Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "03" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" марта 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
секретаря судебного заседания Чистяковой Н.С.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Красноярское управление "Востокэнергомонтаж"): Новожилова В.Г. представителя по доверенности от 27.12.2013,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярское управление "Востокэнергомонтаж"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "19" ноября 2013 года по делу N А74-4797/2013, принятое судьей Ишь Н.Ю.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярское управление "Востокэнергомонтаж", ИНН 2462031279, ОГРН 1042402103314 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации города Абакана, ИНН 1901020300, ОГРН 1021900521224 (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным:
- пункта 3.2 постановления от 08.05.2013 N 804 в части предоставления обществу земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, кадастровый номер 19:01:160104:24, площадью 13002 кв. м, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Тувинская, 4, в аренду сроком на 15 лет, для эксплуатации и обслуживания объектов, используемых под авторемонтное предприятие, пункта 3.3 постановления от 08.05.2013 N 804 в части установления для данного земельного участка вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; пунктов 3.4, 3, 5 постановления от 08.05.2013 N 804;
- о возложении на ответчика обязанности внести изменения в проект договора аренды земельного участка от 08.05.2013 N АЮ27709 путем указания в пункте 1.1. кадастровой стоимости в размере 20 229 031 рубля 68 копеек, разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания производственных объектов"; путем исключения пункта 1.2.; указания в пунктах 2.2., 2.3 размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 20 229 031 рубля 68 копеек; редакции пункта 2 приложения N 2 к договору в части целевого (разрешенного) использования земельного участка для эксплуатации и обслуживания производственных объектов.
Определением от 14.10.2013 принят отказ заявителя от требований в части обязания заинтересованного лица внести изменения в проект договор аренды земельного участка от 08.05.2013 N АЮ27709, производство по делу N А74-4797/2012 в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 ноября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Из апелляционной жалобы следует, что общество не является авторемонтным предприятием и не осуществляет соответствующий вид деятельности, в оспариваемом постановлении для спорных земельных участков необоснованно установлен вид разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания объектов, используемых под авторемонтное предприятие". При составлении акта от 22.04.2013 N 173-В, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка, не присутствовал представитель общества. Постановление администрации от 08.05.2013 N 804 в оспариваемой части не соответствует статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 21-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя администрации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 19АА N 511482, 511483, 511484, 511481, 511485 от 10.04.2013 обществу на праве собственности принадлежат гараж для легкового транспорта общей площадью 315,6 кв. м, литер В4; гараж на 12 автомобилей площадью 631,2 кв. м, литер В; гараж на 10 автомашин площадью 617,6 кв. м, литер В2; здание производственно-лабораторного корпуса площадью 1546,9 кв. м, литер А; здание объединенных мастерских и тепло-холодного склада площадью 823,3 кв. м, литер В1, расположенные по адресу: г. Абакан, ул. Тувинская, строение 4.
Заявитель 12.04.2013 (исх. N 156) обратился в администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка сроком на 15 лет, площадью 13002 кв. м, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Тувинская, 4, для эксплуатации вышеперечисленных объектов недвижимости.
Администрацией принято постановление от 08.05.2013 N 804 о предоставлении земельных участков в аренду, в соответствии с которым обществу предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, кадастровый номер 19:01:160104:24, площадью 13 002 кв. м, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Тувинская, 4, в аренду сроком на 15 лет, для эксплуатации и обслуживания объектов, используемых под авторемонтное предприятие (пункт 3.2). Для указанного земельного участка установлен вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (пункт 3.3).
В пункте 3.4 постановления администрации от 08.05.2013 N 804 указано, что земельный участок общей площадью 13 002 кв. м согласно акту обследования земельного участка от 22.04.2013 N 173-В состоит из части земельного участка площадью 10 916,2 кв. м без установления границ на местности, используемой для эксплуатации и обслуживания производственных объектов, части земельного участка площадью 2085,8 кв. м без установления границ на местности, используемой для эксплуатации и обслуживания объектов торговли.
