Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ВладАвто" - Сергеева А.К., ген. директор (решение от 02.10.2010 N 1);
- от управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока - Жембровская О.В.., представитель по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4916;
- от администрации города Владивостока - Жембровская О.В.., представитель по доверенности от 22.12.2014 N 1/3/4335
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВладАвто"
на решение от 25.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014
по делу N А51-15905/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.П. Нестеренко,
в суде апелляционной инстанции судьи Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова, Е.Н. Номоконова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВладАвто"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
третье лицо: администрация города Владивостока
об оспаривании решения
Общество с ограниченной ответственностью "ВладАвто" (ОГРН 1102540007415, ИНН 2540166501, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 20; далее - управление) от 25.05.2014 N 1052/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка площадью 9518 кв. м, расположенного в районе ул. Фадеева, 81 в г. Владивостоке; об обязании управления обеспечить выбор земельного участка (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 05.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне управления привлечена администрация города Владивостока (далее - третье лицо, администрация).
Решением суда от 25.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014, в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе ООО "ВладАвто" просит отменить состоявшиеся судебные акты как необоснованные. Заявитель не согласен с выводом суда о наложении спорного земельного участка на запретную зону военного объекта. Полагает, что Постановление от 07.12.2005 N 217-пг утратило силу в связи с принятием Постановления от 05.05.2014 N 405, устанавливающего иной порядок обеспечения режима запретных зон. Ссылается на неодинаковый подход управления к использованию земельного участка, находящегося вблизи военного объекта, в частности принятие распоряжения от 19.09.2014 N 1986, которым ООО "Пауэр Инвестментс" утверждены границы земельного участка, примыкающего к этому же военному объекту - воинской части 13079.
В отзыве на кассационную жалобу администрация, управление просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представители лиц, участвующих в деле, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали, дали по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 15.01.2014 с учетом дополнений ООО "ВладАвто" обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 15 лет земельного участка приблизительной площадью 9 518 кв. м, расположенного в районе ул. Фадеева, 81 в г. Владивостоке, для строительства авторемонтного предприятия с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
Названные обращения департамент направил в администрацию города Владивостока для обеспечения выбора земельного участка для строительства на основании градостроительных документов (письма от 20.01.2014 N 20/03/02-13/1299, от 03.02.2014 N 20/03/02-13/2954).
По результатам рассмотрения обращений управление письмами от 28.02.2014, от 24.04.2014, от 25.05.2014 за NN 1052/20у сообщило обществу о том, что испрашиваемый земельный участок находится в районе зеленых насаждений, предложив представить схему подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений (письмо от 24.04.2014), о расположении земельного участка в запретной зоне, в связи с чем указало на невозможность выдать акт о выборе земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Общество, расценив данные письма как отказ в обеспечении выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства и полагая незаконными мотивы, приведенные в обоснование отказа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 названной статьи. Данный порядок включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 ЗК РФ.
Таким образом, для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему предшествует выбор земельного участка для строительства, который осуществляет орган местного самоуправления на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Порядок выдачи актов о выборе земельных участков в г. Владивостоке установлен Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608.
Пунктом 2.8 названного Регламента установлено, что в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случаях нарушения Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере при предоставлении услуги.
Установлено, что испрашиваемый земельный участок находится на территории, занятой зелеными насаждениями, и частично налагается на запретную территорию военного объекта: войсковую часть 13079 (МТУ ТОФ).
Решением думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 83 утверждены Временные правила содержания и охраны зеленых насаждений на территории г. Владивостока (далее по тексту - Правила N 83).
В соответствии с пунктом 5.4 названных Правил согласование строительства объектов на участках, имеющих зеленые насаждения, проводится в три этапа: 1 этап - заказчиком при согласовании акта выбора площадки; 2 этап - проектной организацией (представителем заказчика) при разработке проектной документации (рабочего проекта, проекта) на строительство; 3 этап - заказчиком (подрядчиком) перед началом производства работ при оформлении порубочного талона, разрешения на право сноса или нарушения целостности растительного слоя.
Согласование акта выбора площадки (листа согласования) под проектирование зданий, сооружений или других объектов производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При наличии на объекте (участке) растительности (деревья, кустарники, газон, цветники) к акту выбора площадки прикладывается эскиз застройки участка с нанесенными на нем зелеными насаждениями (пункт 5.5 Временных правил).
