Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бутина Е.Г.
Судья-докладчик: Николаева Т.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Быковой А.В.,
судей Скубиевой И.В. и Николаевой Т.В.,
при секретаре О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании незаконным отказа Управление Росреестра по Республике Бурятия в государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе Управление Росреестра по Республике Бурятия на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 15 ноября 2013 года,
установила:
В обоснование заявленных требований Р. указал, что <дата изъята> он заключил с К.Л.Г. договор купли-продажи недвижимого имущества: "объект недвижимого имущества", площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес изъят> и земельного участка под строительство "объекта недвижимого имущества", кадастровый номер <номер изъят>, площадью <данные изъяты> по вышеуказанному адресу. Стоимость приобретенного имущества составляет <данные изъяты>.
Сообщением Т. отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия от <дата изъята> в государственной регистрации договора купли-продажи было отказано, ввиду того, что спорный земельный участок находится в границах Национального парка <данные изъяты>, который, в соответствии с п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", имеет исключительное право приобретения земельных участков, расположенных в пределах границ. Заявителю указано о наличии прямого запрета действующего законодательства отчуждать такие участки третьим лицам.
Полагая отказ Управления Росреестра по Республике Бурятия незаконным, в связи с тем, что спорный земельный участок и "объект недвижимого имущества" принадлежат К.Л.Г. на праве собственности, Р. просил суд признать незаконными действия Т. отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия, выразившиеся в отказе в государственной регистрации договора купли-продажи "объекта недвижимого имущества", земельного участка и перехода права собственности на указанные объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес изъят>; обязать Управление Росреестра по Республике Бурятия устранить допущенные в отношении него нарушения прав и законных интересов и произвести регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности на спорные "объект недвижимого имущества" и земельный участок.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 15 ноября 2013 года заявление Р. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия - Х. ставит вопрос об отмене данного судебного решения, полагая, что оно вынесено с существенным нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что обжалуемое решение суда нарушает единообразие судебной практики, принято без учета письма Минэкономразвития от 05.09.2013 N Д23и-2618, в котором указано, что поскольку нормами статьи 95 Земельного кодекса РФ и статьи 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено исключительное право национальных парков на приобретение находящихся в границах национальных парков земельных участков иных землепользователей и землевладельцев, такие земельные участки не могут отчуждаться собственниками иным лицам.
Заявитель считает, что из самого факта существования зарегистрированного права не следует, что одно из полномочий собственника - право на распоряжение объектом недвижимого имущества - не может быть ограничено в силу законодательно введенных запретов, что подтверждают положения п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", которые не были применены судом.
Сама возможность наличия на территории национального парка собственников земельных участков во взаимосвязи с исключительным правом национального парка на приобретение таких земельных участков при их отчуждении, оправдана с точки зрения необходимости защиты уникальных природных ресурсов национальных парков, как объектов национального достояния, а установленные законодателем в этих целях ограничения, соответствуют конституционным гарантиям и обязательствам, предусмотренным статьями 9, 42 и 58 Конституции Российской Федерации.
Заявитель жалобы также указал, что тот факт, что право собственности К.Л.Г. было зарегистрировано при той же нормативно-правовой базе, не свидетельствует о незаконности отказа в государственной регистрации перехода права, несоответствии решения государственного регистратора требованиям действующего законодательства. Зарегистрированное право подтверждает лишь сам факт возникновения права, наличие самого титула собственника, но не означает отсутствие необходимости проводить правовую экспертизу сделки купли-продажи в полном объеме. Не может быть никакой связанности государственного регистратора ранее принятым решением или ранее осуществляемой практикой.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, судом в нарушением норм процессуального права не дана правовая оценка оспариваемому решению на соответствие требованиям ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., пояснения представителя истца Р. - Д., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата изъята> К.Л.Г. и Р. представили в Т. отдел Управления Росреестра по Республике Бурятия документы для государственной регистрации договора купли-продажи от <дата изъята> и перехода права собственности на "объект недвижимого имущества" и земельный участок под строительство "объекта недвижимого имущества", по адресу: <адрес изъят>.
