Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,
с участием:
- от заявителя - Асташина А.Н., доверенность от 25 июня 2007 г.;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2008 г.
по делу N А72-7999/2008 (судья Прохоров А.Е.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Тюрина Сергея Николаевича, г. Ульяновск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Тюрин Сергей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области (далее - Территориальное управление, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4 в собственность Тюрину С.Н.
Кроме того, просил обязать Территориальное управление устранить допущенное нарушение прав Тюрина С.Н. путем принятия решения о предоставлении в собственность Тюрина С.Н. земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4 в 10-дневный срок со дня принятия решения по делу.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что по заявлению ИП Тюрина С.Н. о предоставлении испрашиваемого земельного участка какого-либо решения Территориальным управлением не принято, чем нарушены права и законные интересы заявителя как собственника объекта недвижимости и требования ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); объект недвижимости используется заявителем в предпринимательской (экономической) деятельности и в силу своего назначения для личных нужд использован быть не может; в силу своих уставных полномочий ответчику предоставлено право распоряжения федеральным имуществом, в том числе в части приватизации.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с п. 1.1.6. приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 июля 2008 г. N 168 ТУ Росимущества по Ульяновской области в порядке, установленном агентством, осуществляет продажу земельных участков. Указанный порядок не был доведен до Территориального управления, в связи с чем велась переписка с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом о разъяснении порядка заключения договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Согласно разъяснениям агентства для рассмотрения вопроса о продаже Тюрину С.Н. земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, Территориальному управлению необходимо было направить пакет документов для приватизации в Управление земельного фонда Росимущества, который и был направлен 01 декабря 2008 г. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Территориальным управлением не было принято какого-либо решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4, в собственность Тюрину С.Н. - является незаконным и необоснованным.
Заявление в адрес Территориального управления на приватизацию земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4, поступило от Тюрина С.Н. как от физического лица; договор купли-продажи недвижимого имущества трехэтажного здания спорткомплекса от 07 февраля 2006 г., который послужил основанием для предоставления указанного земельного участка в собственность за плату, заключен гражданином Тюриным С.Н. как физическим лицом. С учетом изложенного заявление гражданина Тюрина С.Н. не подлежало рассмотрению в арбитражном суде в связи с неподведомственностью.
В судебное заседание представитель Территориального управления не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
С учетом имеющихся в материалах дела документов (л.д. 66-88), в соответствии со ст. 48 АПК РФ арбитражный апелляционный суд производит замену Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции.
Тюрин Сергей Николаевич осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ОГРН 304732523800089; ИНН 732502171403) (л.д. 7-8, 15-16).
Заявитель является собственником трехэтажного здания спорткомплекса общей площадью 3 389, 86 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, д. 21, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10 марта 2006 г. серия 73 АТ N 386406 (л.д. 6).
Суд первой инстанции правильно указал в решении на то, что при наличии зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества предпринимателя Тюрина С.Н. вопросы предоставления земельного участка под названным объектом регулируются ст. 36 ЗК РФ.
Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ установлено, что гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок, кадастровый номер 73:24:011001:4, находится в федеральной собственности (л.д. 30, 34).
В соответствии с п. 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, утвержденного приказом Росимущества от 01 февраля 2005 г. N 37, ответчик осуществляет полномочия собственника в отношении... федерального имущества, расположенного на территории Ульяновской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В силу п. 6 указанного Положения ответчик в установленном порядке принимает решения о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами из федеральной собственности (л.д. 17-29).
27 августа 2008 г. предприниматель Тюрин С.Н. обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области с заявкой на приватизацию земельного участка, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, д. 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4, на котором расположено здание спорткомплекса, принадлежащее Тюрину С.Н. (л.д. 9).
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
До рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком не принято какого-либо решения по заявлению Тюрина С.Н. о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемым бездействием Территориального управления нарушаются права и законные интересы заявителя как собственника объекта недвижимости и требования ст. 36 ЗК РФ.
Территориальное управление считает необоснованным вывод суда первой инстанции о непринятии ответчиком какого-либо решения по заявлению предпринимателя.
В обоснование изложенного довода Территориальное управление указывает, что в соответствии с п. 1.1.6. приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 июля 2008 г. N 168 ТУ Росимущества по Ульяновской области в порядке, установленном агентством, осуществляет продажу земельных участков. Указанный порядок не был доведен до Территориального управления.
В связи с этим Территориальное управление направило обращение от 28 октября 2008 г. N 5338 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о разъяснении порядка заключения договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (л.д. 37).
01 декабря 2008 г. вх. N 10881 в адрес Территориального управления поступили разъяснения, согласно которым для рассмотрения вопроса о продаже Тюрину С.Н. земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, Территориальному управлению необходимо было направить пакет документов для приватизации в Управление земельного фонда Росимущества (л.д. 39-40).
Сопроводительным письмом от 01 декабря 2008 г. N 6153 указанный пакет документов был направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (л.д. 41). Тюрин С.Н. был надлежащим образом уведомлен об этом письмом от 03 декабря 2008 г. N 6220 (л.д. 42).
