Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5960/2015

Требование: О признании незаконным отказа органа исполнительной власти субъекта РФ в предоставлении земельного участка в собственность, обязании предоставить земельный участок за выкуп.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявителю отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что испрашиваемый участок находится в береговой полосе, а приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещается.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2015 года


Судья: Якушева Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сивохина Д.А
судей - Родиной Т.А. и Лазаревой М.А.,
при секретаре - Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Н.В.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 23 марта 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Н. ФИО1 о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка общей площадью 75 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность, обязании предоставить земельный участок за выкуп - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Н.В.Н. - Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Н.В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование заявления указал, что 30 июля 2014 года она обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: по адресу: <адрес> под садоводство. 01 августа 2014 года ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" был осмотрен земельный участок и установлено, что он находится в зоне береговой линии водного объекта, предназначенной для общего пользования. В связи с этим 25 августа 2014 года площадь испрашиваемого земельного участка была уменьшена и к поданному заявлению был приобщен топографический план земельного участка на общую площадь 75 кв. м, границы которого не затрагивали береговую линию водного объекта. Уведомлением от 21 ноября 2014 года Министерство отказало ему в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок находится в береговой полосе, а в силу п. 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещается.
Считает, что данный отказ является с учетом п. 6 статьи 6 Водного кодекса РФ и заключения кадастрового инженера Т. незаконным, поскольку при проведении геодезических измерений и установлении фактических координат водоема было установлено, что испрашиваемый им земельный участок не расположен в пятиметровой зоне береговой полосы ручья. Просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью общей площадью 75,00 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить ему в собственность за выкуп земельный участок общей площадью 75,00 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Н.В.Н. требования поддержал.
Представитель Министерства просила в удовлетворении заявления Н.В.Н. отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято на основании действующего закона.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 106 - 108).
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права, вынести по делу новое решение об удовлетворении его требований (л.д. 112).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
В силу ст. 9 Закона Самарской области "О земле" (в редакции от 09.04.2012 г.) предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением, случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области (пункт 1).
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п. п. 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Из материалов дела следует, что 30 июля 2014 года Н.В.Н. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 119,00 кв. м, под садоводство (л.д. 91 - 92).
Заявление принято Министерством к рассмотрению.
01 августа 2014 года ГБУЗ Самарской области "Региональный центр недвижимости" произведен осмотр земельного участка и составлен акт. В ходе осмотра земельного участка площадью 119,00 кв. м установлено, что испрашиваемый земельный участок свободен от строений. Из видимых инженерно-технических сооружений столб ПЭП. Фактическим землепользователем является Н.В.И. Точки 2, 3, 4, 5 выходят за забор испрашиваемого земельного участка. Участок частично огорожен забором и прилегает к участку, которым пользуется заявитель. Фактически используемая площадь в пределах ограждения превышает испрашиваемую (85 - 90).
Согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 13 августа 2014 года, испрашиваемый земельный участок площадью 119,00 кв. м находится в береговой полосе, в водоохранной зоне водного объекта с указанием точек X (м) и Y (м) (л.д. 82 - 83).
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет, двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры в границах территорий общего пользования.
21 ноября 2014 года уведомлением N 12-1/2078/1 Министерство имущественных отношений по Самарской области отказало Н.В.Н. в предоставлении земельного участка поскольку испрашиваемый земельный участок находится в береговой полосе, в водоохранной зоне водного объекта и предназначен для общего пользования, запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы (л.д. 6 - 7).
Суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемый отказ дан Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями положений ЗК РФ, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 и отказ не нарушают права заявителя.
При этом суд исходил из того, что согласно выписке из ИСОГД г.о. Самара, представленной в порядке межведомственного взаимодействия, Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара от 28 августа 2014 года земельный участок площадью 75,00 кв. м находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61. Имеются ограничения в использования объекта - охранная зона ЛЭП и нахождение объекта в водоохранной зоне водного объекта (ручей) (л.д. 65 - 66).
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ Министерства от 21 ноября 2014 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: расположенного по адресу: <адрес> площадью 75 кв. м, оспариваемый Н.В.Н. соответствует закону и не нарушает права заявителя.
В связи с чем, суд обоснованно отказал Н.В.Н. в удовлетворении требований, сделав правильный вывод о том, что оспариваемые действия Министерства соответствуют закону и не нарушают права и свободы заявителя.
Судом обоснованно не принято во внимание заключение кадастрового инженера о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 75,00 кв. м не расположен в 5 метровой зоне, являющейся береговой полосой, поскольку из повторного ответа на запрос Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 12 ноября 2014 года следует, что по данным картографической основы программы ГИС ИнГео, земельный участок Н.В.Н. площадью 75,00 кв. м находится в береговой полосе, в водоохранной зоне водного объекта с указанием точек X (м) и Y (м).
Нельзя согласиться с доводами жалобы о том, что судом в нарушение процессуального законодательства не привлечено к участию в деле в качестве третьего лица - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Согласно статье 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматривается судом с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Определением суда от 10 марта 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Глава Администрации г.о.Самара и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (л.д. 97). Таким образом, как следует из материалов дела, указанные выше требования процессуального закона судом были соблюдены.
Доводы жалобы о том, что судом не были истребованы координаты земельного участка из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, опровергаются материалами дела, как указано выше, из повторного ответа на запрос Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 12 ноября 2014 года следует, что по данным картографической основы программы ГИС ИнГео, земельный участок Н.В.Н. площадью 75,00 кв. м находится в береговой полосе, в водоохранной зоне водного объекта с указанием точек X (м) и Y (м).
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ отмену решения суда, не установлены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 23 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Н.В.Н. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)