Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2015 N 10АП-4885/2015 ПО ДЕЛУ N А41-400/15

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2015 г. по делу N А41-400/15


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истца - Маюров С.Н., по доверенности от 12.02.2013,
от ответчика - Круглова М.С., по доверенности от 12.01.2015 N 3,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2015 года по делу N А41-400/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по исковому заявлению ООО "Стройконтур" (ИНН 5025015093, ОГРН 1025003080849) к Министерству имущественных отношений Московской области, третье лицо - Правительство Московской области, об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050401:8,

установил:

ООО "Стройконтур" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Московской области с требованиями:
- урегулировать разногласия, возникшие между ООО "Стройконтур" и Министерством имущественных отношений Московской области при заключении договора ЗУ-7 от 29 июля 2014 года купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050401:8 площадью 5703 кв. м, местоположение: Московская область, г. Лобня, в районе Шереметьевского шоссе (адрес участка, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 04.10.2011, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 50-АВ N 156967, запись регистрации от 04.10.2011 N 50-50-99/092/2011-125: Московская область, г. Лобня, р-н д. Катюшки) и определить пункты 2.1 и пункт 7.1 указанного договора в следующей редакции:
- "2.1. Цена Участка установлена в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 3.1 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и подпунктом 2 пункта 1 постановления Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках", в размере пятнадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 22.10.2012 года, и составляет 1 506 062,50 рублей.";
- "7.1. На момент заключения настоящего договора в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Участком за Государственным учреждением Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" (запись от 31.10.2011 N 50-50-99/092/2011-126)".
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Правительство Московской области.
Решением от 31 марта 2015 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель Министерства пояснил, что цена продажи спорного земельного участка подлежит исчислению от кадастровой стоимости, установленной на 2014 год. Необоснованна ссылка суда первой инстанции на отсутствие регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ГУ Московской области "Мосавтодор", поскольку это право зарегистрировано. Отражение зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования в качестве обременения в выписке из ЕГРП от 07.02.2015 не свидетельствует об отсутствии регистрации прав на спорный земельный участок.
Представитель общества возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Правительства Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Стройконтур" на праве собственности принадлежит Автомобильный автозаправочный комплекс, инв. N 5731, литер А, Б, В, Г, Д, Д1, Е, Е1, Ж, З, З1, З2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.01.2004.
Согласно кадастровому паспорту от 21.03.2014 указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0050401:8 общей площадью 5703 кв. м, с местоположением: Московская область, г. Лобня, в районе Шереметьевского шоссе.
Выпиской из ЕГРП от 07.02.2015 и свидетельством о государственной регистрации права от 04.10.2011 подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050401:8 находится в собственности Московской области.
В порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "Стройконтур" обратилось в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлением от 17.10.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050401:8, поскольку на указанном земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности.
Письмом от 25.12.2012 ООО "Стройконтур" представило в Министерство имущественных отношений Московской области все необходимые документы, перечень которых предусмотрен действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.05.2013 по делу N А41-6080/13, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.02.2014, Министерство имущественных отношений Московской области обязалось принять решение о предоставлении в собственность ООО "Стройконтур" земельного участка общей площадью 5703 кв. м с кадастровым номером 50:12:0050401:8, расположенного по адресу: Московская область, г. Лобня, в районе Шереметьевского шоссе, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в ООО "Стройконтур".
Во исполнение решения Арбитражного суда Московской области от 24.05.2013 по делу N А41-6080/13 Министерством имущественных отношений принято распоряжение от 18.07.2014 N 12ВР-641, согласно которому в собственность ООО "Стройконтур" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050401:8.
Пунктом 2 распоряжения от 18.07.2014 N 12ВР-641 установлено, что земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГУ Московской области "Мосавтодор" (запись в ЕГРП от 31.10.2011 N 50-50-99/092/2011-126).
Согласно пункту 4 распоряжения цена земельного участка должна быть установлена в договоре купли-продажи в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", Постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" в размере, равном 15% кадастровой стоимости земельного участка.
Письмом от 21.08.2014 N 12исх-12108 Министерство имущественных отношений Московской области направило в адрес ООО "Стройконтур" проект договора купли-продажи от 29.07.204 N ЗУ-7, существенные условия которого установлены на основании распоряжения от 18.07.2014 N 12ВР-641.
Согласно пункту 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка N ЗУ-7, выкупная цена земельного участка определена в размере 15% кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 6 653 690,10 рублей, исходя из размера кадастровой стоимости участка в 44 357 934 рублей, установленной с 01 января 2014 года Распоряжением Минэкологии Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ.
Кроме того, пунктом 7.1 проекта договора купли-продажи земельного участка N ЗУ-7 предусмотрено, что земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному учреждению Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.10.2011 N 50-50-99/092/2011-126).
По итогам рассмотрения проекта договора купли-продажи земельного участка N ЗУ-7 ООО "Стройконтур" направило в Министерство имущественных отношений Московской области протокол разногласий к договору и сопроводительные письма от 26.09.2014 и от 04.12.2014, указав, что расчет выкупной цены земельного участка в пункте 2.1 должен производиться, исходя из кадастровой стоимости участка, существовавшей на момент обращения заявителя с заявлением о выкупе такого участка, а также указав в пункте 7.1 на право ГУ Московской области "Мосавтодор" постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:12:0050401:8 в качестве обременения такого земельного участка.
Письмом от 03.12.2014 N 12исх-18422 Министерство имущественных отношений Московской области отклонило представленные разногласия, предложило оставить редакцию пунктов 2.1 и 7.1 прежней, указав, что расчет выкупной цены участка должен быть произведен от кадастровой стоимости на 2014 год.
