Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2009 N 05АП-4170/09 ПО ДЕЛУ N А51-4580/2009

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2009 г. N 05АП-4170/09

Дело N А51-4580/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 10.09.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.09.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой,
судей: Е.Л. Сидорович, Г.А. Симоновой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края Пламадяла С.В. по доверенности от 08.12.2008 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, удостоверение N 2985, действительно до 31.12.2010
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
на решение от 14.07.2009 г.
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-4580/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Усадьба"
к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, оформленного письмом от 24.03.2009 N 1126

установил:

Дачное некоммерческое товарищество "Усадьба" (далее по тексту -заявитель, товарищество, ДНТ "Усадьба") обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края оформленного письмом от 24.03.2009 N 1126, в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков по заявлению от 18.01.2007 вх. N 260 с дополнением от 07.10.2008 вх. N 4297, и обязать департамент устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 14.07.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края обратился с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный.
По мнению заявителя, спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, которые в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте.
Заявитель указывает, что испрашиваемый земельный участок отнесен ко 2-й зоне округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива, в силу чего, на данном земельном участке невозможно размещение дачного поселка. Со ссылкой на положения ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", считает, что на испрашиваемом земельном участке недопустимо размещение объектов и сооружений не связанных непосредственно как с созданием и развитием курортного лечения, так и с созданием и развитием курортного отдыха, а заявителем спорный земельный участок испрашивается для размещения дачного поселка. На спорном участке возможно капитальное строительство объектов недвижимости, то есть фактически индивидуальных жилых домов, либо жилого дачного комплекса, что в силу норм ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" недопустимо.
Кроме того, по сведениям Управления лесным хозяйством Приморского края испрашиваемый земельный участок входит в границы Садгородского участкового лесничества. В соответствии с ч. 3 ст. 23 ЛК РФ лесничества и лесопарки располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Соответственно спорный земельный участок относится к лесничеству, расположенному на землях населенных пунктов и в силу главы 5 ЛК РФ на нем осуществляется лесоустройство. Виды использования лесов предусмотрены статьей 25 ЛК РФ и не предусматривают такого вида использования как размещение на лесном участке дачного поселка.
В отзыве на апелляционную жалобу, Дачное некоммерческое товарищество "Усадьба" решение считает законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Из материалов дел судом установлено, что 05 февраля 2008 года товарищество в соответствии с Законом N 66- ФЗ обратилось в департамент с заявлением N 01/08 от 18.01.2007 (входящий номер 260) о предоставлении земельного участка в районе ул. Успенского ориентировочной площадью 70000 кв. м для строительства дачного поселка в целях отдыха с правом возведения жилых домов, с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. К заявлению товарищество приложило сведения из Государственного земельного кадастра по г. Владивостоку и обзорную схему.
Письмом от 15.02.2008 департамент уведомил заявителя о направлении документов в администрацию города и указал, что по результатам полученного ответа будет принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 07.10.2008 товарищество уточнило цель предоставления земельного участка - для отдыха (с правом возведения жилых домов с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля) с последующим представлением земельных участков в собственность каждого члена товарищества.
Распоряжением администрации города Владивостока от 31.10.2008 N 3275 товариществу были утверждены границы земельных участков в г. Владивостоке в районе ул. Успенского площадью 64236 кв. м.
26.02.2009 заявителем были получены кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков, которые письмом от 10.03.2009 (входящий номер 1126) были представлены в департамент. По тексту указанного письма заявитель также просил на основании пункта 5 статьи 34 ЗК РФ в двухнедельный срок принять решение предоставлении испрашиваемых земельных участков.
В ответ на заявление департамент письмом от 24.03.2009 N 1126, сославшись на принятое администрацией г. Владивостока распоряжение от 29.09.2008 N 1121-р "О формировании земельных участков, расположенных по адресу: Приморский край, город Владивосток, район ул. Успенского, для индивидуального жилищного строительства", отказал в предоставлении земельного участка.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка противоречит земельному законодательству и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4, 5 ст. 200 АПК РФ).
Право на обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения закреплено в ст. 7 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В силу пункта 1 статьи 28 этого Закона предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, предоставление земельных участков в собственность дачникам и их объединениям осуществляется без проведения торгов, однако ему предшествует специально регламентированная процедура получения этих земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Абзацем 1 п. 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса. Орган местного самоуправления на основании этого заявления либо обращения соответствующего исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка соответствующий орган принимает решение о его предоставлении в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду, после чего в недельный срок заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с заявлением о предоставлении спорного земельного участка товарищество обратилось в соответствии с положениями ст. 14 Закона N 66-ФЗ после регистрации его в качестве юридического лица.
Распоряжением от 31.10.2008 N 3275 УМИГА администрации г. Владивостока утверждены границы испрашиваемых земельных участков.