Согласно пункту 3.5 постановления администрации от 08.05.2013 N 804 для части земельного участка площадью 10 916,2 кв. м для расчета арендной платы применен коэффициент Кв в соответствии с пунктом 9.1 приложения к решению Совета депутатов города Абакана от 27.11.2012 N 482, для части земельного участка площадью 2085,8 кв. м - коэффициент Кв в соответствии с пунктом 5.1 приложения к решению Совета депутатов города Абакана от 27.11.2012 N 482.
На основании указанного постановления администрацией в адрес заявителя направлен проект договора аренды земельного участка от 08.05.2013 N АЮ27709, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 13002 кв. м, кадастровый номер 19:01:160104:24, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровая стоимость 71 421 286 рублей 20 копеек, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Тувинская, 4, для эксплуатации и обслуживания объектов, используемых под авторемонтное предприятие в границах, указанных на плане земельного участка (приложение N 1). В пункте 1.2 проекта договора отражено, что земельный участок общей площадью 13 002 кв. м состоит из части земельного участка площадью 10 916,2 кв. м, используемой для эксплуатации и обслуживания производственных объектов; части земельного участка площадью 2085,8 кв. м, используемой для эксплуатации и обслуживания объектов торговли. Срок аренды земельного участка установлен с 08.05.2013 до 08.05.2028 (пункт 2.1 договора).
Размер арендной платы, исчисленной в годовом выражении, составляет 1 491 818 рублей 30 копеек.
Заявитель оспорил в судебном порядке постановление администрации от 08.05.2013 N 804 в части пунктов 3.2, 3.3, 3.4 и 3.5, полагая, что ответчиком необоснованно изменен вид разрешенного использования земельного участка.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Постановлением администрации г. Абакана от 08.05.2013 N 804 обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 19:01:160104:24, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 13002 кв. м, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Тувинская, 4, для эксплуатации и обслуживания объектов, используемых под авторемонтное предприятие. Для данного земельного участка установлен вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. На основании постановления администрации г. Абакана от 08.05.2013 N 804 администрацией подготовлен и направлен обществу проект договор аренды земельного участка от 08.05.2013 N АЮ27709.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из вывода об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты своего права, поскольку между сторонами фактически возник преддоговорный спор, который может быть разрешен в рамках иска об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, заявленное обществом требование не вытекает из публичных правоотношений и не подлежит рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания названной нормы следует, что основанием для обращения с заявлением о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконными является наличие публичного спора о праве, особенность которого является юридическое неравенство спорящих сторон, находящихся между собой в отношениях власти и подчинения. При подаче такого заявления организация должна указать, какому закону (иным нормативно-правовым актам) не соответствует оспариваемое им действие (бездействие), а также какие права и законные интересы заявителя нарушены или какие обязанности на него незаконно возложены.
Суд первой инстанции установил, что между сторонами фактически возник преддоговорный спор при заключении договора аренды земельного участка, который может быть разрешен в рамках иска об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, с соблюдением всех требований, установленных статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявленное обществом требование не вытекает из публичных правоотношений и не подпадает под категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Избранный заявителем способ защиты не учитывает характер и существо настоящего спора, который возник из гражданских отношений, так как не обеспечивает восстановление нарушенного права, возникшего при заключении договора аренды земельного участка.
Кроме того, из пояснений заявителя следует, что постановление администрации г. Абакана от 08.05.2013 N 804 оспорено обществом в связи с тем, что установленный им вид разрешенного использования земельного участка и положение о разделении земельного участка на две части влияют на определение кадастровой стоимости земельного участка в сторону ее увеличения.
Цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости арендуемого ему земельного участка до 20 229 031 рубля 68 копеек за счет устранения из оспариваемого постановления недостоверных, по мнению общества, сведений о виде разрешенного использования спорного земельного участка.
Однако споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками.