Арбитражный апелляционный суд считает несостоятельным указанный довод Территориального управления, поскольку, как правильно было указано судом первой инстанции, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни иными нормативными актами, не предусмотрено право ответчика приостанавливать, в том числе по своей инициативе, либо откладывать рассмотрение заявлений в порядке ст. 36 ЗК РФ за пределы установленного срока. В силу своих уставных полномочий ответчику предоставлено право распоряжения федеральным имуществом, в том числе в части приватизации. При необходимости получения каких-либо консультаций у Росимущества ответчик был обязан сделать это с таким условием, чтобы в установленный месячный срок принять решение по поступившему заявлению, удовлетворив его или отказав в его удовлетворении (при наличии установленных законом оснований).
Довод подателя жалобы о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела следует, что на дату приобретения объекта недвижимости и обращения с заявлением о приватизации земельного участка Тюрин С.Н. имел статус индивидуального предпринимателя. Объект недвижимости используется заявителем в предпринимательской (экономической) деятельности и в силу своего назначения для личных нужд использован быть не может.
С учетом изложенного по субъектному составу, характеру спорного правоотношения спор подведомственен арбитражному суду.
Глава 24 АПК РФ устанавливает общий принцип, которым руководствуется арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - защита нарушенных законных прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя, вследствие чего судом правомерно принято решение об удовлетворении заявленных требований предпринимателя Тюрина С.Н., которым суд признал незаконным бездействие Территориального управления, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления о предоставлении в собственность земельного участка.
Кроме того, суд первой инстанции обязал Территориальное управление в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя в 10-дневный срок после вступления решения в законную силу принять решение по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка.
Наличие данной обязанности у Территориального управления обусловлено положениями п. 6 ст. 36 ЗК РФ.
В то же время, в соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При таких обстоятельствах, в связи с нарушением судом норм материального права, согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда первой инстанции следует изменить в части определения срока, в течение которого Территориальное управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя с указанием вместо десятидневного срока - месячного.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2008 г. по делу N А55-16774/2007.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2008 г. по делу N А72-7999/2008 изменить, заменив в третьем абзаце резолютивной части решения от 24 декабря 2008 г. слова "в 10-дневный срок после вступления решения в законную силу" на слова "в месячный срок".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2009 ПО ДЕЛУ N А72-7999/2008
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2009 г. по делу N А72-7999/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,
с участием:
- от заявителя - Асташина А.Н., доверенность от 25 июня 2007 г.;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2008 г.
по делу N А72-7999/2008 (судья Прохоров А.Е.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Тюрина Сергея Николаевича, г. Ульяновск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Тюрин Сергей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области (далее - Территориальное управление, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4 в собственность Тюрину С.Н.
Кроме того, просил обязать Территориальное управление устранить допущенное нарушение прав Тюрина С.Н. путем принятия решения о предоставлении в собственность Тюрина С.Н. земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4 в 10-дневный срок со дня принятия решения по делу.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что по заявлению ИП Тюрина С.Н. о предоставлении испрашиваемого земельного участка какого-либо решения Территориальным управлением не принято, чем нарушены права и законные интересы заявителя как собственника объекта недвижимости и требования ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); объект недвижимости используется заявителем в предпринимательской (экономической) деятельности и в силу своего назначения для личных нужд использован быть не может; в силу своих уставных полномочий ответчику предоставлено право распоряжения федеральным имуществом, в том числе в части приватизации.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с п. 1.1.6. приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 июля 2008 г. N 168 ТУ Росимущества по Ульяновской области в порядке, установленном агентством, осуществляет продажу земельных участков. Указанный порядок не был доведен до Территориального управления, в связи с чем велась переписка с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом о разъяснении порядка заключения договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Согласно разъяснениям агентства для рассмотрения вопроса о продаже Тюрину С.Н. земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, Территориальному управлению необходимо было направить пакет документов для приватизации в Управление земельного фонда Росимущества, который и был направлен 01 декабря 2008 г. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Территориальным управлением не было принято какого-либо решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4, в собственность Тюрину С.Н. - является незаконным и необоснованным.
Заявление в адрес Территориального управления на приватизацию земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4, поступило от Тюрина С.Н. как от физического лица; договор купли-продажи недвижимого имущества трехэтажного здания спорткомплекса от 07 февраля 2006 г., который послужил основанием для предоставления указанного земельного участка в собственность за плату, заключен гражданином Тюриным С.Н. как физическим лицом. С учетом изложенного заявление гражданина Тюрина С.Н. не подлежало рассмотрению в арбитражном суде в связи с неподведомственностью.
В судебное заседание представитель Территориального управления не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
С учетом имеющихся в материалах дела документов (л.д. 66-88), в соответствии со ст. 48 АПК РФ арбитражный апелляционный суд производит замену Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции.