Согласно указанному договору К.Л.Г. продала Р. "объект недвижимого имущества", площадью <данные изъяты> и земельный участок под строительство "объекта недвижимого имущества", из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты>, кадастровый номер <номер изъят>, расположенные по адресу: <адрес изъят>.
Заявителям отказано в государственной регистрации указанного договора купли-продажи и перехода права собственности по тому основанию, что указанный земельный участок находится в пределах границ Национального парка <данные изъяты>. При этом в соответствии с п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков, расположенных в пределах его границ, за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Никто кроме ФГБУ национальный парк <данные изъяты> не имеет право на приобретение земельного участка, включенного в состав парка без изъятия из хозяйственной деятельности. В соответствии с положениями статьи 1 Земельного кодекса РФ все прочно связанные с земельными участками здания, строения, сооружения, расположенные на нем, следуют судьбе земельных участков.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 г. N 282 принято предложение Совета Министров Бурятской ССР о создании в Бурятской ССР государственного природного национального парка <данные изъяты> Министерства лесного хозяйства РСФСР общей площадью 1183662 гектара, о предоставлении в пользование этому парку 1020152 гектара земель государственного лесного фонда и 4769 гектаров земель государственного запаса, о включении в состав государственного природного национального парка <данные изъяты> 150836 гектаров земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, 3628 гектаров земель населенных пунктов и 4277 гектаров земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 г. N 353 создан государственный природный национальный парк <данные изъяты> в границах Т. административного района Бурятской ССР, в состав данного парка включены 150836 гектаров земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, 3628 гектаров земель населенных пунктов и 4277 гектаров земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям.
Земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Земельный участок по адресу: <адрес изъят>, расположенный на землях населенных пунктов, находится в пределах границ Национального парка <данные изъяты> и на него распространяется режим земель особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.
Пунктом 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
Являющийся объектом договора купли-продажи от <дата изъята> земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, был передан К.Л.Г. в собственность на основании постановления администрации Муниципального образования "Т. район" <номер изъят> от <дата изъята> "О передаче земельного участка за плату в собственность К.Л.Г." и договора купли-продажи земельного участка <номер изъят> от <дата изъята>. Указанный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, имеет разрешенное использование: под строительство "объекта недвижимого имущества".
Право К.Л.Г. на данный земельный участок и также на расположенную на нем "объект недвижимого имущества" зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Бурятия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 8 - 9).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пользование Национальному парку <данные изъяты> передано 1020152 гектара земель государственного лесного фонда и 4769 гектаров земель государственного запаса. <дата изъята> ФГБУ "Национальный парк <данные изъяты> получило свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка, переданного ему в пользование. Кроме того, в состав национального парка включены земли других категорий без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, в том числе земли населенных пунктов - 3628 гектаров, названные земли включены в состав национального парка, но они не расположены на земельном участке, переданном в пользование национальному парку <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о регистрации права постоянного бессрочного пользования ФГБУ "Национальный парк <данные изъяты> на земельный участок площадью 1024921 га., имеющий категорию земли особо охраняемых территорий и объектов.
Поскольку согласно п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ допускают возможность нахождения в границах национальных парков земельных участков иных собственников, в состав Национального парка <данные изъяты> включены земли иных категорий и земли иных пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Таким образом, земельный участок по адресу: <адрес изъят>, находясь в границах Национального парка <данные изъяты>, не располагается на земельном участке, предоставленном национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, а принадлежит на зарегистрированном в установленном порядке праве частной собственности К.Л.Г., имеет категорию населенных пунктов, при этом данный участок из хозяйственной эксплуатации не изъят.
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно подпункту 1 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
Из системного толкования указанных пунктов ст. 27 Земельного кодекса РФ, установившей ограничения оборотоспособности земельных участков, следует, что изъятыми из оборота земельными участками, являются земельные участки, которые не находятся в частной собственности.
