Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-21720/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Время плюс", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными действий, отказа, третьи лица: глава городского округа Самара, г. Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Время плюс" (далее - заявитель, ООО "Время плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями:
1) к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - первый ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа от 04.07.2013 N 12-1/2070/12 в предоставлении земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (возбуждено дело N А55-21720/2013);
2) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - второй ответчик, Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от 21.05.2013 N 15-07-10/25826 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 464,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225, занимаемого нежилым зданием, об обязании утвердить схему расположения земельного участка (возбуждено дело N А55-22099/2013).
Определением суда от 20.12.2013 дела N А55-21720/2013 и N А55-22099/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А55-21720/2013.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014, заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия Департамента, выразившиеся в отказе от 21.05.2013 N 15-07-10/25826 от утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 464,0 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225, занимаемого нежилым зданием. Суд обязал Департамент по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения схемы расположения указанного земельного, занимаемого нежилым зданием, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Названными судебными актами также признан незаконным отказ Министерства в предоставлении земельного участка от 04.07.2013 N 12 1/2070/12. Суд обязал Министерство по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления производства по заявлению о предоставлении земельного участка площадью 464,0 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225, занимаемого нежилым зданием, принадлежащего на праве собственности ООО "Время плюс".
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство и Департамент обратились с кассационными жалобами в суд кассационной инстанции, в которых просят названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Время плюс" на основании договора купли-продажи от 01.11.2000 является собственником нежилого здания общей площадью 783,70 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225.
Право собственности общества на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.12.2000, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.12.2000 серии 63-АА N 060030.
18 июля 2012 года на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 464,0 кв. м, расположенного под зданием, цель использования - под занимаемым нежилым зданием.
24 апреля 2013 года Министерство письмом за N 12-1/2070/12 направило в Департамент обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В ответ на указанное обращение Департамент направил в Министерство заключение от 21.05.2013 N 15-07-10/25826 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, находится в зоне Ж-4, и согласно градостроительному регламенту указанной зоны его использование под нежилое здание (производственное) не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны.
На основании отказа Департамента Министерство направило в адрес ООО "Время плюс" уведомление от 04.07.2013 N 12-1/2070/12 об отказе в предоставлении земельного участка.
Считая действия Департамента по отказу в утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и отказ Министерства в предоставлении земельного участка незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 8 статьи 36 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка в случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6. Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Как установлено судами, ООО "Время плюс" согласно договору купли-продажи от 01.11.2000, заключенному с закрытым акционерным обществом "Волгомебель", являющимся на тот момент собственником вышеуказанного нежилого здания на основании договора с Фондом имущества Самарской области от 22.10.1992 N 93, приобрело право собственности на нежилое здание.
При этом указанные сделки по переходу права собственности и само право собственности на нежилое здание как у ЗАО "Волгомебель", так и ООО "Время плюс" возникло до момента введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думой 26.04.2001 N 61.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Те земельные участки, разрешенное использование которых не соответствует градостроительному регламенту, на основании пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительным регламентом, кроме случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как установлено судами, доказательств того, что использование испрашиваемого земельного участка или находящегося на нем нежилого здания опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия департаментом, в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, не представлено.
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования спорного земельного участка "под нежилое здание" стал несоответствующим Правилам застройки и землепользования в городе Самаре после их введения в действие, а также отсутствие доказательств угрозы жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектам культурного наследия, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данными Правилами.
Довод департамента о том, что в соответствии с п. 6 решения Думы городского округа Самара от 27.06.2013 N 335 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61" по указанному адресу была изменена часть территориальной зоны Ж-4 (площадью 10498 кв. м) на зону Ц-3 (зона обслуживания населения местного (районного) значения), в связи с чем в настоящее время испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах Ж-4 и Ц-3, был предметом исследования судов и ему дана надлежащая правовая оценка.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Департамента, выразившиеся в отказе от 21.05.2013 N 15-07-10/25826 в утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории испрашиваемого земельного участка, не соответствуют требованиям статьи 85 ЗК РФ, статьи 36 ГрК РФ, Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2011, и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, признал их незаконным.
При этом судами было установлено, что заявителем не пропущен трехмесячный срок на оспаривание ненормативного акта, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку Департаментом в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не были представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие, что обществом был получен отказ департамента от 21.05.2013 N 15-07-10/25826 ранее 12.07.2013, тогда как с заявлением в арбитражный суд ООО "Время Плюс" обратилось 30.09.2013, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Министерством также не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и другие обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ основанием для отказа в его выкупе.
