Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Механизмы. Транспорт. Сервис" (далее - общество, ООО "МехТрансСервис", заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2014 по делу N А76-3958/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Канаушева О.В. (доверенность от 11.06.2013 б/н);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска (далее - налоговый орган, инспекция) - Крутикова Ю.А. (доверенность N 05-27/002978@ от 05.03.2014);
- Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) - Крутикова Ю.А. (доверенность N 06-31/1/000512 от 16.05.2014).
ООО "МехТрансСервис" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции и управлению о признании недействительными решений N 233 от 28.11.2013, N 16-07/000265 от 30.01.2014.
Решением суда от 26.05.2014 (судья Каюров С.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2013 (судьи Тимохин О.Б., Малышев М.Б., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить и передать дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Общество указывает, что им произведено доначисление земельного налога за 7 месяцев 2012 года в отношении вновь образованного земельного участка площадью 32 656 кв. м с кадастровым номером 74:36:0701006:60 в соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2013 по делу N А76-14235/2012, которым кадастровая стоимость указанного земельного участка с 14.05.2012 для целей налогообложения установлена в размере 33 253 000 руб. По мнению общества, имеет место противоречие двух судебных актов по разным делам: N А76-14235/2012 и N А76-3958/2014. Заявитель также ссылается на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, данные в письме от 10.04.2013 N 03-05-05-02/11854, о перерасчете налога с применением кадастровой стоимости, улучшающей положение налогоплательщика. Кроме того, общество полагает, что судами приняты акты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области. Заявитель также ссылается на то, что применил порядок исчисления налога в соответствии с решением суда по делу N А76-14235/2012, следовательно, не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В представленных отзывах инспекция и управление возражают против доводов заявителя, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, обществом в инспекцию 29.01.2013 представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, где при расчете налога применена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:2 в размере 12 776 986 руб.
Обществом 11.06.2013 представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год (корректировка N 1), согласно которой налоговые обязательства уменьшены. Обществом при расчете налога за земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701006:2 применена налоговая ставка в размере 1,2% в отличие от первоначального расчета с применением ставки 1,5%.
Кроме того, обществом представлена 18.06.2013 уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год (корректировка N 2), в которой обществом исчислен налог за 7 месяцев 2012 года за земельный участок с номером 74:36:0701006:60. При расчете налога применена кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2013 по делу N А76-14235/2012, а именно в размере 33 253 000 руб.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленных налоговых деклараций составлен акт от 02.10.2013 N 306 и вынесено решение N 233 от 28.11.2013, которым общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ (с учетом п. 4 ст. 114 НК РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 228 297 руб. 20 коп. за неуплату налога в результате занижения налоговой базы, также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог за 2012 год в сумме 570 743 руб., пени в сумме 55 474 руб. 96 коп.
Решением УФНС от 30.01.2014 N 16-07/000265@ решение инспекции от 28.11.2013 N 233 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решениями, ООО "МехТрансСервис" обратилось в арбитражный суд, в качестве правового обоснования заявленных требований ссылаясь на положения ст. 223 ГК РФ, ст. 388, 389, 391 НК РФ. Кроме того, общество ссылалось на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2013 по делу N А76-14235/2012.
При рассмотрении спора суды руководствовались положениями ст. 389, 390, 391, 396 НК РФ, ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как установлено судами, общество являлось собственником части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:2, расположенного по адресу: 454036, г. Челябинск, ул. Демидовская, 5. Дата регистрации возникновения права - 23.12.2011, дата регистрации прекращения права - 09.06.2012. Кадастровая стоимость на 01.01.2012 согласно данным Росреестра - 83 848 770.20 руб. Обществом налог за данный участок в части, соответствующей его доле в праве, исчислен на основании данных о стоимости участка, указанных в кадастровом паспорте N 7436/221/09-559 - 15 971 233,2 руб.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Согласно п. 14 ст. 391 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" источником сведений о кадастровой стоимости земельных участков является государственный кадастр недвижимости.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке, что закреплено в п. 1 "Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии". Данная служба осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ведение государственного кадастра недвижимости, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (п. 5 указанного Положения).
Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, как установлено ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О государственном кадастре недвижимости".
Для подтверждения представленной обществом информации о кадастровой стоимости по земельным участкам N 74:36:701006:60 и 74:36:0701006:2 инспекцией направлены запросы N 11-25/015177 и 11-25/015183 от 02.10.2013 о кадастровой стоимости в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области.
Судами установлено, что налоговым органом использована при расчете кадастровая стоимость земельного участка номер 74:36:0701006:2, отраженная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2012 г. Налогоплательщик же при расчете налога использовал информацию, не относящуюся к налоговому периоду 2012 год.
Доначисление налога, пеней и привлечение к ответственности за неполную уплату налога за данный земельный участок суды признали соответствующим налоговому законодательству.
Вывод судов основан на материалах дела, соответствует ст. 390, 391, 75, 122 НК РФ.
В кассационной жалобе не содержится доводов относительно судебных актов в данной части.
Судами также установлено, что общество являлось собственником земельного участка N 74:36:0701006:60, расположенного по адресу: 454036, г. Челябинск, ул. Демидовская, 5. Названный участок поставлен на государственный учет 14.05.2013. Дата регистрации возникновения права общества на участок - 09.06.2012. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 09.06.2012 составляет 67 079 016 руб. При этом не имеется сведений об изменении кадастровой стоимости с момента постановки земельного участка на кадастровый учет до возникновения прав общества на данный участок.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:60 площадью 32 656 кв. м в размере его рыночной стоимости - 33 253 000 руб. Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:60 площадью 32 656 кв. м в размере его рыночной стоимости - 33 253 000 руб. для целей налогообложения с 14.05.2012.
В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Обществом в отношении земельного участка площадью 32 656 кв. м с кадастровым номером 74:36:0701006:60 земельный налог за 7 месяцев 2012 года исчислен на основании судебного акта исходя из кадастровой стоимости в размере 33 253 000 руб. При этом земельный налог за данный участок в уточненных декларациях от 29.01.2013 и 11.06.2013 обществом не исчислен.
Налоговый орган исчислил налог за данный участок с применением стоимости, отраженной в государственном кадастре - 67 079 016 руб.
Отказывая в признании недействительным решения инспекции в части доначисления налога, пеней и привлечения к ответственности за неполную уплату налога, суды руководствовались также ст. 389, 390, 391 НК РФ, ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", исходили из следующего.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" источником сведений о кадастровой стоимости земельных участков является государственный кадастр недвижимости.
Исходя из положений п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, возможен пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Следствием удовлетворения требований, заявленных в судебном порядке, является внесение в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости взаимен ранее внесенной. Вместе с тем установление решением суда кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости, что следует из предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая отмеченное, суды признали правомерным доначисление налога за участок с кадастровым номером 74:36:0701006:60 площадью 32 656 кв. м за 7 месяцев 2012 года с использованием стоимости, отраженной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 09.06.2012.
Судами правильно применены нормы права к установленным обстоятельствам, в том числе в отношении применения инспекцией п. 3 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ, поскольку общество к моменту совершения правонарушений считалось подвергнутым взысканию санкции по ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку установление решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости само по себе не свидетельствует о нарушении прав общества применением стоимости, отраженной в государственном кадастре недвижимости. Данный вывод следует из содержания определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.07.2014 N 1555-О.
Ссылка заявителя на п. 1 ст. 34.2, подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ о применении разъяснений Министерства финансов Российской Федерации также отклоняется, поскольку ведомственное письмо не носит обязательного правового характера, выражает предположения о применении правовых норм.
