Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сухановой Е.П.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и третьего лица Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 февраля 2014 года
по делу N А60-40541/2013,
вынесенное судьей Абдрахмановой Е.Ю.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Чистые росы" (ОГРН 1136658005307, ИНН 6658427628)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
третье лицо Администрация города Екатеринбурга,
о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы" (далее - заявитель, СНТ "Чистые росы") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - ответчик, Министерство), изложенного в письме от 23.07.2013 N 170182/1388нз, в предоставлении СНТ "Чистые росы" земельного участка примерной площадью 24 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, Чусовской тракт, 6 км в кадастровом квартале 66:41:0309032 рядом с СНТ "Березка-2", под садоводство; об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем направления обращения в орган местного самоуправления об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории в месячный срок.
Решением суда от 21.02.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, изложенный в письме от 23.07.2013 N 170182/1388нз, в предоставлении СНТ "Чистые росы" земельного участка для ведения садоводства; на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СНТ "Чистые росы" путем принятия решения по вопросу о предоставлении земельного участка СНТ "Чистые росы" для ведения садоводства. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Ответчик Министерство, обращаясь в суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что оснований для рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имелось, поскольку товарищество обратилось в министерство с заявлением в порядке, предусмотренном п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ). Испрашиваемый земельный участок не подлежал предоставлению СНТ "Чистые росы" в соответствии с п. 1 ст. 28, абз. 2, 3 п. 4 ст. 14 указанного Федерального закона, поскольку положениями указанных статей закона не предусмотрена возможность предоставления земельного участка в собственность бесплатно вновь созданному садовому товариществу.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Администрация ссылается на то, что положения ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусматривают специальный порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих объединений, в связи с чем общий порядок предоставления земельных участков применению не подлежит. Заявитель не представил суду доказательств соблюдения условий, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ - доказательств нуждаемости в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на основании очередности, зарегистрированной в органе местного самоуправления. Администрация со ссылкой на ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что оснований для предоставления заявителю земельного участка не имеется, поскольку испрашиваемый земельный участок не включен в фонд перераспределения земель.
Заявители апелляционных жалоб в суд апелляционной инстанции не явились.
Заявитель в суд апелляционной инстанции не явился, в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне коллективных садов и садово-огородных участков, что подтверждает факт возможности предоставления земельных участков для садоводства не только из фонда перераспределения земель.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.05.2013 СНТ "Чистые росы" обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о предоставлении земельного участка для занятия садоводством примерной площадью 24 000 кв. м с предполагаемым размещением земельного участка: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, Чусовской тракт, 6 км, в кадастровом квартале 66:41:0309032 рядом с СНТ "Березка-2"
В письме от 04.06.2013 N 17-01-82/61нз Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что в заявлении не указан вид испрашиваемого права (л.д. 16-17).
27.06.2013 СНТ "Чистые росы" повторно обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении для ведения садоводства земельного участка примерной площадью 24 000 кв. м по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, Чусовской тракт, 6 км, в кадастровом квартале 66:41:0309032, рядом с СНТ "Березка-2", в соответствии с п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, Земельным кодексом Российской Федерации (л.д. 18. 19).
В письме от 23.07.2013 N 170182/1388нз Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, поскольку предоставление земельных участков для ведения садоводства, возможно после формирования СНТ "Чистые росы" в соответствии с ведомственной принадлежностью, а также утверждения персонального состава граждан - членов СНТ "Чистые росы" Администрацией города Екатеринбурга (л.д. 20-21).
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования, признавая отказ Министерства от 23.07.2013 N 170182/1388нз незаконным, установил, что фактически заявление СНТ "Чистые росы" Министерством по существу не рассмотрено. Требование об обязании ответчика направить в орган местного самоуправления обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, по мнению суда, является преждевременным, поскольку обязанность исполнительного органа государственной власти по направлению обращения в орган местного самоуправления при рассмотрении заявления согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации не исполнена.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Абзацем 1 п. 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно абз. 2. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Между тем, из названных норм не следует, что земельный участок подлежит предоставлению в собственность вновь созданному садовому товариществу. В собственность предоставляются земельные участки членам некоммерческого товарищества, а товариществу предоставляются земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, либо по решению общего собрания членов некоммерческого объединения о закреплении предоставленных им земельных участков.
Довод Администрации о том, что в соответствии со ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления заявителю земельного участка не имеется, поскольку испрашиваемый земельный участок не включен в фонд перераспределения земель, отклоняется.
В силу п. 1, 2 ст. 14 указанного Федерального закона орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Согласно п. 1 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства из фонда перераспределения земель.
Однако это не исключает предоставление земельных участков садоводческим некоммерческим товариществам на землях населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городско округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городско Думы от 13.11.2007 N 68/48, расположен в территориальной зоне Р-2 - зоне коллективных садов и садово-огородных участков.
Учитывая изложенное, является ошибочным довод Министерства о том, что оснований для рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имелось, поскольку товарищество обратилось в Министерство с заявлением в порядке, предусмотренном п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 указанного Кодекса.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимают решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляют ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем, заявление товарищества в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не рассмотрено.
