Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 04.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-549/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2014 г. по делу N 33-549/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи: Джаруллаева А.К.,
судей: Магомедовой А.М. и Хираева Ш.М.,
при секретаре судебного заседания: И.,
с участием заявителя С.М.,
Г.М.М. и его представителя Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г.М.М. и возражениям на апелляционную жалобу С.М. на решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 12 декабря 2013 года по заявлению С.М. о признании незаконным постановления администрации МО "Кайтагский район" от 10.09.2013 года N 357 "О проведении работ по формированию земельного участка для индивидуального жилищного строительства Г.М.М. в сел. Мижигли в местности "Кьаржи" и возложении на администрацию МО "Кайтагский район" обязанности отменить указанное постановление.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магомедовой А.М., объяснения Г.М.М. и его представителя Х., просивших об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления С.М., объяснения С.М., просившего об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

С.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации МО "Кайтагский район" от 10.09.2013 года N 357 "О проведении работ по формированию земельного участка для индивидуального жилищного строительства Г.М.М. в сел. Мижигли в местности "Кьаржи" и возложении на администрацию МО "Кайтагский район" обязанности отменить указанное постановление.
В обосновании своих требований С.М. указал, что в 2010 г. и в 2013 г. архитектором района М.М. для выделения земельных участков под строительство были составлены ситуационные схемы по администрации МО "Кайтагский район" с указанием улиц. На их основании были составлены межевые планы в соответствии с постановлением о проведении работ по формированию земельных участков. В межевых планах С.Х. и С.Н. на схеме границ участков на листе N 5 "сведения об образуемых земельных участках и их частях" п. 2 и лист N 10 "Чертеж земельных участков и их частей" Н1-Н4 - указана дорога (улица), как показано в фотографии и в схеме расположения жилых строений.
С 1977 года он и его соседи Д., З., А., Г.К. и М. проживают и пользуются этой улицей, по этой улице протекает проточная дождевая вода, проходят общественный КРС, проезжает личный и общественный автотранспорт.
С 01.09.2013 года эту улицу закрыли, выделив ее под строительство Г.М.М. на основании постановления администрации МО "Кайтагский район".
Данное постановление незаконно, так как общественные дороги, скверы и парки под индивидуальное строительство выделять запрещено. Само заявление о выделении земельного участка под строительство Г.М.М. составлено другим лицом, подпись в заявлении поддельная, так как Г.М.М. с начала июля месяца до 25.08.2013 г. находился в гор. Москва на заработках.
Также нарушены п. 1 ст. 31 и ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Отсутствует в заявлении информация, требуемая в п. 1 ст. 31 ЗК РФ, предусмотренная п. п. 2, 3, 5, 6, 8 ст. 31 ЗК РФ, которая служит основанием для отказа в выборе земельного участка. Нарушена процедура предоставления земельного участка Г.М.М. с заявлением о выделении земельного участка, о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, по содержанию соответствующим предъявляемым к нему требованиям, не обращался. Соответственно, в отсутствии такого заявления администрация МО "Кайтагский район" не вправе принимать решения о предоставлении земельного участка под строительства.
Решением Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 12 декабря 2013 года постановлено:
"Требования С.М. удовлетворить.
Признать Постановление администрации МО "Кайтагский район" от 10.09.2013 г. N 357 "О проведении работ по формированию земельного участка под индивидуальное строительство Г.М.М. в сел. Мижигли в местности "Кьаржи" незаконным.
Обязать администрацию МО "Кайтагский район" отменить Постановление администрации МО "Кайтагский район" от 10.09.2013 г. N 357 "О проведении работ по формированию земельного участка под индивидуальное строительство Г.М.М. в с. Мижигли <адрес>.
На указанное решение Г.М.М. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда, как вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, указывая, что выделенный ему земельный участок расположен на свободной территории и никакого отношения к улице, скверу, парку, и тротуару, как указывает судья, не имеет.
От С.М. на данную апелляционную жалобу поступили письменные возражения, в которых он просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции Г.М.М. и его представитель Х. поддержали свою апелляционную жалобу и просили ее удовлетворить по основаниям, указанным в жалобе.
В суде апелляционной инстанции С.М. просил оставить решение суда без изменения по основаниям, приведенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения сторон, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан "О земле" от 29.12.2003 N 45.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона РД "О Земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством.
Заявления граждан о предоставлении земельного участка должны быть поданы на имя главы администрации муниципального образования с приложением необходимых документов.
К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у заявителя права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Однако, при предоставлении спорного земельного участка Г.М.М. изложенные требования закона не были учтены.
Как видно из материалов дела заявление Г.М.М. о предоставлении ему земельного участка зарегистрировано в МО "Кайтагский район" 18 июля 2013 года. К заявлению какие-либо документы не приложены. Каких-либо сведений о том, что у Г.М.М. отсутствует жилое помещение или земельный участок и он состоит на учете для улучшения жилищных условий в материалах нет.
Из копии книги учета постановки граждан на учет для улучшения жилищных условий в МО "сельсовет Шилягинский" усматривается, что Г.М.М. на учете не состоит.
Между тем, в суде апелляционной инстанции Г.М.М. пояснил, что у него в селении имеется жилой дом, ранее принадлежавший его отцу, который в настоящее время зарегистрирован на него.
Кроме того, спорный земельный участок был предоставлен Г.М.М. в собственность бесплатно без выполнения в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Спорный земельный участок предоставлен Г.М.М. в нарушение требований закона ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ответу главного специалиста Сергокалинского МРО Управления Росреестра по РД на запрос Верховного Суда РД в архиве Сергокалинского МРО нет генерального плана селения Мижигли.
Как видно из ситуационной схемы в селении Мижигли Кайтагского района, составленной начальником отдела архитектуры и строительства администрации Кайтагского района РД М.М.Г., земельный участок, выделенный Г.М.М., является дорогой.
Указанные обстоятельства М.М.Г. подтвердил в судебной заседании районного суда, пояснив, что на этой дороге установлены анкерные электрические столбы, проходят газовые трубы, по его мнению, именно по этим основаниям и ранее этот земельный участок никому не выделялся.
Допрошенный в судебном заседании в районном суде в качестве свидетеля начальник отдела ГО ЧС администрации МО "Кайтагский район" М.М. показал суду, что выделение спорного земельного участка Г.М. нарушает строительные и пожарные нормативы, создает препятствия для проезда пожарной автомашины, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью населения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления администрации МО "Кайтагский район" от 10.09.2013 года N 357.
Результаты оценки имеющихся в деле доказательств изложены в мотивировочной части решения в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ в объеме, достаточном для разрешения заявленного по настоящему делу спора.
Оснований для иной оценки доказательств, для вывода о не исследованности имеющих юридическое значение для дела обстоятельств, судебная коллегия не находит.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 12 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.М.М. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)