Пунктом 5.6 Правил N 83 предусмотрено, что при составлении проектов застройки выполняется схема участка с указанием деревьев, которые подлежат вырубке, сохранению или пересадке в границах отведенного участка и производства работ по благоустройству (схема подеревной съемки), а при их отсутствии делаются об этом соответствующие оговорки.
Таким образом, вопрос вырубки, сохранения или пересадки зеленых насаждений решается уполномоченным органом на стадии согласования проектной документации и при обращении за получением порубочного талона. Установить необходимость вырубки деревьев на стадии выбора земельного участка до определения вариантов размещения объекта и до утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами размещения объекта невозможно.
На основании приведенных норм судами обоснованно отмечено, что непредставление обществом схемы подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений не влияет на возможность выбора земельного участка для строительства на стадии выдачи акта о выборе земельного участка и утверждении схемы земельного участка.
В отношении нахождения части земельного участка в запретном районе военного объекта установлено следующее.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 93 ЗК РФ на землях обороны и безопасности в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны. Положение вступило в действие с 15.05.2014 и в связи с его принятием утратило силу ранее действующее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 N 135.
Действующим в спорный период Положением определены понятия запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта, охранные зоны военного объекта, внешний периметр военного объекта, а также определены границы соответствующих зон. В частности, установлено, что запретные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Ранее действующим Положением N 135 также определен порядок установления границ запретных зон и запретных районов.
На основании названного Положения N 135 установлены границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных в Приморском крае, утвержденные Постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" (далее - Постановление N 217-пг).
Пунктом 7 Положения N 135 установлен запрет строительства объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретной зоны.
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 1 к Постановлению N 217-пг (в редакции постановления Губернатора Приморского края от 12.08.2011 N 46-пг, опубликованного на официальном сайте администрации Приморского края www.primorsky.ru (//domino.primorsky.ru)), в отношении объекта 21 в/ч 13079 (МТУ ТОФ), расположенного в районе дислокации "Зеленый угол", были установлены запретная зона (м) - 200 м, запретный район (км) - 3 км, противопожарная полоса (м) - 50 м.
Границы запретных зон и запретных районов были внесены в геоинформационную систему "Geomap" на основании Постановления N 217-пг. Кроме того, карта запретных зон и районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа была утверждена в составе Правил и землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила землепользования и застройки, Правила N 462).
Из материалов дела установлено, что земельный участок площадью 9518 кв. м расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4) и частично налагается на запретную зону военного объекта. Данный факт подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования с нанесением границ запретной зоны и испрашиваемого земельного участка (л.д. 76), письмом УГА от 18.07.2014 N 27/2-9-2790 с приложением обзорной схемы земельного участка.
С учетом установленного суды обоснованно признали доказанным факт наложения испрашиваемого земельного участка на запретную зону военного объекта, в пределах которой запрещена деятельность по строительству.
Так, судами учтено, что в соответствии с пунктом 3 Постановления от 15.05.2014 N 405 на Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Федеральную службу охраны Российской Федерации до 31.12.2015 возложена обязанность осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
Соответственно, до осуществления мероприятий по установлению границ запретных зон и иных зон военных объектов в порядке, предусмотренном названным Постановлением, в частности до 31.12.2015, сохраняются ранее установленные ограничения, в том числе по использованию земельных участков, занятых военными объектами.
Такой подход, как правильно отмечено судами, отвечает принципу земельного законодательства о сочетании интересов общества и законных интересов граждан (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) и не противоречит основам гражданского законодательства, в силу которых допускается ограничение гражданских прав в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ).
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, о необходимости определения границ запретной зоны по внешнему ограждению военного объекта, об отсутствии сведений о границах запретной зоны в государственном кадастре недвижимости являлись предметом исследования в судебных инстанциях, им дана надлежащая оценка, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом кассационной инстанции не принимаются.
Ссылка на наличие иного подхода при рассмотрении заявления другого лица судом кассационной инстанции не принимается, поскольку вопрос о возможности выдачи акта выбора земельного участка и утверждения схемы земельного участка подлежит рассмотрению исходя из конкретных обстоятельств.
