Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2014 N 17АП-15621/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-9817/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2014 г. N 17АП-15621/2013-ГК

Дело N А50-9817/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Константинова Е.В. (паспорт, доверенность от 09.01.2013),
от ответчика - представитель не явился,
от третьих лиц - представители не явились,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Пермской краевой общественной организации "Доброе дело",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 ноября 2013 года
по делу N А50-9817/2013,
принятое судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению Пермской краевой общественной организации "Доброе дело" (ОГРН 1105900000524, ИНН 5904225840)
к Комитету имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района
третьи лица: Администрация Краснокамского городского поселения, Управление по недропользованию по Пермскому краю, Западно-Уральское управление Ростехнадзора
о признании отказа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Пермская краевая общественная организация "Доброе дело" (заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Комитету имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района (ответчик) о признании незаконным, не соответствующим действующему законодательству отказа в оформлении акта о выборе земельного участка примерной площадью 987 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснокамск, юго-западнее жилого дома по ул. Школьная, 7а, для строительства выставочного зала, о возложении на ответчика обязанности принять решение выдаче акта о выборе указанного земельного участка.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Краснокамского городского поселения, Управление по недропользованию по Пермскому краю, Западно-Уральское управление Ростехнадзора.
Решением суда от 15.11.2013 (резолютивная часть от 06.11.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 15.11.2013 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что на момент принятия оспариваемого отказа в оформлении акта о выборе земельного участка красные линии в установленном порядке утверждены не были, постановление Администрации Краснокамского городского поселения от 15.01.2013 N 21 было опубликовано только 18.01.2013. Также заявитель считает, что наличие на испрашиваемом земельном участке действующего фонтана не ограничивает этот земельный участок в обороте, и не препятствует выбору этого земельного участка для строительства. Заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик, третьи лица возражений на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 10.07.2012 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 987 кв. м из состава свободных муниципальных земель в зоне ОД-1 и предварительном согласовании места размещения объекта - выставочного зала по адресу: г. Краснокамск, юго-западнее дома N 7а по ул. Школьная.
Письмом от 17.10.2012 ответчик отказал заявителю в оформлении акта о выборе земельного участка, указав, что в настоящее время администрацией Краснокамского городского поселения согласованы границы красных линий данного квартала, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок находится на землях общего пользования, на которых расположен фонтан.
Полагая, что указанное решение ответчика является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Для приобретения прав на земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридические лица обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок в порядке, установленном ст. 29, 30 ЗК РФ. При этом предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции со статьями 9, 10, 11 названного Кодекса.
Одним из необходимых и обязательных этапов предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 указанного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков в г. Краснокамске определен Положением "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в собственности Краснокамского муниципального района" (далее - Положение), утвержденным решением Земского собрания Краснокамского муниципального района от 01.03.2007 N 21.
Пунктом 2.3.3 Положения предусмотрено, что в случае отсутствия правил землепользования и застройки поселений, или же если размещение заявленного объекта не соответствует утвержденным правилам землепользования и застройки поселений, комитет имущественных отношений направляет в течение трех рабочих дней перечень поступивших заявлений с указанием фамилии, имени, отчества гражданина или наименования организации, места размещения земельного участка, размера (площади) земельного участка и наименования объекта строительства в администрацию соответствующего поселения Краснокамского муниципального района для дачи заключения о возможности предоставления земельного участка для заявленных целей или определения вариантов размещения объекта либо для дачи мотивированного отказа о невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей или определения вариантов размещения объекта. Срок рассмотрения заявлений составляет пять рабочих дней.
В случае получения мотивированного отказа глава Краснокамского муниципального района направляет заинтересованному лицу письменный ответ по представлению комитета имущественных отношений.
Согласно материалам дела, ответчиком было получено отрицательное заключение Администрации Краснокамского городского поселения от 30.08.2012 N СЭД-01-13-184, из которого следует, что на испрашиваемом земельном участке расположен действующий фонтан, участок находится в охранной зоне нефтяной скважины, кроме того в соответствии с согласованным проектом красных линий квартала земельный участок расположен на землях общего пользования и не предназначен для застройки.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 указанной статьи).
Согласно ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ на земельные участки в границах территорий общего пользования действие градостроительного регламента не распространяется.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на землях общего пользования и не предназначен для застройки, что следует из постановления Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 15.01.2013 N 21, опубликованного в приложении к газете "Наш город - Краснокамск" N 3 от 18.01.2013.
Довод заявителя о том, что на момент принятия оспариваемого решения красные линии в районе испрашиваемого земельного участка утверждены не были, не может быть принят во внимание.
Установление красных линий является длительной процедурой, носит открытый характер, происходит в том числе, путем проведения публичных слушаний. Вопрос об установлении красных линий был предметом обсуждения в 2011 году, заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств его неосведомленности по указанному вопросу.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, на испрашиваемом земельном участке расположен фонтан, что также препятствует предоставлению этого земельного участка для целей строительства.
Ссылка заявителя на то, что наличие фонтана не ограничивает земельный участок в обороте, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Как следует из представленных доказательств, указанный фонтан был возведен более 40 лет назад, в настоящее время реконструирован, чаша фонтана имеет облицовку керамогранитом и ограждена кованными перилами.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не является свободным, предназначен для благоустройства территории. Основания для демонтажа либо переноса существующего фонтана заявителем не приведены.
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также подлежащие применению нормы материального права определены судом первой инстанции верно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 15.11.2013 является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя. Государственная пошлина, излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату на основании ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 ноября 2013 года по делу N А50-9817/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Пермской краевой общественной организации "Доброе дело" (ОГРН 1105900000524, ИНН 5904225840) из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру N 41 от 28.11.2013.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Г.Л.ПАНЬКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)