Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2014 N 18АП-4160/2014 ПО ДЕЛУ N А76-23666/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. N 18АП-4160/2014

Дело N А76-23666/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дачного некоммерческого товарищества "Новое время" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.03.2014 по делу N А76-23666/2013 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
- Дачного некоммерческого товарищества "Новое время" - Пикельная Юлия Евгеньевна (доверенность от 01.10.2013);
- Администрации Копейского городского округа - Кизилова Юлия Анатольевна (доверенность от 25.09.2013 N 27-ДВ).
Дачное некоммерческое товарищество "Новое время" (далее - ДНТ "Новое время", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным отказа в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 74:12:1408006:2650, выраженного в решении от 16.11.2013 N Ф7400/13-193328; возложении обязанности произвести кадастровый учет земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:12:1408006:2650 по заявлению N 11-10343932 от 09.08.2013 в течении 10 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу (т. 1 л.д. 5-7, требования изложены с учетом изменения заявителем предмета требований, принятых судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - т. 1 л.д. 44-46).
Определением суда первой инстанции от 14.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тюрин Сергей Леонидович, Администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области, Администрация Копейского городского округа (т. 1 л.д. 41-42).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.03.2014 (резолютивная часть объявлена 24.02.2014 - т. 1 л.д. 131-136) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением не согласился заявитель (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ДНТ "Новое время" просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования (т. 2 л.д. 3-4).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
По мнению подателя апелляционной жалобы, противоречивость сведений о принадлежности спорного земельного участка к определенной категории земель опровергается представленной в материалы дела кадастровой выпиской по земельному участку, содержащей сведения о категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", позицией заинтересованного лица, которым подтверждено, что Администрацией Копейского городского округа не выполнены действия, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земельного участка.
Пояснил, что в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, в связи с изменением их категории. При этом для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости орган местного самоуправления обязан направить сведения о земельных участках, вошедших в черту населенного пункта.
Вопреки приведенным нормам Администрация Копейского городского округа в установленном законом порядке не выполнила действий для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части категории земельного участка.
Администрация Копейского городского округа представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила несогласие с приведенными в ней доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители лиц, участвующих в деле, за исключением представителей ДНТ "Новое время" и Администрации Копейского городского округа, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представителем заявителя поддержаны доводы апелляционной жалобы. Представителем Администрации Копейского городского округа заявлены возражения по ней.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Новое время" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 272102 кв. м с кадастровым номером 74:12:1408006:2650, расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Луговой, примерно 7700 м по направлению на северо-запад (свидетельство о государственной регистрации на л.д. 14).
13.08.2013 ДНТ "Новое время" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области с заявлением о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:12:1408006:2650, расположенного по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Луговой, примерно 7700 м по направлению на северо-запад.
16 августа 2013 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области принято решение N Ф7400/13/140015 о приостановлении осуществления кадастрового учета, мотивированное тем, что при нанесении координат характерных точек границ образуемых земельных участков на дежурную кадастровую карту границы указанных земельных участков, отнесенные к категории "земли сельскохозяйственного назначения", расположены в границах населенного пункта г. Копейска. В решении о приостановлении кадастрового учета заявителю было рекомендовано уточнить сведения о категории образуемых земельных участков (т. 1 л.д. 10).
19 ноября 2013 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области приняло решение N Ф7400/13-193328 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:12:1408006:2650, в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета (т. 1 л.д. 47-48). Основанием для отказа послужило обстоятельство наличия противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и сведениями о таком объекте, внесенными в государственный кадастр недвижимости, а именно в межевом плане указано на отнесение образуемых земельных участках к землям сельскохозяйственного назначения, тогда как они расположены в границах города Копейска, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости решением от 12.09.2008 и постановления Законодательного собрания Челябинской области от 30.12.2004 N 1609 "Об утверждении черты г. Копейска Челябинской области". Заявителю было рекомендовано уточнить сведения о категории образуемых земельных участков.
ДНТ "Новое время", полагая, что отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции исходил из установленных постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 30.12.2004 N 1609 "Об утверждении черты г. Копейска Челябинской области", решением Копейского городского округа Челябинской области "Об утверждении проекта генеральный план г. Копейска "Корректировка" от 30.05.2007 границ населенного пункта г. Копейск Челябинской области. Установив, что образуемые земельные участки, принадлежащие согласно сведениям в межевом плане к землям сельскохозяйственного назначения, расположены в границах населенного пункта г. Копейск, суд первой инстанции пришел к выводу о противоречивости сведений о принадлежности спорного земельного участка к определенной категории земель и на этом основании отказал в удовлетворении требований ДНТ "Новое время".
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Действия, связанные с постановкой на кадастровый учет объекта недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот. В силу пункта 13 статьи 27, пункта 10 ст. 26, пункта 10 статьи 14 Закона о кадастре действия уполномоченного на осуществление кадастрового учета органа могут быть обжалованы.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку обжалуемый отказ препятствует вовлечению в гражданский оборот вновь образуемых за счет раздела земельного участка с кадастровым номером 74:12:1408006:2650 объектов (в порядке статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации) такой отказ нарушает права ДНТ "Новое время".
Вместе с тем, основания для признания решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области N Ф7400/13-193328 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:12:1408006:2650 несоответствующим закону, отсутствуют.
В силу пункта 1 части 1 статьи 26 Закона о кадастре, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
Пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
В рассматриваемом случае основанием к отказу в осуществлении кадастрового учета послужило отсутствие уточненных заявителем сведений о категории образуемых земельных участков.
По своему целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на категории, перечень которых приведен в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации. К числу самостоятельных категорий, перечисленных в указанной статье, относятся "земли сельскохозяйственного назначения" и "земли населенных пунктов".
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Порядок перевода земель из одной категории в другую определен, в том числе, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Федеральный закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Аналогичные правила установлены статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу статьи 9 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации; реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации; описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о кадастре орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьями 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке (часть 3 статьи 16 Закона о кадастре).
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод о том, что на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 30.12.2004 N 1609 "Об утверждении черты г. Копейска Челябинской области") в соответствии с решением территориального отдела N 4 (Копейский городской округ) Управления Роснедвижимости по Челябинской области от 12.09.2008 N Ф30/08-2-1964 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о границе населенного пункта город Копейск.
Названное, по смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, является переводом земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ определено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
При отсутствии разногласий сторон спора относительно включения земельного участка с кадастровым номером 74:12:1408006:2650 в состав городской черты, дополнительного перевода данного участка из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов" и предоставления дополнительных документов, в соответствии с указанными выше нормами законодательства не требуется.
Ссылки апеллянта на пункт 3 статьи 8 Федеральный закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, предусматривающий направление сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, не могут служить основанием для вывода о том, что перевод спорного земельного участка категорию "земли населенных пунктов" не состоялся.
Указанный пункт применим к ситуации включения земельных участков в границы населенных пунктов, которая наряду с установлением или изменением границ населенного пункта, является переводом в земли населенных пунктов. Вывод о том, что включение земельных участков в границы населенных пунктов и установление или изменение границ населенного пункта, являются самостоятельными основаниями перевода земель, следует из буквального содержания пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
Поскольку внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта означает отражение в государственном информационном ресурсе соответствующих сведений о переводе земель, утверждение апеллянта о том, что перевод земель считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории со ссылкой на пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, произведено без учета особенностей перевода земель в категорию "земли населенных пунктов" установленных статьей 8 названного закона.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.03.2014 по делу N А76-23666/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Дачного некоммерческого товарищества "Новое время" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
А.А.РУМЯНЦЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)