Заявителем в соответствии со ст. 34 ЗК РФ обеспечено изготовление за свой счет кадастровых работ испрашиваемых земельных участков.
Таким образом, принимая во внимание, что товариществом соблюден порядок получения земельных участков, регламентированный ст. 34 ЗК РФ и Законом N 66-ФЗ, представлены все необходимые документы, в силу вышеназванных нормативных положений, у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в их предоставлении заявителю.
Доводы ответчика о нахождении испрашиваемых земельных участков во второй зоне округа санитарной охраны, были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Факт нахождения спорных земельных участков во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока подтверждается сведениями из Государственного земельного кадастра по г. Владивостоку (выписка от 03.12.2007 N 24632, выданная Территориальным отделом N 11 по г. Владивостоку Управления Роснедвижимости по Приморскому краю).
Так, согласно подпункту 1 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте (т.е. не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами) находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (ООПГ). Однако из содержания п. 3 ст. 96 Кодекса следует, что полностью исключены из оборота только земельные участки, находящиеся в 1-й зоне округа санитарной охраны. Участки, входящие в состав 2-й и 3-й зон, не исключены из оборота, для них даже не установлен режим особой охраны, а лишь ограничено их использование в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. Ограничение использования согласно п. 3 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (далее - ФЗ N 33) также состоит в регулировании режима хозяйственной деятельности, а не в ограничении этих земель в обороте. Кроме того, как следует из п. 3 ст. 2 этого же Закона, округ не входит в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
По смыслу преамбулы ФЗ N 33, к особо охраняемым природным территориям, независимо от категории земель, могут быть отнесены участки, обладающие рядом признаков: а) они должны быть объектами только природного происхождения (участки земли и водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, и воздушное пространство над ними); б) должны иметь особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение; в) должны быть изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования; г) для них должен быть установлен режим особой охраны (а не особый режим использования).
Как верно указано судом первой инстанции, спорный земельный участок даже формально указанными признаками не обладает.
Пунктом 10 ст. 85 ЗК РФ оговорено, что в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Кодекса.
Таким образом, все земли, находящиеся в черте города Владивостока, относятся, согласно ст. ст. 83 - 85 ЗК РФ, к категории "земли поселений".
Поскольку на сегодняшний день зонирование в г. Владивостоке в соответствии со ст. 85 Кодекса не проведено, официальный статус по пункту 10 ст. 85 ЗК РФ спорному участку не присвоен, нормативно-правового акта, которым 2-я и 3-я зоны округа санитарной охраны были бы отнесены к особо охраняемым природным территориям, не принято, земельный участок не исключен из оборота, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что спорный участок не может быть отнесен к землям особо охраняемых природных территорий и, следовательно, на него не распространяется подпункт 1 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ.
Также является необоснованным утверждение заявителя о том, что испрашиваемые товариществом земельные участки расположены на землях лесного фонда.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Для того чтобы обладать статусом лесного участка земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (ст. 92 ЛК РФ).
Однако спорный земельный участок на кадастром учете как лесной участок не состоит.
Кроме того, как установлено судом, испрашиваемый товариществом земельный участок входит в состав земель населенных пунктов, а не земель лесного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ, лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
При таких обстоятельствах, сведения о том, что земельный участок по ул. Успенского в г. Владивостоке входит в границы Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда, так как лесничества могут располагаться на землях населенных пунктов.
Утверждение о том, что земли, на которых располагается испрашиваемый земельный участок, являются федеральной собственностью, документально не подтверждено, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не зарегистрировано.
Доказательств опровергающих вышеназванные выводы, в материалы дела ответчиком не представлено.
Департаментом в рамках данного судебного разбирательства не выполнена обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность товарищества, установленная статьями 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", пункту 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края обладают органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.
Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края согласно Положению о нем наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.
Следовательно, обязанность по предоставлению товариществу испрашиваемых земельных участков лежит на Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.
Согласно п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку материалами дела не установлено оснований для отказа товариществу в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков по заявлению от 18.01.2007 вх. N 260 с дополнением от 07.10.008 вх. N 4297, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ ответчика незаконным, как противоречащий земельному законодательству, Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и нарушающий права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно в соответствии с требованиями статьи 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов товарищества обязал ответчика в двухнедельной срок с даты вступления решения суда законную силу принять решение о предоставлении Дачному некоммерческому товариществу "Усадьба" в собственность земельных участков общей площадью 64236 кв. м, кадастровые номера 25:28:050030:117, 25:28:050030:118, 25:28:050030:119, 25:28:050030:120, 25:28:050030:126, расположенных в районе ул. Успенского, 58 в г. Владивостоке.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение от 14.07.2009 по делу N А51-4580/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА

Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Г.А.СИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)