Кроме того, п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ предусматривает, что из оборота изъяты земельные участки, занятые национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 указанного Кодекса, а п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ предусматривает нахождение в границах национального парка земельных участков иных пользователей и собственников.
В соответствии с п. 1 ст. 260 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок по адресу: <адрес изъят>, принадлежащий на праве собственности К.Л.Г., находящийся на землях населенных пунктов, не является изъятым из оборота, и соответственно, может быть объектом сделки купли-продажи, а его правообладатели имеют право распоряжения данным участком.
Соответственно, установленное п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ исключительное право национального парка на приобретение земельных участков в границах национального парка, принадлежащих другим собственникам, не может означать запрет на совершение сделок с такими участками между их собственниками и третьими лицами, поскольку данные участки из оборота не изъяты.
Конституционный суд РФ в Определении от 16.02.2012 г. N 321-О-О указал, что оспариваемые заявителем положения п. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ, п. п. 4, 6 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", допускающие в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий, в частности национальных парков, земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, направлены, в том числе на реализацию гарантий, установленных ст. 36 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Как следует из содержания договора купли-продажи от <дата изъята>, а также кадастрового паспорта земельного участка, при совершении договора купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес изъят>, не меняется существующий и допускаемый до совершения сделки режим использования данного земельного участка, так как разрешенное использование участка - сохраняется.
Поскольку земельный участок не является изъятым из оборота, находится в частной собственности и может быть предметом сделок, указанным договором не нарушается предусмотренное п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" исключительное право национального парка на приобретение указанного земельного участка, то отказ Управлении Росреестра по Республике Бурятия в регистрации договора купли-продажи ФИО41, земельного участка и перехода права собственности на указанные объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес изъят>, является незаконным.
В связи с чем, суд обоснованно удовлетворил заявление Р.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконного решения, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 15 ноября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.БЫКОВА
Судьи
И.В.СКУБИЕВА
Т.В.НИКОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2283/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2014 г. по делу N 33-2283/2014
Судья: Бутина Е.Г.
Судья-докладчик: Николаева Т.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Быковой А.В.,
судей Скубиевой И.В. и Николаевой Т.В.,
при секретаре О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании незаконным отказа Управление Росреестра по Республике Бурятия в государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе Управление Росреестра по Республике Бурятия на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 15 ноября 2013 года,
установила:
В обоснование заявленных требований Р. указал, что <дата изъята> он заключил с К.Л.Г. договор купли-продажи недвижимого имущества: "объект недвижимого имущества", площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес изъят> и земельного участка под строительство "объекта недвижимого имущества", кадастровый номер <номер изъят>, площадью <данные изъяты> по вышеуказанному адресу. Стоимость приобретенного имущества составляет <данные изъяты>.
Сообщением Т. отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия от <дата изъята> в государственной регистрации договора купли-продажи было отказано, ввиду того, что спорный земельный участок находится в границах Национального парка <данные изъяты>, который, в соответствии с п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", имеет исключительное право приобретения земельных участков, расположенных в пределах границ. Заявителю указано о наличии прямого запрета действующего законодательства отчуждать такие участки третьим лицам.
Полагая отказ Управления Росреестра по Республике Бурятия незаконным, в связи с тем, что спорный земельный участок и "объект недвижимого имущества" принадлежат К.Л.Г. на праве собственности, Р. просил суд признать незаконными действия Т. отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия, выразившиеся в отказе в государственной регистрации договора купли-продажи "объекта недвижимого имущества", земельного участка и перехода права собственности на указанные объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес изъят>; обязать Управление Росреестра по Республике Бурятия устранить допущенные в отношении него нарушения прав и законных интересов и произвести регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности на спорные "объект недвижимого имущества" и земельный участок.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 15 ноября 2013 года заявление Р. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия - Х. ставит вопрос об отмене данного судебного решения, полагая, что оно вынесено с существенным нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что обжалуемое решение суда нарушает единообразие судебной практики, принято без учета письма Минэкономразвития от 05.09.2013 N Д23и-2618, в котором указано, что поскольку нормами статьи 95 Земельного кодекса РФ и статьи 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено исключительное право национальных парков на приобретение находящихся в границах национальных парков земельных участков иных землепользователей и землевладельцев, такие земельные участки не могут отчуждаться собственниками иным лицам.