Тюрин Сергей Николаевич осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ОГРН 304732523800089; ИНН 732502171403) (л.д. 7-8, 15-16).
Заявитель является собственником трехэтажного здания спорткомплекса общей площадью 3 389, 86 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, д. 21, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10 марта 2006 г. серия 73 АТ N 386406 (л.д. 6).
Суд первой инстанции правильно указал в решении на то, что при наличии зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества предпринимателя Тюрина С.Н. вопросы предоставления земельного участка под названным объектом регулируются ст. 36 ЗК РФ.
Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ установлено, что гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок, кадастровый номер 73:24:011001:4, находится в федеральной собственности (л.д. 30, 34).
В соответствии с п. 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, утвержденного приказом Росимущества от 01 февраля 2005 г. N 37, ответчик осуществляет полномочия собственника в отношении... федерального имущества, расположенного на территории Ульяновской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В силу п. 6 указанного Положения ответчик в установленном порядке принимает решения о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами из федеральной собственности (л.д. 17-29).
27 августа 2008 г. предприниматель Тюрин С.Н. обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области с заявкой на приватизацию земельного участка, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, д. 21, общей площадью 17 900 кв. м, кадастровый номер 73:24:011001:4, на котором расположено здание спорткомплекса, принадлежащее Тюрину С.Н. (л.д. 9).
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
До рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком не принято какого-либо решения по заявлению Тюрина С.Н. о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемым бездействием Территориального управления нарушаются права и законные интересы заявителя как собственника объекта недвижимости и требования ст. 36 ЗК РФ.
Территориальное управление считает необоснованным вывод суда первой инстанции о непринятии ответчиком какого-либо решения по заявлению предпринимателя.
В обоснование изложенного довода Территориальное управление указывает, что в соответствии с п. 1.1.6. приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 июля 2008 г. N 168 ТУ Росимущества по Ульяновской области в порядке, установленном агентством, осуществляет продажу земельных участков. Указанный порядок не был доведен до Территориального управления.
В связи с этим Территориальное управление направило обращение от 28 октября 2008 г. N 5338 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о разъяснении порядка заключения договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (л.д. 37).
01 декабря 2008 г. вх. N 10881 в адрес Территориального управления поступили разъяснения, согласно которым для рассмотрения вопроса о продаже Тюрину С.Н. земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Луначарского, 21, Территориальному управлению необходимо было направить пакет документов для приватизации в Управление земельного фонда Росимущества (л.д. 39-40).
Сопроводительным письмом от 01 декабря 2008 г. N 6153 указанный пакет документов был направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (л.д. 41). Тюрин С.Н. был надлежащим образом уведомлен об этом письмом от 03 декабря 2008 г. N 6220 (л.д. 42).
Арбитражный апелляционный суд считает несостоятельным указанный довод Территориального управления, поскольку, как правильно было указано судом первой инстанции, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни иными нормативными актами, не предусмотрено право ответчика приостанавливать, в том числе по своей инициативе, либо откладывать рассмотрение заявлений в порядке ст. 36 ЗК РФ за пределы установленного срока. В силу своих уставных полномочий ответчику предоставлено право распоряжения федеральным имуществом, в том числе в части приватизации. При необходимости получения каких-либо консультаций у Росимущества ответчик был обязан сделать это с таким условием, чтобы в установленный месячный срок принять решение по поступившему заявлению, удовлетворив его или отказав в его удовлетворении (при наличии установленных законом оснований).
Довод подателя жалобы о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела следует, что на дату приобретения объекта недвижимости и обращения с заявлением о приватизации земельного участка Тюрин С.Н. имел статус индивидуального предпринимателя. Объект недвижимости используется заявителем в предпринимательской (экономической) деятельности и в силу своего назначения для личных нужд использован быть не может.
С учетом изложенного по субъектному составу, характеру спорного правоотношения спор подведомственен арбитражному суду.
Глава 24 АПК РФ устанавливает общий принцип, которым руководствуется арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - защита нарушенных законных прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя, вследствие чего судом правомерно принято решение об удовлетворении заявленных требований предпринимателя Тюрина С.Н., которым суд признал незаконным бездействие Территориального управления, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления о предоставлении в собственность земельного участка.
Кроме того, суд первой инстанции обязал Территориальное управление в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя в 10-дневный срок после вступления решения в законную силу принять решение по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка.
Наличие данной обязанности у Территориального управления обусловлено положениями п. 6 ст. 36 ЗК РФ.
В то же время, в соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При таких обстоятельствах, в связи с нарушением судом норм материального права, согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда первой инстанции следует изменить в части определения срока, в течение которого Территориальное управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя с указанием вместо десятидневного срока - месячного.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2008 г. по делу N А55-16774/2007.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2008 г. по делу N А72-7999/2008 изменить, заменив в третьем абзаце резолютивной части решения от 24 декабря 2008 г. слова "в 10-дневный срок после вступления решения в законную силу" на слова "в месячный срок".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)