответ мэра города Омска о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен ввиду отмены распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 15.10.2013 N 2669-р.
Полагая, что основания для отмены распоряжения N 2669-р от 15.10.2013 отсутствовали, а бездействие Администрации города Омска, выразившееся в непредставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:9050, является незаконным, ООО "ЛЕБРЕС" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в качестве основания для издания оспариваемого Распоряжения послужило применение заинтересованным лицом Решения Омского городского совета N 131 от 19.06.2013 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" и Постановления Омского городского совета N 655 от 20.11.2013 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского совета N 131 от 19.06.2013 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", которыми установлен запрет на предоставление испрашиваемого земельного участка обществом без проведения процедуры торгов.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал, что выбор земельного участка по заявлению ООО "ЛЕБРЕС" от 11.03.2013 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, то есть в срок до 12.09.2013. При этом в срок в срок до 13.10.2013 Департаментом должно было быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. Кроме того, суд первой инстанции отклонил довод о том, что в связи с принятием Омским городским Советом решения от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее по тексту - Решение N 131) предоставление заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов не представляется возможным.
Не согласившись с принятым решением, Администрация и Департамент обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционных жалоб заинтересованные лица указывают, что в рассматриваемом случае восстановление нарушенного права путем возложения обязанности обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка неправомерно. Как отмечает податель жалобы, возложение обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в аренду противоречит действующему законодательству.
Кроме того, по мнению заинтересованных лиц, с момента вступления в законную силу муниципального акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, в частности Решения N 131, данные земельные участки не могут быть представлены в ином порядке.
Так, согласно постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее по тексту - Постановление N 655) со дня вступления в силу Решения N 131 в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
При этом, как отмечают податели жалоб, законность Постановления N 655 проверена Арбитражным судом Омской области в рамках дела N А46-1716/2014. В частности, решением по названному делу, оставленному без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2014, положения Постановления N 655 признаны соответствующими взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); подпункту "к" пункта 1 статьи 72, подпункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации; статье 1 и пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 N 92.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ООО "ЛЕБРЕС" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации и Департамента поддержали доводы и требования, изложенные в апелляционных жалобах, просили отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Лебрес" с доводами апелляционных жалоб не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб необоснованными, просил оставить решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, письменный отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
В соответствии со статьей 9 Закона Омской области N 731-ОЗ орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Следовательно, выбор земельного участка по заявлению ООО "ЛЕБРЕС" от 11.03.2013 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, то есть не позднее 12.09.2013, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта должно было быть принято не позднее 13.10.2014.
Фактически Распоряжение N 2669-р "О предварительном согласовании места размещения объекта" было принято 15.10.2013.
Довод департамента о том, что в связи с принятием Омским городским Советом решения N 131 от 19.06.2013 предоставление заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов не представляется возможным, также правомерно отклонен судом первой инстанции.
Действительно, пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Во исполнение указанной нормы Омским городским Советом принято Решение N 131, которым был установлен соответствующий перечень объектов, для строительства которых земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска, предоставляются исключительно на торгах.
В соответствии с Постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Согласно пункту 35 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в законную силу 29.06.2013, предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах в случае строительства, в том числе, магазинов товаров первой необходимости.
Как указывалось ранее, статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
В рассматриваемом случае, с заявлением о выборе спорного земельного участка ООО "ЛЕБРЕС" обратилось 11.03.2013.
То есть, на момент принятия Департаментом соответствующего решения по истечении установленного шестимесячного срока предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка, по мнению Департамента, могло быть осуществлено исключительно на торгах.
Вместе с тем, по верному замечанию суда первой инстанции, согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В решении Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 прямо не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
С соответствующим заявлением, как уже указывалось выше, Общество обратилось к Департаменту до вступления в законную силу решения от 19.06.2013 N 131.
Ссылка заинтересованных лиц в апелляционных жалобах на Постановление N 655, согласно которому решение от 19.06.2013 N 131 имеет обратную силу, во внимание не принимается по следующим основаниям.
Как было указано выше, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи лицом заявления о выборе земельного участка. Ссылаясь на указанное постановление, податели жалоб не учитывают правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2014 по делу N А46-12475/2013.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в решении от 02.06.2014 по делу N А46-1716/2014, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2014, суд, признавая положения Постановления N 655 соответствующими взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); подпункту "к" пункта 1 статьи 72, подпункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации; статье 1 и пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 N 92, также отметил, что с момента подачи соответствующего заявления у заявителя появляется право на своевременное его рассмотрение и принятие по нему соответствующего положительного либо отрицательного решения в установленный законом срок.
Более того, соблюдая данный срок, Департамент должен был принять соответствующее решение в срок до 13.10.2013 и фактически принял 15.10.2013, то есть до вступления в силу постановления от 20.11.2013 N 655, которое по основаниям, изложенным выше, не может иметь обратной силы.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы подателей жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционных жалоб в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованными лицами, но от уплаты которой они в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены, не подлежит распределению.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционные жалобы Администрации города Омска и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2014 по делу N А46-5596/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)