Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2014 ПО ДЕЛУ N А65-10497/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2014 г. по делу N А65-10497/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июля 2014 года по делу N А65-10497/2014 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Черемушки" (ОГРН 1021601375290, ИНН 1639012516), Тукаевский район, Новотроицкое сельское поселение,
к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным действия об отказе в передаче в собственность земельного участка,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Черемушки" (далее - заявитель, садоводческое товарищество, СНТ "Черемушки") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик, исполком):
- о признании незаконным действия об отказе в передаче в собственность земельного участка площадью 84970 кв. м;
- о признании за садоводческим некоммерческим товариществом "Черемушки" права собственности на земельный участок площадью 84970 кв. м, относящейся к имуществу общего пользования товарищества;
- о взыскании расходов на оказание юридических услуг в размере 15 000 руб. (т. 1 л.д. 3-4).
Определением суда от 18.06.2014 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 1 л.д. 62).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.07.2014 по делу N А65-10497/2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, об отказе в передаче в собственность Садоводческому некоммерческому товариществу "Черемушки" земельного участка площадью 84970 кв. м кадастровый N 16:39:210801:28, относящейся к имуществу общего пользования товарищества, в связи с несоответствием земельному законодательству РФ.
Суд обязал Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Садоводческого некоммерческого товарищества "Черемушки" путем принятия в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении на праве собственности заявителю - Садоводческому некоммерческому товариществу "Черемушки" земельного участка площадью 84970 кв. м кадастровый N 16:39:210801:28, относящейся к имуществу общего пользования товарищества.
Суд взыскал с Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, в пользу Садоводческого некоммерческого товарищества "Черемушки" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 121-125).
В апелляционной жалобе исполком просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 3).
Садоводческое товарищество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, СНТ "Черемушки" основано в 1978 году.
Согласно постановления Главы администрации Тукаевского района РТ от 26.08.1996 N 824 и государственного акта от 05.09.1996 N РТ-39-9-000167 земельный участок площадью 94,3 га. передан садоводческому товариществу "Черемушки" в постоянное (бессрочное) пользование для размещения коллективных садов-огородов (т. 1 л.д. 7-12).
В результате проведения межевания и уточнения границ распоряжениями от 27.06.2013 N 797 и N 798 Исполкомом утверждены 2 схемы расположения земельного участка СНТ "Черемушки": - площадью 934686 кв. м, относящийся к Новотроицкому сельскому поселению; - площадью 84970 кв. м, относящийся к Комсомольскому сельскому поселению (т. 1 л.д. 24-25).
На земельный участок площадью 84970 кв. м выдан отдельный кадастровый паспорт с кадастровым N 16:39:210801:28 (т. 1 л.д. 21-23).
Данный земельный участок находится в границах СНТ "Черемушки" и является оврагом с сосредоточением воды за счет стекания талых, дождевых вод, родников и используется членами СНТ для полива.
24.02.2014 заявитель обратился в исполком с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно со ссылками на соответствующие статьи Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельного участка площадью 84970 кв. м с кадастровым N 16:39:210801:28, относящийся к имуществу общего пользования товарищества (т. 1 л.д. 26).
На данное заявление исполкомом вынесено постановление от 01.04.2014 N 1286, в котором вид разрешенного использования данного земельного участка с кадастровым N 16:39:210801:28 изменен с прежнего - "для сельскохозяйственного производства" на новое разрешенное использование - "земли общего пользования СНТ "Черемушки" (л.д. 27).
От рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность данного земельного участка исполком отказал, заявление товарищества не рассмотрено по существу.
Заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая, что данные действия исполкома являются незаконными и нарушают его права и законные интересы.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела видно, что СНТ "Черемушки" имеет право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 94,3 га., что подтверждено постановлением Главы администрации Тукаевского района Республики Татарстан от 26.08.1996 N 824 и Государственным актом от 05.09.1996 N РТ-39-9-000167 (т. 1 л.д. 7-12).
Данный земельный участок включает в себя также спорный земельный участок площадью 84970 кв. м с кадастровым N 16:39:210801:28, относящийся к имуществу общего пользования товарищества, что не оспаривается сторонами и третьим лицом, подтверждено межевым планом и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане.
В соответствии с пунктами 2, 2.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица обязаны до 01 января 2015 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, относящимися к имуществу общего пользования, на право аренды или приобрести по своему желанию в собственность. Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Сторонами не оспаривается предоставление Товариществом названных необходимых документов.
В материалах дела имеются Государственный акт от 05.09.1996 N РТ-39-9-000167 о праве СНТ "Черемушки" постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, Устав Садоводческого некоммерческого товарищества "Черемушки", Постановление собрания уполномоченных представителей и членов СНТ Черемушки" от 23.03.2013, в том числе по вопросу оформления в собственность земель общего пользования СНТ "Черемушки" (т. 1 л.д. 20), межевой план, схема расположения земельного участка, утвержденная исполкомом, кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок.