По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 25.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по делу N А51-15905/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 24.02.2015 N Ф03-279/2015 ПО ДЕЛУ N А51-15905/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. N Ф03-279/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ВладАвто" - Сергеева А.К., ген. директор (решение от 02.10.2010 N 1);
- от управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока - Жембровская О.В.., представитель по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4916;
- от администрации города Владивостока - Жембровская О.В.., представитель по доверенности от 22.12.2014 N 1/3/4335
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВладАвто"
на решение от 25.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014
по делу N А51-15905/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.П. Нестеренко,
в суде апелляционной инстанции судьи Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова, Е.Н. Номоконова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВладАвто"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
третье лицо: администрация города Владивостока
об оспаривании решения
Общество с ограниченной ответственностью "ВладАвто" (ОГРН 1102540007415, ИНН 2540166501, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 20; далее - управление) от 25.05.2014 N 1052/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка площадью 9518 кв. м, расположенного в районе ул. Фадеева, 81 в г. Владивостоке; об обязании управления обеспечить выбор земельного участка (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 05.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне управления привлечена администрация города Владивостока (далее - третье лицо, администрация).
Решением суда от 25.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014, в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе ООО "ВладАвто" просит отменить состоявшиеся судебные акты как необоснованные. Заявитель не согласен с выводом суда о наложении спорного земельного участка на запретную зону военного объекта. Полагает, что Постановление от 07.12.2005 N 217-пг утратило силу в связи с принятием Постановления от 05.05.2014 N 405, устанавливающего иной порядок обеспечения режима запретных зон. Ссылается на неодинаковый подход управления к использованию земельного участка, находящегося вблизи военного объекта, в частности принятие распоряжения от 19.09.2014 N 1986, которым ООО "Пауэр Инвестментс" утверждены границы земельного участка, примыкающего к этому же военному объекту - воинской части 13079.
В отзыве на кассационную жалобу администрация, управление просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представители лиц, участвующих в деле, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали, дали по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 15.01.2014 с учетом дополнений ООО "ВладАвто" обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 15 лет земельного участка приблизительной площадью 9 518 кв. м, расположенного в районе ул. Фадеева, 81 в г. Владивостоке, для строительства авторемонтного предприятия с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
Названные обращения департамент направил в администрацию города Владивостока для обеспечения выбора земельного участка для строительства на основании градостроительных документов (письма от 20.01.2014 N 20/03/02-13/1299, от 03.02.2014 N 20/03/02-13/2954).
По результатам рассмотрения обращений управление письмами от 28.02.2014, от 24.04.2014, от 25.05.2014 за NN 1052/20у сообщило обществу о том, что испрашиваемый земельный участок находится в районе зеленых насаждений, предложив представить схему подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений (письмо от 24.04.2014), о расположении земельного участка в запретной зоне, в связи с чем указало на невозможность выдать акт о выборе земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Общество, расценив данные письма как отказ в обеспечении выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства и полагая незаконными мотивы, приведенные в обоснование отказа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 названной статьи. Данный порядок включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 ЗК РФ.
Таким образом, для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему предшествует выбор земельного участка для строительства, который осуществляет орган местного самоуправления на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Порядок выдачи актов о выборе земельных участков в г. Владивостоке установлен Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608.
Пунктом 2.8 названного Регламента установлено, что в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случаях нарушения Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере при предоставлении услуги.
Установлено, что испрашиваемый земельный участок находится на территории, занятой зелеными насаждениями, и частично налагается на запретную территорию военного объекта: войсковую часть 13079 (МТУ ТОФ).
Решением думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 83 утверждены Временные правила содержания и охраны зеленых насаждений на территории г. Владивостока (далее по тексту - Правила N 83).
В соответствии с пунктом 5.4 названных Правил согласование строительства объектов на участках, имеющих зеленые насаждения, проводится в три этапа: 1 этап - заказчиком при согласовании акта выбора площадки; 2 этап - проектной организацией (представителем заказчика) при разработке проектной документации (рабочего проекта, проекта) на строительство; 3 этап - заказчиком (подрядчиком) перед началом производства работ при оформлении порубочного талона, разрешения на право сноса или нарушения целостности растительного слоя.
Согласование акта выбора площадки (листа согласования) под проектирование зданий, сооружений или других объектов производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При наличии на объекте (участке) растительности (деревья, кустарники, газон, цветники) к акту выбора площадки прикладывается эскиз застройки участка с нанесенными на нем зелеными насаждениями (пункт 5.5 Временных правил).