Учитывая постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, обоснованность отнесения земельного участка к определенному виду разрешенного использования рассматривается в порядке искового производства.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным постановления администрации г. Абакана от 08.05.2013 N 804 в части указанной в нем кадастровой стоимости и вида разрешенного использования земельного участка не подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным, основания для его изменения или отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "19" ноября 2013 года по делу N А74-4797/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2014 ПО ДЕЛУ N А74-4797/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2014 г. по делу N А74-4797/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "03" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" марта 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
секретаря судебного заседания Чистяковой Н.С.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Красноярское управление "Востокэнергомонтаж"): Новожилова В.Г. представителя по доверенности от 27.12.2013,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярское управление "Востокэнергомонтаж"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "19" ноября 2013 года по делу N А74-4797/2013, принятое судьей Ишь Н.Ю.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярское управление "Востокэнергомонтаж", ИНН 2462031279, ОГРН 1042402103314 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации города Абакана, ИНН 1901020300, ОГРН 1021900521224 (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным:
- пункта 3.2 постановления от 08.05.2013 N 804 в части предоставления обществу земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, кадастровый номер 19:01:160104:24, площадью 13002 кв. м, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Тувинская, 4, в аренду сроком на 15 лет, для эксплуатации и обслуживания объектов, используемых под авторемонтное предприятие, пункта 3.3 постановления от 08.05.2013 N 804 в части установления для данного земельного участка вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; пунктов 3.4, 3, 5 постановления от 08.05.2013 N 804;
- о возложении на ответчика обязанности внести изменения в проект договора аренды земельного участка от 08.05.2013 N АЮ27709 путем указания в пункте 1.1. кадастровой стоимости в размере 20 229 031 рубля 68 копеек, разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания производственных объектов"; путем исключения пункта 1.2.; указания в пунктах 2.2., 2.3 размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 20 229 031 рубля 68 копеек; редакции пункта 2 приложения N 2 к договору в части целевого (разрешенного) использования земельного участка для эксплуатации и обслуживания производственных объектов.
Определением от 14.10.2013 принят отказ заявителя от требований в части обязания заинтересованного лица внести изменения в проект договор аренды земельного участка от 08.05.2013 N АЮ27709, производство по делу N А74-4797/2012 в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 ноября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Из апелляционной жалобы следует, что общество не является авторемонтным предприятием и не осуществляет соответствующий вид деятельности, в оспариваемом постановлении для спорных земельных участков необоснованно установлен вид разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания объектов, используемых под авторемонтное предприятие". При составлении акта от 22.04.2013 N 173-В, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка, не присутствовал представитель общества. Постановление администрации от 08.05.2013 N 804 в оспариваемой части не соответствует статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 21-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя администрации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 19АА N 511482, 511483, 511484, 511481, 511485 от 10.04.2013 обществу на праве собственности принадлежат гараж для легкового транспорта общей площадью 315,6 кв. м, литер В4; гараж на 12 автомобилей площадью 631,2 кв. м, литер В; гараж на 10 автомашин площадью 617,6 кв. м, литер В2; здание производственно-лабораторного корпуса площадью 1546,9 кв. м, литер А; здание объединенных мастерских и тепло-холодного склада площадью 823,3 кв. м, литер В1, расположенные по адресу: г. Абакан, ул. Тувинская, строение 4.
Заявитель 12.04.2013 (исх. N 156) обратился в администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка сроком на 15 лет, площадью 13002 кв. м, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Тувинская, 4, для эксплуатации вышеперечисленных объектов недвижимости.
Администрацией принято постановление от 08.05.2013 N 804 о предоставлении земельных участков в аренду, в соответствии с которым обществу предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, кадастровый номер 19:01:160104:24, площадью 13 002 кв. м, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Тувинская, 4, в аренду сроком на 15 лет, для эксплуатации и обслуживания объектов, используемых под авторемонтное предприятие (пункт 3.2). Для указанного земельного участка установлен вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (пункт 3.3).
В пункте 3.4 постановления администрации от 08.05.2013 N 804 указано, что земельный участок общей площадью 13 002 кв. м согласно акту обследования земельного участка от 22.04.2013 N 173-В состоит из части земельного участка площадью 10 916,2 кв. м без установления границ на местности, используемой для эксплуатации и обслуживания производственных объектов, части земельного участка площадью 2085,8 кв. м без установления границ на местности, используемой для эксплуатации и обслуживания объектов торговли.