При таких данных суды пришли к выводу, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка не соответствует требованиям статьи 36 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 данного Кодекса.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, судебные расходы судом правильно распределены между сторонами в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
По существу доводы заявителей кассационных жалоб фактически не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по настоящему делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Нарушений арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А55-21720/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-21720/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. по делу N А55-21720/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-21720/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Время плюс", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными действий, отказа, третьи лица: глава городского округа Самара, г. Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Время плюс" (далее - заявитель, ООО "Время плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями:
1) к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - первый ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа от 04.07.2013 N 12-1/2070/12 в предоставлении земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (возбуждено дело N А55-21720/2013);
2) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - второй ответчик, Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от 21.05.2013 N 15-07-10/25826 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 464,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225, занимаемого нежилым зданием, об обязании утвердить схему расположения земельного участка (возбуждено дело N А55-22099/2013).
Определением суда от 20.12.2013 дела N А55-21720/2013 и N А55-22099/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А55-21720/2013.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014, заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия Департамента, выразившиеся в отказе от 21.05.2013 N 15-07-10/25826 от утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 464,0 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225, занимаемого нежилым зданием. Суд обязал Департамент по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения схемы расположения указанного земельного, занимаемого нежилым зданием, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Названными судебными актами также признан незаконным отказ Министерства в предоставлении земельного участка от 04.07.2013 N 12 1/2070/12. Суд обязал Министерство по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления производства по заявлению о предоставлении земельного участка площадью 464,0 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225, занимаемого нежилым зданием, принадлежащего на праве собственности ООО "Время плюс".
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство и Департамент обратились с кассационными жалобами в суд кассационной инстанции, в которых просят названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Время плюс" на основании договора купли-продажи от 01.11.2000 является собственником нежилого здания общей площадью 783,70 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Братьев Коростелевых, д. 225.
Право собственности общества на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.12.2000, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.12.2000 серии 63-АА N 060030.
18 июля 2012 года на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 464,0 кв. м, расположенного под зданием, цель использования - под занимаемым нежилым зданием.
24 апреля 2013 года Министерство письмом за N 12-1/2070/12 направило в Департамент обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В ответ на указанное обращение Департамент направил в Министерство заключение от 21.05.2013 N 15-07-10/25826 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, находится в зоне Ж-4, и согласно градостроительному регламенту указанной зоны его использование под нежилое здание (производственное) не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны.
На основании отказа Департамента Министерство направило в адрес ООО "Время плюс" уведомление от 04.07.2013 N 12-1/2070/12 об отказе в предоставлении земельного участка.
Считая действия Департамента по отказу в утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и отказ Министерства в предоставлении земельного участка незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 8 статьи 36 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка в случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6. Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Как установлено судами, ООО "Время плюс" согласно договору купли-продажи от 01.11.2000, заключенному с закрытым акционерным обществом "Волгомебель", являющимся на тот момент собственником вышеуказанного нежилого здания на основании договора с Фондом имущества Самарской области от 22.10.1992 N 93, приобрело право собственности на нежилое здание.
При этом указанные сделки по переходу права собственности и само право собственности на нежилое здание как у ЗАО "Волгомебель", так и ООО "Время плюс" возникло до момента введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думой 26.04.2001 N 61.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Те земельные участки, разрешенное использование которых не соответствует градостроительному регламенту, на основании пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительным регламентом, кроме случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как установлено судами, доказательств того, что использование испрашиваемого земельного участка или находящегося на нем нежилого здания опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия департаментом, в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, не представлено.
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования спорного земельного участка "под нежилое здание" стал несоответствующим Правилам застройки и землепользования в городе Самаре после их введения в действие, а также отсутствие доказательств угрозы жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектам культурного наследия, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данными Правилами.
Довод департамента о том, что в соответствии с п. 6 решения Думы городского округа Самара от 27.06.2013 N 335 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61" по указанному адресу была изменена часть территориальной зоны Ж-4 (площадью 10498 кв. м) на зону Ц-3 (зона обслуживания населения местного (районного) значения), в связи с чем в настоящее время испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах Ж-4 и Ц-3, был предметом исследования судов и ему дана надлежащая правовая оценка.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Департамента, выразившиеся в отказе от 21.05.2013 N 15-07-10/25826 в утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории испрашиваемого земельного участка, не соответствуют требованиям статьи 85 ЗК РФ, статьи 36 ГрК РФ, Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2011, и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, признал их незаконным.
При этом судами было установлено, что заявителем не пропущен трехмесячный срок на оспаривание ненормативного акта, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку Департаментом в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не были представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие, что обществом был получен отказ департамента от 21.05.2013 N 15-07-10/25826 ранее 12.07.2013, тогда как с заявлением в арбитражный суд ООО "Время Плюс" обратилось 30.09.2013, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Министерством также не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и другие обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ основанием для отказа в его выкупе.
При таких данных суды пришли к выводу, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка не соответствует требованиям статьи 36 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 данного Кодекса.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, судебные расходы судом правильно распределены между сторонами в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
По существу доводы заявителей кассационных жалоб фактически не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по настоящему делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Нарушений арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А55-21720/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)