Оспариваемый отказ Министерства нарушает права заявителя на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Довод Администрации об отсутствии доказательств нуждаемости в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на основании очередности, зарегистрированной в органе местного самоуправления отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не являются условиями предоставления земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 30, 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное решение суда отмене (изменению) не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Государственная пошлина по апелляционным жалобам отнесена на заявителей в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области и Администрация города Екатеринбурга освобождены от уплаты государственной пошлины по апелляционным жалобам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 февраля 2014 года по делу N А60-40541/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2014 N 17АП-4735/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-40541/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. N 17АП-4735/2014-ГК
Дело N А60-40541/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сухановой Е.П.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и третьего лица Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 февраля 2014 года
по делу N А60-40541/2013,
вынесенное судьей Абдрахмановой Е.Ю.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Чистые росы" (ОГРН 1136658005307, ИНН 6658427628)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
третье лицо Администрация города Екатеринбурга,
о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы" (далее - заявитель, СНТ "Чистые росы") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - ответчик, Министерство), изложенного в письме от 23.07.2013 N 170182/1388нз, в предоставлении СНТ "Чистые росы" земельного участка примерной площадью 24 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, Чусовской тракт, 6 км в кадастровом квартале 66:41:0309032 рядом с СНТ "Березка-2", под садоводство; об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем направления обращения в орган местного самоуправления об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории в месячный срок.
Решением суда от 21.02.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, изложенный в письме от 23.07.2013 N 170182/1388нз, в предоставлении СНТ "Чистые росы" земельного участка для ведения садоводства; на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СНТ "Чистые росы" путем принятия решения по вопросу о предоставлении земельного участка СНТ "Чистые росы" для ведения садоводства. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Ответчик Министерство, обращаясь в суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что оснований для рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имелось, поскольку товарищество обратилось в министерство с заявлением в порядке, предусмотренном п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ). Испрашиваемый земельный участок не подлежал предоставлению СНТ "Чистые росы" в соответствии с п. 1 ст. 28, абз. 2, 3 п. 4 ст. 14 указанного Федерального закона, поскольку положениями указанных статей закона не предусмотрена возможность предоставления земельного участка в собственность бесплатно вновь созданному садовому товариществу.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Администрация ссылается на то, что положения ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусматривают специальный порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих объединений, в связи с чем общий порядок предоставления земельных участков применению не подлежит. Заявитель не представил суду доказательств соблюдения условий, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ - доказательств нуждаемости в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на основании очередности, зарегистрированной в органе местного самоуправления. Администрация со ссылкой на ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что оснований для предоставления заявителю земельного участка не имеется, поскольку испрашиваемый земельный участок не включен в фонд перераспределения земель.
Заявители апелляционных жалоб в суд апелляционной инстанции не явились.
Заявитель в суд апелляционной инстанции не явился, в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне коллективных садов и садово-огородных участков, что подтверждает факт возможности предоставления земельных участков для садоводства не только из фонда перераспределения земель.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.05.2013 СНТ "Чистые росы" обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о предоставлении земельного участка для занятия садоводством примерной площадью 24 000 кв. м с предполагаемым размещением земельного участка: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, Чусовской тракт, 6 км, в кадастровом квартале 66:41:0309032 рядом с СНТ "Березка-2"
В письме от 04.06.2013 N 17-01-82/61нз Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что в заявлении не указан вид испрашиваемого права (л.д. 16-17).
27.06.2013 СНТ "Чистые росы" повторно обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении для ведения садоводства земельного участка примерной площадью 24 000 кв. м по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, Чусовской тракт, 6 км, в кадастровом квартале 66:41:0309032, рядом с СНТ "Березка-2", в соответствии с п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, Земельным кодексом Российской Федерации (л.д. 18. 19).
В письме от 23.07.2013 N 170182/1388нз Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, поскольку предоставление земельных участков для ведения садоводства, возможно после формирования СНТ "Чистые росы" в соответствии с ведомственной принадлежностью, а также утверждения персонального состава граждан - членов СНТ "Чистые росы" Администрацией города Екатеринбурга (л.д. 20-21).
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования, признавая отказ Министерства от 23.07.2013 N 170182/1388нз незаконным, установил, что фактически заявление СНТ "Чистые росы" Министерством по существу не рассмотрено. Требование об обязании ответчика направить в орган местного самоуправления обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, по мнению суда, является преждевременным, поскольку обязанность исполнительного органа государственной власти по направлению обращения в орган местного самоуправления при рассмотрении заявления согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации не исполнена.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Абзацем 1 п. 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно абз. 2. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Между тем, из названных норм не следует, что земельный участок подлежит предоставлению в собственность вновь созданному садовому товариществу. В собственность предоставляются земельные участки членам некоммерческого товарищества, а товариществу предоставляются земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, либо по решению общего собрания членов некоммерческого объединения о закреплении предоставленных им земельных участков.
Довод Администрации о том, что в соответствии со ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления заявителю земельного участка не имеется, поскольку испрашиваемый земельный участок не включен в фонд перераспределения земель, отклоняется.
В силу п. 1, 2 ст. 14 указанного Федерального закона орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Согласно п. 1 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства из фонда перераспределения земель.
Однако это не исключает предоставление земельных участков садоводческим некоммерческим товариществам на землях населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городско округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городско Думы от 13.11.2007 N 68/48, расположен в территориальной зоне Р-2 - зоне коллективных садов и садово-огородных участков.
Учитывая изложенное, является ошибочным довод Министерства о том, что оснований для рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имелось, поскольку товарищество обратилось в Министерство с заявлением в порядке, предусмотренном п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 указанного Кодекса.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимают решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляют ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем, заявление товарищества в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не рассмотрено.
Оспариваемый отказ Министерства нарушает права заявителя на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Довод Администрации об отсутствии доказательств нуждаемости в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на основании очередности, зарегистрированной в органе местного самоуправления отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не являются условиями предоставления земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 30, 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное решение суда отмене (изменению) не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Государственная пошлина по апелляционным жалобам отнесена на заявителей в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области и Администрация города Екатеринбурга освобождены от уплаты государственной пошлины по апелляционным жалобам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 февраля 2014 года по делу N А60-40541/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)