Заявитель считает, что из самого факта существования зарегистрированного права не следует, что одно из полномочий собственника - право на распоряжение объектом недвижимого имущества - не может быть ограничено в силу законодательно введенных запретов, что подтверждают положения п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", которые не были применены судом.
Сама возможность наличия на территории национального парка собственников земельных участков во взаимосвязи с исключительным правом национального парка на приобретение таких земельных участков при их отчуждении, оправдана с точки зрения необходимости защиты уникальных природных ресурсов национальных парков, как объектов национального достояния, а установленные законодателем в этих целях ограничения, соответствуют конституционным гарантиям и обязательствам, предусмотренным статьями 9, 42 и 58 Конституции Российской Федерации.
Заявитель жалобы также указал, что тот факт, что право собственности К.Л.Г. было зарегистрировано при той же нормативно-правовой базе, не свидетельствует о незаконности отказа в государственной регистрации перехода права, несоответствии решения государственного регистратора требованиям действующего законодательства. Зарегистрированное право подтверждает лишь сам факт возникновения права, наличие самого титула собственника, но не означает отсутствие необходимости проводить правовую экспертизу сделки купли-продажи в полном объеме. Не может быть никакой связанности государственного регистратора ранее принятым решением или ранее осуществляемой практикой.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, судом в нарушением норм процессуального права не дана правовая оценка оспариваемому решению на соответствие требованиям ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., пояснения представителя истца Р. - Д., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата изъята> К.Л.Г. и Р. представили в Т. отдел Управления Росреестра по Республике Бурятия документы для государственной регистрации договора купли-продажи от <дата изъята> и перехода права собственности на "объект недвижимого имущества" и земельный участок под строительство "объекта недвижимого имущества", по адресу: <адрес изъят>.
Согласно указанному договору К.Л.Г. продала Р. "объект недвижимого имущества", площадью <данные изъяты> и земельный участок под строительство "объекта недвижимого имущества", из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты>, кадастровый номер <номер изъят>, расположенные по адресу: <адрес изъят>.
Заявителям отказано в государственной регистрации указанного договора купли-продажи и перехода права собственности по тому основанию, что указанный земельный участок находится в пределах границ Национального парка <данные изъяты>. При этом в соответствии с п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков, расположенных в пределах его границ, за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Никто кроме ФГБУ национальный парк <данные изъяты> не имеет право на приобретение земельного участка, включенного в состав парка без изъятия из хозяйственной деятельности. В соответствии с положениями статьи 1 Земельного кодекса РФ все прочно связанные с земельными участками здания, строения, сооружения, расположенные на нем, следуют судьбе земельных участков.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 г. N 282 принято предложение Совета Министров Бурятской ССР о создании в Бурятской ССР государственного природного национального парка <данные изъяты> Министерства лесного хозяйства РСФСР общей площадью 1183662 гектара, о предоставлении в пользование этому парку 1020152 гектара земель государственного лесного фонда и 4769 гектаров земель государственного запаса, о включении в состав государственного природного национального парка <данные изъяты> 150836 гектаров земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, 3628 гектаров земель населенных пунктов и 4277 гектаров земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 г. N 353 создан государственный природный национальный парк <данные изъяты> в границах Т. административного района Бурятской ССР, в состав данного парка включены 150836 гектаров земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, 3628 гектаров земель населенных пунктов и 4277 гектаров земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям.
Земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Земельный участок по адресу: <адрес изъят>, расположенный на землях населенных пунктов, находится в пределах границ Национального парка <данные изъяты> и на него распространяется режим земель особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.