Согласно пункту 3.5 постановления администрации от 08.05.2013 N 804 для части земельного участка площадью 10 916,2 кв. м для расчета арендной платы применен коэффициент Кв в соответствии с пунктом 9.1 приложения к решению Совета депутатов города Абакана от 27.11.2012 N 482, для части земельного участка площадью 2085,8 кв. м - коэффициент Кв в соответствии с пунктом 5.1 приложения к решению Совета депутатов города Абакана от 27.11.2012 N 482.
На основании указанного постановления администрацией в адрес заявителя направлен проект договора аренды земельного участка от 08.05.2013 N АЮ27709, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 13002 кв. м, кадастровый номер 19:01:160104:24, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровая стоимость 71 421 286 рублей 20 копеек, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Тувинская, 4, для эксплуатации и обслуживания объектов, используемых под авторемонтное предприятие в границах, указанных на плане земельного участка (приложение N 1). В пункте 1.2 проекта договора отражено, что земельный участок общей площадью 13 002 кв. м состоит из части земельного участка площадью 10 916,2 кв. м, используемой для эксплуатации и обслуживания производственных объектов; части земельного участка площадью 2085,8 кв. м, используемой для эксплуатации и обслуживания объектов торговли. Срок аренды земельного участка установлен с 08.05.2013 до 08.05.2028 (пункт 2.1 договора).
Размер арендной платы, исчисленной в годовом выражении, составляет 1 491 818 рублей 30 копеек.
Заявитель оспорил в судебном порядке постановление администрации от 08.05.2013 N 804 в части пунктов 3.2, 3.3, 3.4 и 3.5, полагая, что ответчиком необоснованно изменен вид разрешенного использования земельного участка.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Постановлением администрации г. Абакана от 08.05.2013 N 804 обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 19:01:160104:24, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 13002 кв. м, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Тувинская, 4, для эксплуатации и обслуживания объектов, используемых под авторемонтное предприятие. Для данного земельного участка установлен вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. На основании постановления администрации г. Абакана от 08.05.2013 N 804 администрацией подготовлен и направлен обществу проект договор аренды земельного участка от 08.05.2013 N АЮ27709.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из вывода об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты своего права, поскольку между сторонами фактически возник преддоговорный спор, который может быть разрешен в рамках иска об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, заявленное обществом требование не вытекает из публичных правоотношений и не подлежит рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания названной нормы следует, что основанием для обращения с заявлением о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконными является наличие публичного спора о праве, особенность которого является юридическое неравенство спорящих сторон, находящихся между собой в отношениях власти и подчинения. При подаче такого заявления организация должна указать, какому закону (иным нормативно-правовым актам) не соответствует оспариваемое им действие (бездействие), а также какие права и законные интересы заявителя нарушены или какие обязанности на него незаконно возложены.
Суд первой инстанции установил, что между сторонами фактически возник преддоговорный спор при заключении договора аренды земельного участка, который может быть разрешен в рамках иска об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, с соблюдением всех требований, установленных статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявленное обществом требование не вытекает из публичных правоотношений и не подпадает под категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Избранный заявителем способ защиты не учитывает характер и существо настоящего спора, который возник из гражданских отношений, так как не обеспечивает восстановление нарушенного права, возникшего при заключении договора аренды земельного участка.
Кроме того, из пояснений заявителя следует, что постановление администрации г. Абакана от 08.05.2013 N 804 оспорено обществом в связи с тем, что установленный им вид разрешенного использования земельного участка и положение о разделении земельного участка на две части влияют на определение кадастровой стоимости земельного участка в сторону ее увеличения.
Цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости арендуемого ему земельного участка до 20 229 031 рубля 68 копеек за счет устранения из оспариваемого постановления недостоверных, по мнению общества, сведений о виде разрешенного использования спорного земельного участка.
Однако споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками.
Учитывая постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, обоснованность отнесения земельного участка к определенному виду разрешенного использования рассматривается в порядке искового производства.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным постановления администрации г. Абакана от 08.05.2013 N 804 в части указанной в нем кадастровой стоимости и вида разрешенного использования земельного участка не подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным, основания для его изменения или отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "19" ноября 2013 года по делу N А74-4797/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)