Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
заявителя - Хайруллина Р.Р. (доверенность от 02.10.2013),
в отсутствие:
ответчика - не явился, извещен,
третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.07.2013 (судья Коротенко С.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-8749/2013
по заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (ОГРН 1061655000582) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1021603478533) о признании сведений земельного участка с кадастровым номером 16:50:110417:330 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 316 231,30 руб. кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9-му виду разрешенного использования земель; обязании ответчика исправить данную ошибку путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, указав кадастровую стоимость с размере 625 936,85 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок",
при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г. Казань,
установил:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - кадастровая палата) о признании сведений земельного участка с кадастровым номером 16:50:110417:330 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 316 231,30 руб. кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9-му виду разрешенного использования земель; обязании ответчика исправить данную ошибку путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, указав кадастровую стоимость с размере 625 936,85 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал"), Кабинет Министров Республики Татарстан, исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполнительный комитет), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.07.2013 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что сведения в государственном кадастре недвижимости соответствует функциональному назначению расположенных на участке линейных объектов инженерной инфраструктуры фактическому использованию земельного участка.
В кассационной жалобе Учреждения, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно канализационная станция, то при присвоении земельному участку номера следовало соотнести по 9-му виду разрешенного использования.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Водоканал" возражает против отмены судебных актов, ссылаясь на то, что доводы Учреждения направлены на переоценку фактически установленных обстоятельств.
Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, земельный участок с кадастровым номером 16:50:110417:330, расположенный по адресу г. Казань, Ново-Савиновский район, ул. Мусина, д. 59а, находится в пользовании МУП "Водоканал".
Согласно Результатам государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:110417:330 определена в размере 316 231,30 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 4106,90 руб. исходя из 13-го вида разрешенного использования земельных участков: "Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов".
Полагая, что земельные участки под объектами МУП "Водоканал" с учетом их функционального использования относятся к 9-му виду разрешенного использования, письмом от 09.08.2011 N 4479/ИК Учреждение обратилось в кадастровую палату с просьбой внести изменения в сведения об экономических характеристиках земельных участков, предоставленных МУП "Водоканал".
В ответе на указанное письмо кадастровая палата сообщила, что рассмотрение вопросов, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земель, в том числе, переоценки земель, не входит в компетенцию нашего Учреждения, органом кадастрового учета принято решение от 22.08.2011 N 16:50/11-2204 об исправлении технической ошибки, экономические характеристики земельных участков пересчитаны исходя из 9 группы вида разрешенного использования (письмо от 22.08.2011 N 6337-17).
В дальнейшем Учреждение обратилось с указанным заявлением в Управление Росреестра (письмо от 13.12.2011 N 7439/ИК), по результатам рассмотрения которого последний указал, что в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о принадлежности земельных участков к коммунальному хозяйству.
Учитывая, что присвоение земельному участку 13-го вида разрешенного использования при проведении государственной кадастровой оценки земли произведено кадастровой палатой ошибочно, Учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Судами установлено и сторонами данное обстоятельство не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно: здание водопроводно-насосной станции, предназначенные для водоснабжения потребителей МУП "Водоканал".
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 4, 9 - 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 с 01.01.2011 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Республики Татарстан.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2 Методических указаний).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.05.2012 N 13016/11 изложил правовую позицию, согласно которой к линейным объектам различными законодательными актами отнесены дороги, линии связи и электропередачи, трубопроводы и подобные им объекты. При этом под инженерной инфраструктурой населенных пунктов понимается совокупность соединяющих различных пользователей сетей, проводящих связь, воду, газ, электроэнергию, а также технических устройств, обслуживающих эти сети.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ", водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений на них предназначенных для водоснабжения. Водопроводно-насосная станция - это неотъемлемая часть системы водоснабжения города Казани, состоящая из трубопроводов и сооружений на них.