Пунктом 5.6 Правил N 83 предусмотрено, что при составлении проектов застройки выполняется схема участка с указанием деревьев, которые подлежат вырубке, сохранению или пересадке в границах отведенного участка и производства работ по благоустройству (схема подеревной съемки), а при их отсутствии делаются об этом соответствующие оговорки.
Таким образом, вопрос вырубки, сохранения или пересадки зеленых насаждений решается уполномоченным органом на стадии согласования проектной документации и при обращении за получением порубочного талона. Установить необходимость вырубки деревьев на стадии выбора земельного участка до определения вариантов размещения объекта и до утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами размещения объекта невозможно.
На основании приведенных норм судами обоснованно отмечено, что непредставление обществом схемы подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений не влияет на возможность выбора земельного участка для строительства на стадии выдачи акта о выборе земельного участка и утверждении схемы земельного участка.
В отношении нахождения части земельного участка в запретном районе военного объекта установлено следующее.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 93 ЗК РФ на землях обороны и безопасности в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны. Положение вступило в действие с 15.05.2014 и в связи с его принятием утратило силу ранее действующее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 N 135.
Действующим в спорный период Положением определены понятия запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта, охранные зоны военного объекта, внешний периметр военного объекта, а также определены границы соответствующих зон. В частности, установлено, что запретные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Ранее действующим Положением N 135 также определен порядок установления границ запретных зон и запретных районов.
На основании названного Положения N 135 установлены границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных в Приморском крае, утвержденные Постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" (далее - Постановление N 217-пг).
Пунктом 7 Положения N 135 установлен запрет строительства объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретной зоны.
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 1 к Постановлению N 217-пг (в редакции постановления Губернатора Приморского края от 12.08.2011 N 46-пг, опубликованного на официальном сайте администрации Приморского края www.primorsky.ru (//domino.primorsky.ru)), в отношении объекта 21 в/ч 13079 (МТУ ТОФ), расположенного в районе дислокации "Зеленый угол", были установлены запретная зона (м) - 200 м, запретный район (км) - 3 км, противопожарная полоса (м) - 50 м.
Границы запретных зон и запретных районов были внесены в геоинформационную систему "Geomap" на основании Постановления N 217-пг. Кроме того, карта запретных зон и районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа была утверждена в составе Правил и землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила землепользования и застройки, Правила N 462).
Из материалов дела установлено, что земельный участок площадью 9518 кв. м расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4) и частично налагается на запретную зону военного объекта. Данный факт подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования с нанесением границ запретной зоны и испрашиваемого земельного участка (л.д. 76), письмом УГА от 18.07.2014 N 27/2-9-2790 с приложением обзорной схемы земельного участка.
С учетом установленного суды обоснованно признали доказанным факт наложения испрашиваемого земельного участка на запретную зону военного объекта, в пределах которой запрещена деятельность по строительству.
Так, судами учтено, что в соответствии с пунктом 3 Постановления от 15.05.2014 N 405 на Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Федеральную службу охраны Российской Федерации до 31.12.2015 возложена обязанность осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
Соответственно, до осуществления мероприятий по установлению границ запретных зон и иных зон военных объектов в порядке, предусмотренном названным Постановлением, в частности до 31.12.2015, сохраняются ранее установленные ограничения, в том числе по использованию земельных участков, занятых военными объектами.
Такой подход, как правильно отмечено судами, отвечает принципу земельного законодательства о сочетании интересов общества и законных интересов граждан (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) и не противоречит основам гражданского законодательства, в силу которых допускается ограничение гражданских прав в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ).
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, о необходимости определения границ запретной зоны по внешнему ограждению военного объекта, об отсутствии сведений о границах запретной зоны в государственном кадастре недвижимости являлись предметом исследования в судебных инстанциях, им дана надлежащая оценка, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом кассационной инстанции не принимаются.
Ссылка на наличие иного подхода при рассмотрении заявления другого лица судом кассационной инстанции не принимается, поскольку вопрос о возможности выдачи акта выбора земельного участка и утверждения схемы земельного участка подлежит рассмотрению исходя из конкретных обстоятельств.
По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 25.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по делу N А51-15905/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)