Довод общества о незаконности судебных актов ввиду того, что в них излагаются нормы права, касающиеся деятельности органа, ведущего государственный кадастр недвижимости, несостоятелен; судами не приняты судебные акт о правах и обязанностях данного лица.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2014 по делу N А76-3958/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Механизмы. Транспорт. Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2014 N Ф09-8461/14 ПО ДЕЛУ N А76-3958/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. N Ф09-8461/14
Дело N А76-3958/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Механизмы. Транспорт. Сервис" (далее - общество, ООО "МехТрансСервис", заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2014 по делу N А76-3958/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Канаушева О.В. (доверенность от 11.06.2013 б/н);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска (далее - налоговый орган, инспекция) - Крутикова Ю.А. (доверенность N 05-27/002978@ от 05.03.2014);
- Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) - Крутикова Ю.А. (доверенность N 06-31/1/000512 от 16.05.2014).
ООО "МехТрансСервис" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции и управлению о признании недействительными решений N 233 от 28.11.2013, N 16-07/000265 от 30.01.2014.
Решением суда от 26.05.2014 (судья Каюров С.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2013 (судьи Тимохин О.Б., Малышев М.Б., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить и передать дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Общество указывает, что им произведено доначисление земельного налога за 7 месяцев 2012 года в отношении вновь образованного земельного участка площадью 32 656 кв. м с кадастровым номером 74:36:0701006:60 в соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2013 по делу N А76-14235/2012, которым кадастровая стоимость указанного земельного участка с 14.05.2012 для целей налогообложения установлена в размере 33 253 000 руб. По мнению общества, имеет место противоречие двух судебных актов по разным делам: N А76-14235/2012 и N А76-3958/2014. Заявитель также ссылается на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, данные в письме от 10.04.2013 N 03-05-05-02/11854, о перерасчете налога с применением кадастровой стоимости, улучшающей положение налогоплательщика. Кроме того, общество полагает, что судами приняты акты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области. Заявитель также ссылается на то, что применил порядок исчисления налога в соответствии с решением суда по делу N А76-14235/2012, следовательно, не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В представленных отзывах инспекция и управление возражают против доводов заявителя, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, обществом в инспекцию 29.01.2013 представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, где при расчете налога применена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:2 в размере 12 776 986 руб.
Обществом 11.06.2013 представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год (корректировка N 1), согласно которой налоговые обязательства уменьшены. Обществом при расчете налога за земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701006:2 применена налоговая ставка в размере 1,2% в отличие от первоначального расчета с применением ставки 1,5%.
Кроме того, обществом представлена 18.06.2013 уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год (корректировка N 2), в которой обществом исчислен налог за 7 месяцев 2012 года за земельный участок с номером 74:36:0701006:60. При расчете налога применена кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2013 по делу N А76-14235/2012, а именно в размере 33 253 000 руб.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленных налоговых деклараций составлен акт от 02.10.2013 N 306 и вынесено решение N 233 от 28.11.2013, которым общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ (с учетом п. 4 ст. 114 НК РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 228 297 руб. 20 коп. за неуплату налога в результате занижения налоговой базы, также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог за 2012 год в сумме 570 743 руб., пени в сумме 55 474 руб. 96 коп.
Решением УФНС от 30.01.2014 N 16-07/000265@ решение инспекции от 28.11.2013 N 233 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решениями, ООО "МехТрансСервис" обратилось в арбитражный суд, в качестве правового обоснования заявленных требований ссылаясь на положения ст. 223 ГК РФ, ст. 388, 389, 391 НК РФ. Кроме того, общество ссылалось на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2013 по делу N А76-14235/2012.
При рассмотрении спора суды руководствовались положениями ст. 389, 390, 391, 396 НК РФ, ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как установлено судами, общество являлось собственником части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:2, расположенного по адресу: 454036, г. Челябинск, ул. Демидовская, 5. Дата регистрации возникновения права - 23.12.2011, дата регистрации прекращения права - 09.06.2012. Кадастровая стоимость на 01.01.2012 согласно данным Росреестра - 83 848 770.20 руб. Обществом налог за данный участок в части, соответствующей его доле в праве, исчислен на основании данных о стоимости участка, указанных в кадастровом паспорте N 7436/221/09-559 - 15 971 233,2 руб.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Согласно п. 14 ст. 391 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" источником сведений о кадастровой стоимости земельных участков является государственный кадастр недвижимости.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке, что закреплено в п. 1 "Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии". Данная служба осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ведение государственного кадастра недвижимости, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (п. 5 указанного Положения).
Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, как установлено ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О государственном кадастре недвижимости".
Для подтверждения представленной обществом информации о кадастровой стоимости по земельным участкам N 74:36:701006:60 и 74:36:0701006:2 инспекцией направлены запросы N 11-25/015177 и 11-25/015183 от 02.10.2013 о кадастровой стоимости в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области.
Судами установлено, что налоговым органом использована при расчете кадастровая стоимость земельного участка номер 74:36:0701006:2, отраженная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2012 г. Налогоплательщик же при расчете налога использовал информацию, не относящуюся к налоговому периоду 2012 год.
Доначисление налога, пеней и привлечение к ответственности за неполную уплату налога за данный земельный участок суды признали соответствующим налоговому законодательству.
Вывод судов основан на материалах дела, соответствует ст. 390, 391, 75, 122 НК РФ.
В кассационной жалобе не содержится доводов относительно судебных актов в данной части.
Судами также установлено, что общество являлось собственником земельного участка N 74:36:0701006:60, расположенного по адресу: 454036, г. Челябинск, ул. Демидовская, 5. Названный участок поставлен на государственный учет 14.05.2013. Дата регистрации возникновения права общества на участок - 09.06.2012. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 09.06.2012 составляет 67 079 016 руб. При этом не имеется сведений об изменении кадастровой стоимости с момента постановки земельного участка на кадастровый учет до возникновения прав общества на данный участок.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:60 площадью 32 656 кв. м в размере его рыночной стоимости - 33 253 000 руб. Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:60 площадью 32 656 кв. м в размере его рыночной стоимости - 33 253 000 руб. для целей налогообложения с 14.05.2012.
В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Обществом в отношении земельного участка площадью 32 656 кв. м с кадастровым номером 74:36:0701006:60 земельный налог за 7 месяцев 2012 года исчислен на основании судебного акта исходя из кадастровой стоимости в размере 33 253 000 руб. При этом земельный налог за данный участок в уточненных декларациях от 29.01.2013 и 11.06.2013 обществом не исчислен.
Налоговый орган исчислил налог за данный участок с применением стоимости, отраженной в государственном кадастре - 67 079 016 руб.
Отказывая в признании недействительным решения инспекции в части доначисления налога, пеней и привлечения к ответственности за неполную уплату налога, суды руководствовались также ст. 389, 390, 391 НК РФ, ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", исходили из следующего.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" источником сведений о кадастровой стоимости земельных участков является государственный кадастр недвижимости.
Исходя из положений п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, возможен пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Следствием удовлетворения требований, заявленных в судебном порядке, является внесение в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости взаимен ранее внесенной. Вместе с тем установление решением суда кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости, что следует из предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая отмеченное, суды признали правомерным доначисление налога за участок с кадастровым номером 74:36:0701006:60 площадью 32 656 кв. м за 7 месяцев 2012 года с использованием стоимости, отраженной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 09.06.2012.
Судами правильно применены нормы права к установленным обстоятельствам, в том числе в отношении применения инспекцией п. 3 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ, поскольку общество к моменту совершения правонарушений считалось подвергнутым взысканию санкции по ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку установление решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости само по себе не свидетельствует о нарушении прав общества применением стоимости, отраженной в государственном кадастре недвижимости. Данный вывод следует из содержания определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.07.2014 N 1555-О.
Ссылка заявителя на п. 1 ст. 34.2, подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ о применении разъяснений Министерства финансов Российской Федерации также отклоняется, поскольку ведомственное письмо не носит обязательного правового характера, выражает предположения о применении правовых норм.
Довод общества о незаконности судебных актов ввиду того, что в них излагаются нормы права, касающиеся деятельности органа, ведущего государственный кадастр недвижимости, несостоятелен; судами не приняты судебные акт о правах и обязанностях данного лица.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2014 по делу N А76-3958/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Механизмы. Транспорт. Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)