При изложенных обстоятельствах суды двух инстанций пришли к выводу о том, что сведения в государственном кадастре недвижимости внесены в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования спорного земельного участка, поэтому правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Данный вывод судов соответствует арбитражной практике, сформированной Федеральным арбитражным судом Поволжского округа и отраженной в постановлениях от 27.06.2013 по делу N А65-23461/2012, от 21.11.2013 по делу N А65-2022/2013, принятых между теми же сторонами.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 по делу N А65-8749/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.02.2014 ПО ДЕЛУ N А65-8749/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2014 г. по делу N А65-8749/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
заявителя - Хайруллина Р.Р. (доверенность от 02.10.2013),
в отсутствие:
ответчика - не явился, извещен,
третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.07.2013 (судья Коротенко С.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-8749/2013
по заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (ОГРН 1061655000582) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1021603478533) о признании сведений земельного участка с кадастровым номером 16:50:110417:330 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 316 231,30 руб. кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9-му виду разрешенного использования земель; обязании ответчика исправить данную ошибку путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, указав кадастровую стоимость с размере 625 936,85 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок",
при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г. Казань,
установил:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - кадастровая палата) о признании сведений земельного участка с кадастровым номером 16:50:110417:330 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 316 231,30 руб. кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9-му виду разрешенного использования земель; обязании ответчика исправить данную ошибку путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, указав кадастровую стоимость с размере 625 936,85 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал"), Кабинет Министров Республики Татарстан, исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполнительный комитет), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.07.2013 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что сведения в государственном кадастре недвижимости соответствует функциональному назначению расположенных на участке линейных объектов инженерной инфраструктуры фактическому использованию земельного участка.
В кассационной жалобе Учреждения, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно канализационная станция, то при присвоении земельному участку номера следовало соотнести по 9-му виду разрешенного использования.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Водоканал" возражает против отмены судебных актов, ссылаясь на то, что доводы Учреждения направлены на переоценку фактически установленных обстоятельств.
Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, земельный участок с кадастровым номером 16:50:110417:330, расположенный по адресу г. Казань, Ново-Савиновский район, ул. Мусина, д. 59а, находится в пользовании МУП "Водоканал".
Согласно Результатам государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:110417:330 определена в размере 316 231,30 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 4106,90 руб. исходя из 13-го вида разрешенного использования земельных участков: "Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов".
Полагая, что земельные участки под объектами МУП "Водоканал" с учетом их функционального использования относятся к 9-му виду разрешенного использования, письмом от 09.08.2011 N 4479/ИК Учреждение обратилось в кадастровую палату с просьбой внести изменения в сведения об экономических характеристиках земельных участков, предоставленных МУП "Водоканал".
В ответе на указанное письмо кадастровая палата сообщила, что рассмотрение вопросов, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земель, в том числе, переоценки земель, не входит в компетенцию нашего Учреждения, органом кадастрового учета принято решение от 22.08.2011 N 16:50/11-2204 об исправлении технической ошибки, экономические характеристики земельных участков пересчитаны исходя из 9 группы вида разрешенного использования (письмо от 22.08.2011 N 6337-17).
В дальнейшем Учреждение обратилось с указанным заявлением в Управление Росреестра (письмо от 13.12.2011 N 7439/ИК), по результатам рассмотрения которого последний указал, что в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о принадлежности земельных участков к коммунальному хозяйству.
Учитывая, что присвоение земельному участку 13-го вида разрешенного использования при проведении государственной кадастровой оценки земли произведено кадастровой палатой ошибочно, Учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Судами установлено и сторонами данное обстоятельство не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно: здание водопроводно-насосной станции, предназначенные для водоснабжения потребителей МУП "Водоканал".
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 4, 9 - 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 с 01.01.2011 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Республики Татарстан.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2 Методических указаний).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.05.2012 N 13016/11 изложил правовую позицию, согласно которой к линейным объектам различными законодательными актами отнесены дороги, линии связи и электропередачи, трубопроводы и подобные им объекты. При этом под инженерной инфраструктурой населенных пунктов понимается совокупность соединяющих различных пользователей сетей, проводящих связь, воду, газ, электроэнергию, а также технических устройств, обслуживающих эти сети.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ", водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений на них предназначенных для водоснабжения. Водопроводно-насосная станция - это неотъемлемая часть системы водоснабжения города Казани, состоящая из трубопроводов и сооружений на них.
При изложенных обстоятельствах суды двух инстанций пришли к выводу о том, что сведения в государственном кадастре недвижимости внесены в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования спорного земельного участка, поэтому правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Данный вывод судов соответствует арбитражной практике, сформированной Федеральным арбитражным судом Поволжского округа и отраженной в постановлениях от 27.06.2013 по делу N А65-23461/2012, от 21.11.2013 по делу N А65-2022/2013, принятых между теми же сторонами.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 по делу N А65-8749/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)