Полагая, что действия Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию условий и заключению договора купли-продажи земельного участка от 29.07.2014 N ЗУ-7 нарушают права и законные интересы ООО "Стройконтур", общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее - редакция от 06.12.2011, с изменениями от 27.06.2012) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Как следует из материалов дела, предмет исковых требований ООО "Стройконтур" составляет согласование условий договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050401:8.
При этом в силу положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и решения Арбитражного суда Московской области от 24.05.2013 по делу N А41-6080/13 для Министерства имущественных отношений Московской области заключение договора купли-продажи от 29.07.2014 N ЗУ-7 с ООО "Стройконтур" является обязательным.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из пункта 1.1. статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (редакция от 28.07.2012), продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3.1 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ (редакция от 17.02.2012, с изменениями от 21.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Московской области" установлен порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: с 1 июля 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается Правительством Московской области; цена продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
При этом пунктом 3.2 указанной статьи предусмотрено, что цена продажи земельного участка, рассчитываемая от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости по запросу исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, направленному после даты поступления обращения гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка в собственность.
В пункте 1 Постановления Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" определено, что с 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:
1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:
- относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;
- относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования);
- вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);
2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 4 распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 18.07.2014 N 12ВР-641 цена земельного участка должна быть установлена в договоре купли-продажи в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", Постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" в размере, равном 15% кадастровой стоимости земельного участка.
В пункте 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка N ЗУ-7 выкупная цена земельного участка определена в размере 15% кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 6 653 690,10 рублей, исходя из размера кадастровой стоимости участка в 44 357 934 рублей, установленной с 01 января 2014 года Распоряжением Минэкологии Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ.
Довод ответчика о том, что цена продажи спорного земельного участка подлежит исчислению от кадастровой стоимости, установленной на 2014 год, апелляционный суд признает необоснованным.
В рамках дела N А41-6080/13 оспаривалось бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность ООО "Стройконтур" земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050401:8 по заявлению общества от 17.10.2012.
По смыслу действующего законодательства, исходя из принципа справедливости, решением Арбитражного суда Московской области от 24.05.2013 по делу N А41-6080/13 суд восстановил нарушенное право истца, обязав Министерство имущественных отношений Московской области принять решение о предоставлении в собственность ООО "Стройконтур" земельного участка кадастровым номером 50:12:0050401:8, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в ООО "Стройконтур", как если бы ответчик совершил данные действия в добровольном порядке в соответствии с законодательством, действовавшим на момент обращения общества с соответствующим заявлением от 17.10.2012.
Таким образом, к условиям договора купли-продажи земельного участка от 29.07.2014 N ЗУ-7 должны применять правовые нормы и сведения, действовавшие по состоянию после 17.10.2012.
Согласно кадастровой справке от 17.06.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050401:8 по состоянию на 22.10.2012 составляла 10 040 416,65 рублей.
Следовательно, в силу пункта 3.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", пункта 1 Постановления Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" выкупная цена спорного земельного участка равна 15% кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 22.10.2012, что составляет 1 506 062,50 руб.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, пунктом 7.1 проекта договора купли-продажи земельного участка N ЗУ-7 предусмотрено, что земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному учреждению Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.10.2011 N 50-50-99/092/2011-126).
В материалы дела представлена выписка из ЕГРП от 07.02.2015, согласно которой в ЕГРП зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050401:8 площадью 5703 кв. м, с местоположением: Московская область, г. Лобня, в районе Шереметьевского шоссе, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов, находящийся в собственности Московской области (регистрационная запись от 04.10.2011 N 50-50-99/092/2011-125). Правообладателем указана Московская область. Также на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050401:8 зарегистрировано право ГУ Московской области "Мосавтодор" постоянного (бессрочного) пользования.
Как пояснило общество, сведения о наличии записи в ЕГРП о регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, подлежащий продаже обществу, следует отразить в договоре купли-продажи, тогда как в проекте Министерства содержится указание на предоставление земельного участка на праве бессрочного пользования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в части пункта 7.1 договора, поскольку сведения о наличии регистрации права постоянного бессрочного пользования в ЕГРП в отношении рассматриваемого земельного участка действительно содержатся в ЕГРП и данное обстоятельство сторонами разбирательства не оспаривается. Редакция, предложенная истцом, соответствует установленным судом обстоятельствам и не нарушает прав ответчика.
Материалами дела подтверждается соблюдение ООО "Стройконтур" претензионного порядке согласования условий договора, предусмотренного статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом разногласия между сторонами договора купли-продажи земельного участка от 29.07.2014 N ЗУ-7 не были урегулированы.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе об урегулировании разногласий, возникших между ООО "Стройконтур" и Министерством имущественных отношений Московской области при заключении договора купли-продажи земельного участка от 29.07.2014 N ЗУ-7 в части пунктов 2.1, 7.1 указанного договора.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Министерства имущественных отношений Московской области, считает ее основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 31.03.2015 по делу N А41-400/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
М.В.ИГНАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)