Пунктом 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
Являющийся объектом договора купли-продажи от <дата изъята> земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, был передан К.Л.Г. в собственность на основании постановления администрации Муниципального образования "Т. район" <номер изъят> от <дата изъята> "О передаче земельного участка за плату в собственность К.Л.Г." и договора купли-продажи земельного участка <номер изъят> от <дата изъята>. Указанный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, имеет разрешенное использование: под строительство "объекта недвижимого имущества".
Право К.Л.Г. на данный земельный участок и также на расположенную на нем "объект недвижимого имущества" зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Бурятия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 8 - 9).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пользование Национальному парку <данные изъяты> передано 1020152 гектара земель государственного лесного фонда и 4769 гектаров земель государственного запаса. <дата изъята> ФГБУ "Национальный парк <данные изъяты> получило свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка, переданного ему в пользование. Кроме того, в состав национального парка включены земли других категорий без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, в том числе земли населенных пунктов - 3628 гектаров, названные земли включены в состав национального парка, но они не расположены на земельном участке, переданном в пользование национальному парку <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о регистрации права постоянного бессрочного пользования ФГБУ "Национальный парк <данные изъяты> на земельный участок площадью 1024921 га., имеющий категорию земли особо охраняемых территорий и объектов.
Поскольку согласно п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ допускают возможность нахождения в границах национальных парков земельных участков иных собственников, в состав Национального парка <данные изъяты> включены земли иных категорий и земли иных пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Таким образом, земельный участок по адресу: <адрес изъят>, находясь в границах Национального парка <данные изъяты>, не располагается на земельном участке, предоставленном национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, а принадлежит на зарегистрированном в установленном порядке праве частной собственности К.Л.Г., имеет категорию населенных пунктов, при этом данный участок из хозяйственной эксплуатации не изъят.
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно подпункту 1 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
Из системного толкования указанных пунктов ст. 27 Земельного кодекса РФ, установившей ограничения оборотоспособности земельных участков, следует, что изъятыми из оборота земельными участками, являются земельные участки, которые не находятся в частной собственности.
Кроме того, п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ предусматривает, что из оборота изъяты земельные участки, занятые национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 указанного Кодекса, а п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ предусматривает нахождение в границах национального парка земельных участков иных пользователей и собственников.
В соответствии с п. 1 ст. 260 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок по адресу: <адрес изъят>, принадлежащий на праве собственности К.Л.Г., находящийся на землях населенных пунктов, не является изъятым из оборота, и соответственно, может быть объектом сделки купли-продажи, а его правообладатели имеют право распоряжения данным участком.
Соответственно, установленное п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ исключительное право национального парка на приобретение земельных участков в границах национального парка, принадлежащих другим собственникам, не может означать запрет на совершение сделок с такими участками между их собственниками и третьими лицами, поскольку данные участки из оборота не изъяты.
Конституционный суд РФ в Определении от 16.02.2012 г. N 321-О-О указал, что оспариваемые заявителем положения п. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ, п. п. 4, 6 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", допускающие в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий, в частности национальных парков, земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, направлены, в том числе на реализацию гарантий, установленных ст. 36 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Как следует из содержания договора купли-продажи от <дата изъята>, а также кадастрового паспорта земельного участка, при совершении договора купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес изъят>, не меняется существующий и допускаемый до совершения сделки режим использования данного земельного участка, так как разрешенное использование участка - сохраняется.
Поскольку земельный участок не является изъятым из оборота, находится в частной собственности и может быть предметом сделок, указанным договором не нарушается предусмотренное п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" исключительное право национального парка на приобретение указанного земельного участка, то отказ Управлении Росреестра по Республике Бурятия в регистрации договора купли-продажи ФИО41, земельного участка и перехода права собственности на указанные объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес изъят>, является незаконным.
В связи с чем, суд обоснованно удовлетворил заявление Р.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконного решения, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 15 ноября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.БЫКОВА
Судьи
И.В.СКУБИЕВА
Т.В.НИКОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)