Исполком в первоначальном отзыве указал, что исполком не отказывает садоводческому товариществу в праве на приватизацию данного земельного участка. Для приведения в соответствие целевого использования данного земельного участка были проведены публичные слушания по изменению вида использования, и постановлением исполкома от 01.04.2014 N 1286 вид разрешенного использования данного земельного участка с кадастровым N 16:39:210801:28 изменен с прежнего - "для сельскохозяйственного производства" на новое разрешенное использование - "земли общего пользования СНТ "Черемушки" (т. 1 л.д. 27).
Кадастровое дело данного земельного участка N 16:39:210801:28 подтверждает данный факт и внесение в государственный кадастр недвижимости сведения о разрешенном виде этого земельного участка - "земли общего пользования СНТ "Черемушки".
В дальнейшем исполком указывает другую причину для отказа в предоставлении в собственность данного земельного участка - нахождение на нем водного объекта - пруд, который согласно статье 8 Водного кодекса Российской Федерации является водным объектом, принадлежащим муниципальному образованию, и используется неопределенным кругом лиц.
Судом первой инстанции исследованы данные доводы исполкома, однако, они не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Согласно письма Министерства энергетики Республики Татарстан от 02.07.2012 N 010-12-3136 в материалах инвентаризации гидротехнических сооружений Республики Татарстан не имеется информации о наличии прудов - искусственных водоемов, расположенных в границах населенного пункта "Новотроицкое" Тукаевского района Республики Татарстан.
Суд первой инстанции предложил исполкому представить доказательства наличия водоема на спорном земельном участке с кадастровым N 16:39:210801:28.
В нарушение статьи 65 АПК РФ исполком таких доказательств не представил.
Ссылки исполкома на сведения в интернете о наличии пруда на этом земельном участке, правомерно отклонены судом первой инстанции, в связи с необоснованностью.
Кадастровое дело на земельный участок с кадастровым N 16:39:210801:28 также не подтверждает наличие какого-либо водного объекта.
Таким образом, исполкомом не опровергнуты никакими доказательствами доводы заявителя о том, что данный земельный участок находится в границах СНТ "Черемушки" и является оврагом с сосредоточением воды за счет стекания талых, дождевых вод, родников и используется членами СНТ для полива.
Исполкомом не представлено каких-либо доказательств, обосновывающих правомерность его действий по отказу в предоставлении СНТ "Черемушки" участка в собственность.
Согласно статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами местного самоуправления оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган. Кроме того, пунктом 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Следовательно, исполком не выполнены данные требования закона.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемые действия по отказу Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ в предоставлении земельного участка в собственность, признанию незаконным, как несоответствующий земельному законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем, заявителем заявлено также требование о признании за СНТ "Черемушки" права собственности на данный земельный участок площадью 84970 кв. м кадастровый N 16:39:210801:28, относящейся к имуществу общего пользования товарищества.
Данное требование является необоснованным и подлежащим отклонению, поскольку в рамках данного дела судом рассматривается (в порядке главы 24 АПК РФ) законность действий органа местного самоуправления по отказу в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, а не гражданский спор о праве на данный земельный участок. При этом спора о праве на этот земельный участок не усматривается из материалов дела. Таким образом, заявление подлежит частичному удовлетворению.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений, должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными о соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Кроме того, заявителем заявлено о взыскании с исполкома 15000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
В обоснование заявленных требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя заявителем представлен договор на оказание юридических услуг от 10.02.2014, расходный кассовый ордер СНТ "Черемушки" N 18 от 03.05.2014 (л.д. 40-41).
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела. К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 Кодекса).
Согласно пункту 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения АПК РФ" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут применяться во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность спора.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, бремя доказывания разумности либо чрезмерности понесенных расходов возложено на каждую из сторон спора, в отношении которых разрешается вопрос о распределении судебных расходов.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в постановлении от 07.02.2006 N 12088/05 разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения указанных расходов.
Как следует из договора на оказание юридических услуг, заявителю (Заказчик) в рамках договора исполнитель (Рожкова Т.Ф.) обязался выполнить работы, связанные с оформлением в собственность земельного участка общего пользования:
- - изучить предоставленные Заказчиком документы;
- - подготовить и направить их в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан;
- - при необходимости подготовить и оформить все необходимые документы в арбитражный суд и осуществить представительство интересов заказчика во всех стадиях судебного процесса и исполнительного производства.
Стоимость услуг по этому договору определена 15000 руб.
Суд первой инстанции правомерно признал, что расходы в части изучения представленных заказчиком документов, подготовка и направление их в исполком не подпадают под перечень судебных издержек, обозначенных статьей 106 АПК РФ, так как не относятся к категории судебных и являются досудебными расходами, связанными с оплатой правовой помощи.
Следовательно, данные расходы не подлежат возмещению. Представление интересов в исполнительном производстве не относится к категории судебных расходов, следовательно, также не подлежит возмещению.
При этом, исходя из определения Конституционного суда РФ от 21.12.2004 N 454-О, часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Реализация названного права судом возможна в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными.
Таким образом, суд первой инстанции, при определении размера судебных расходов, подлежащих возмещению заявителю, учитывая вышеизложенное, а также, частичное удовлетворение заявленных требований, сделал правильный вывод, что заявленные к взысканию расходы на оплату услуг представителя подлежат частичному возмещению в сумме 5000 руб.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина исполкомом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июля 2014 года по делу N А65-10497/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)